Эксперт: Борьба с коррупцией в госзакупках – противостояние брони снаряду

По данным минэкономразвития, количество госзакупок в 2015 году выросло по сравнению с 2014 годом в количественном и денежном выражении. Но при этом ухудшилась конкурентная среда (снизилась доля открытых конкурсов, электронных аукционов, выросли доли госзакупок у единственного поставщика).

О чем говорят эти тенденции? Насколько затратно обычной компании принять участие в конкурсе госзакупок? На эти вопросы корреспонденту Pravda.Ru ответил куратор рабочей группы по закупкам Экспертного Совета при Правительстве РФ Георгий Сухадольский.

Ухудшение конкурентной среды объективно вызвано кризисной ситуацией в экономике. В обычное время поставщики готовы подавать заявки на конкурентные процедуры (конкурсы и др.) на долгосрочные контракты, отметил эксперт. "Но если для кого-то долгосрочно — это три года, то для кого-то — даже полугодовой контракт может рассматриваться в качестве долгосрочного, все зависит от номенклатуры продукции и рыночной ситуации в конкретном сегменте. И в рамках нестабильной ситуации поставщики нередко не готовы участвовать в этих процедурах: кто-то не хочет рисковать, а кто-то сразу понимает что не сможет выполнить такой контракт, особенно если требуется поставка продукции зарубежного производства.

В итоге суммарной конкуренции становится меньше. Соответственно, вырастает доля внеконкурентных процедур, закупок у единственного поставщика", — сказал Георгий Сухадольский журналисту Правды.Ру.

Маленькой компании, чтобы принять участие в конкурсе, надо, по крайней мере, потратить деньги на электронную подпись, надо взять кредиты для обеспечения своей заявки, и надо потратить трудоусилия на поиск нужных тендеров. В итоге формируется достаточно значимая для маленькой компании расходная часть. "Однако если такая компания при этом выигрывает государственные или муниципальные контракты, то почти наверняка она получает необходимую для себя доходную составляющую, причем что важно — обеспеченную государственным бюджетом и значит эти деньги ей точно будут выплачены", — сказал эксперт.

Как электронный формат поможет сэкономить на госзакупках? Будет ли он способствовать повышению прозрачности и конкурентности процедур? По мнению Георгия Сухадольского это поможет тем регионам, где инфраструктура доступа к Интернету развита достаточно высоко. Более того, для регионов, где доставка бумажных документов затруднительна, например, на Дальнем Востоке, электронизация может стать благом.

С другой стороны, добавил он в беседе с журналистом Правды.Ру, пока еще не по всей России электронизация в достаточном объеме развита для того, чтобы поставщики в любой момент могли подавать заявки в электронной форме. "Надо будет смотреть ближе к середине следующего года, везде ли инфраструктура сможет обеспечить в полном объеме переход на электронные процедуры.

Является ли это борьбой с коррупцией? Конечно, определенным шагом является, но как всегда, это противостояние снаряда и брони, насколько сами электронные площадки защищены технологически, чтобы даже системные администраторы этих электронных площадок не могли просто так открыть чьи-то заявки, где-то их посмотреть или кому-то из поставщиков оградить доступ", — подчеркнул эксперт.

Читайте последние новости Pravda.Ru на сегодня