Автостраховщикам надо разрешить уйти

Российские автостраховщики одержали очередную победу. Как сообщил президент Всероссийского союза страховщиков Игорь Юргенс, глава Центробанка Эльвира Набиуллина дала добро на либерализацию тарифов ОСАГО. Новость для автовладельцев не самая радостная. Однако страховщики пытаются подсластить пилюлю, говоря о дифференцированных тарифах.

Либерализация тарифов ОСАГО — это оксюморон

Вообще, как по мне, эпитет "либеральный" в отношении обязательной для каждого автомобилиста "автогражданки" — это классический оксюморон (употребление в связке слов с противоположным значением). Классический либеральный рынок предполагает как раз право покупателя отказаться от покупки товара — если он ему не очень нужен, или цена на него кажется высокой. И то ли вообще без этого товара обойтись — то ли поискать другого продавца.

В случае же с ОСАГО имеет место "государственное принуждение" потребителя (автомобилиста) покупать пресловутый полис — под угрозой немалых штрафов от ГИБДД. Ну, а выбор страховщика, в условиях фактического картельного сговора между ними, исключающего возможность реального "демпинга", тоже становится достаточно эфемерным. Собственно, потому доселе эти тарифы и регулировались государством — в лице Центробанка.

С одной стороны, конечно, суммы страховых выплат, в связи с падением курса рубля и повышением в рублевом эквиваленте стоимости автомобилей, действительно выросли. Ну так ведь и "базовый тариф" ОСАГО за последний год вырос на 80-110 процентов.

Автостраховщики терпят огромные убытки?

Что не мешает тому же Игорю Юргенсу стращать общество и власть апокалиптическими последствиями "заморозки" тарифов — вплоть до "массового ухода страховщиков с рынка "автогражданки". Который порой объявляется для бедных бизнесменов вообще "убыточным". И чего только они на нем работают — непонятно. Видно, из чистого человеколюбия к несчастным согражданам-автомобилистам.

На самом деле, на этот счет есть любопытные данные, приведенные Ассоциацией по защите страхователей. Оказывается, согласно нормативным документам по ОСАГО, страховые выплаты должны составлять не менее 80 процентов от суммы страховой премии, то есть денег, потраченных водителями на покупку полисов. "Однако этот норматив все 11 лет работы ОСАГО не выполнялся и составлял только 53 процента. В абсолютной величине нарушение оценивается в 246 млрд рублей", — пишет Ассоциация по защите страхователей.

И делает вывод, что автовладельцы либо недополучили в качестве выплат 246 млрд рублей за 11 лет ОСАГО, либо переплатили за полисы ОСАГО.

Так ли это на самом деле — должны разобраться эксперты. Но, как по мне, государству не мешало бы провести "чистый эксперимент" на страховом рынке — для окончательного разрешения спора, убыточен ли рынок ОСАГО, или, наоборот, приносит страховщикам немалые прибыли. Это же очень просто — на все угрозы "уйти с убыточного рынка" спокойно ответить: "Ну и уходите на здоровье — сами справимся". Обязав при этом заниматься "автогражданкой" лишь специальную государственную структуру, вроде советского ГОССТРАХа, с минимальной рентабельностью — но с государственными гарантиями выплат.

И вот тогда (по реакции частных страховщиков) и можно будет судить — действительно ли имеющиеся "нелиберализованные" тарифы настолько невыгодны.

Также по теме:

"Либерализация тарифов ОСАГО - это очередной грабеж"

"Закон об ОСАГО - антиконституционный"

 

Автор Юрий Носовский
Юрий Носовский — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру
Обсудить