В кризис россияне покупают "Порше"

В условиях экономического кризиса российский автомобильный рынок существенно сократился. Ожидается ли падение продаж в следующем году? Какие меры поддержки производителей и покупателей предпринимает государство? Как автопроизводители ведут себя в кризис? На эти вопросы Pravda.Ru ответила директор Национального агентства промышленной информации Татьяна Арабаджи.

Ситуация на автомобильном рынке

— По предварительным итогам, российский авторынок (как в плане продаж, так и в плане производства) показывает значительное падение. Означает ли это, что за последние 15 лет автомобиль впервые превращается из средства передвижения в роскошь для россиян?

Если говорить о роскоши, то за последние 15 лет это не впервые, был еще кризис 2009 года, когда тоже резко кредитование сократилось, и цены выросли. Конечно, не так просто уже купить автомобиль, но продажи идут, хотя, действительно, сильно сократились — в месяц почти на 41 процент легковушки упали в продаже.

— Сильно ли изменился автомобильный рынок с начала кризиса? Что делают крупнейшие автомобильные заводы — уменьшают объемы выпуска, или кто-то сворачивается, как "Дженерал моторз", и уходит с рынка, либо они ждут? И как это сказывается на цене автомобиля и на объемах выпуска?

— У нас долгое время, до этого кризиса, были популярны кроссоверы, внедорожники, и доля их росла, сейчас опять растет доля седанов, интересно растет доля премиальных автомобилей. Например, единственные, кто за 10 месяцев показал рост продаж, — это автомобили "Порше". Их продажи за 10 месяцев этого года выросли на 20 процентов. Остальные показывают снижение.

Есть еще Datsun, но Datsun запущен был только в 2014 году, поэтому это просто эффект "низкой базы", а все остальные модели, все остальные марки, которые существовали на рынке, показывают минус.

Если говорить об автопроме, то сам по себе кризис не очень сильно сказывается на ландшафте автопрома, он сказывается на ситуативных вещах. Понятно, что снижаются продажи — снижается производство, снижается производство — сокращаются рабочие места. Но опять же все ждут восстановления рынка.

Ждут какими способами? Если снижают производство, то в чем это выражается для работников — в сокращении рабочих дней и вынужденных отпусках?

— У нас не очень приветствуется сокращение рабочих мест. В целом это болезненная ситуация для любого региона, поэтому у нас, хотя и есть факты, когда сокращается количество рабочих мест на "ГАЗе", на "АвтоВАЗе", люди увольняются по собственному желанию с какими-то компенсациями, с выплатой зарплаты за 2-3 месяца. По соглашению сторон.

Либо это сокращенная рабочая неделя — это тоже, в принципе, не новый метод, на всех кризисах опробованный. То есть остается либо четыре рабочих дня, либо каждый день, но меньше по времени. Бонусную часть, премиальные, конечно, убирают. А с чего платить премию, если нет объемов?

Меры по поддержке автопрома

— А какие государственные меры принимаются, чтобы объем продаж снижался меньшими темпами?

Все меры можно разделить на две части: на поддержку потребителя и на поддержку производителя. Что касается производителя, там есть компенсации части затрат и за научно-исследовательские работы, есть компенсации на производство автомобилей и гарантийное обслуживание, если этот автомобиль не ниже евро 4 класса, и так далее.

Меры по поддержке потребителя немножко другие. Наверное, многие знают, что у нас действует программа утилизации автомобилей, когда вы сдаете старый автомобиль (либо на утилизацию, либо по программе трейд-ин) и получаете определенную скидку на покупку нового автомобиля.

— Расскажите подробнее как воспользоваться этими схемами поддержки?

— Вы выбираете автомобиль, который хотели бы приобрести, приходите к дилеру, говорите, что у вас есть свой автомобиль, старый, он должен находиться у вас в собственности. Дальше решаете, вы его совсем утилизируете, то есть он вам не нужен и он не подлежит следующей продаже, или же его можно все-таки сдать в трейд-ин.

Если дилер и вы со всем согласны, то дилер у вас принимает старый автомобиль, и вам при покупке нового автомобиля положена скидка. Размер скидки сейчас варьируется, есть рекомендованные скидки от государства. Если вы сдаете именно на утилизацию, то на легковой автомобиль это где-то 50 тысяч, на кроссовер — 90 тысяч.

А если этот автомобиль можно еще продать, вы его в трейд-ин сдаете, то рекомендованная скидка в трейд-ин 40 тысяч — на легковой автомобиль, на кроссовер — 75 тысяч. Но у многих автопроизводителей были и свои интересные предложения. То есть, если вы брали какой-то конкретный автомобиль, то на конкретный автомобиль были дополнительные скидки. Естественно, это если речь идет о покупке нового автомобиля. Программа не действует, если вы хотите купить подержанный автомобиль. Также к участию в программе допускаются только автомобили старше шести лет.

— Еще какие-то программы существуют?

— Это программа льготного кредитования. Здесь государство субсидирует часть процентной ставки по кредиту, но размер там всегда плавающий, потому что он всегда привязан к учетной ставке ЦБ. И есть программа льготного автомобильного лизинга, поскольку есть такое понятие, как лизинг автомобиля для физических лиц.

Там принцип тот же самый: государство компенсирует часть процентов по лизинговому договору. И, в принципе, все эти программы могут быть скомбинированы: то есть, если у вас есть машина старше шести лет, вы можете ее сдать на утилизацию, в трейд-ин, и еще оформить программу льготного автокредитования, например, то есть платить немножко меньше процентов.

В принципе, это неплохой вариант, но нужно понимать, что это до тех пор, пока у нас не изменится экономическая ситуация в стране. Эти меры могут поддержать рынок, но они не переломят ситуацию кардинально.

Российский автопром

— А если брать такую старую проблему, как качество советского автопрома, то сейчас эта проблема снивелировалась? Соотношение "цена-качество" отечественных автомобилей похоже на советское, или это уже совершенно другая реальность?

Другая реальность. В советские времена и конкуренции не было, за машинами стояла очередь, и люди брали что есть, не было и сервисных станций. Сейчас-то мы живем в другой реальности, особенно после 2009 года, когда машин стало все же слегка больше, чем покупателей, поэтому и дилеры заинтересованы в продаже, и производители тоже. Рынок насыщается.

Бесспорно, отечественные производители проделали большую работу, и тот же автомобиль "Лада", если мы будем говорить о сегодняшнем автомобиле, и о том, что было в советское время, — это разные машины. Посмотрите, современные модели, та же "Лада Ларгус", "Гранта" и "Веста", "Трейд" — это очень симпатичные по дизайну автомобильчики. И "АвтоВАЗ" много работает и над ходовой, и над качеством автомобиля, и над укреплением позиции бренда.

Много усилий прикладывают к тому, чтобы поменять сознание потребителя, что российский автомобиль — плохой автомобиль. Что касается ремонтопригодности, по количеству заездов на сервис тут сложно сравнивать "Ладу", "Ниссан" или "Мицубиши", даже тот же "Хюндай". Все равно машины разные, у них разная стоимость обслуживания, еще при этом сервисное обслуживание — это тоже нужно не забывать. Стоимость запчастей разная, норма часа разная.

Сейчас идут разговоры о том, что отечественный автопром с внутреннего рынка начинает немножко переориентироваться на экспорт. Это правда? На какие страны он может ориентироваться?

— Наш самый ближайший сосед — это Казахстан. Украина, по понятным причинам, закрыта, хотя до этих событий это был наш самый крупный экспортный рынок. Сейчас это Казахстан. Там порядка 70 процентов продаваемых легковых автомобилей — это автомобили российского производства. Поэтому что касается экспорта, это, бесспорно, ближайшие соседи — Казахстан, Белоруссия. То есть бывшие советские республики, если мы говорим о легковых машинах. У нас есть, конечно, экспорт и в Эквадор, но объемы там невелики.

— Каковы прогнозы на 2016 год?

— К сожалению, в последние два месяца наш прогноз ухудшили на 2016 год, потому что сильно ухудшились прогнозы на стоимость барреля нефти, на ВВП и так далее. Поэтому, по нашей оценке, если в этом году рынок сократится на 37-38 процентов, то где-то минус 5-10 процентов в следующем году можно ожидать. То есть, если мы выйдем на уровень 2015 года в 2016-м, то это будет очень даже неплохо.

Подготовила к публикации Мария Сныткова

Беседовала

Автор Лейла Мамедова
Лейла Мамедова — журналист, экономический обозреватель Правды.Ру *
Обсудить