Самые опасные на дороге - "водители с опытом"

Какой тип водителей является самым опасным на дорогах? Какого водителя можно считать по-настоящему опытным? Как изменилось обучение в российских автошколах за последнее время? И будет ли обучение вождению в России стоить 100 тысяч долларов? Об этом беседуют главный редактор Pravda.Ru Инна Новикова и автомобильный эксперт Игорь Моржаретто.

Мудрость к водителю приходит после 10 лет стажа

Игорь, до последнего времени говорили, что самая большая опасность — это нахождение за рулем в пьяном виде. И что бороться, в первую очередь, нужно с пьяницами за рулем. Но кто на самом деле опаснее: пьяницы или лихачи?

— С пьяницами нужно бороться, спору нет. Борьба такая уже идет, ужесточаются наказания. И число пьяных водителей за рулем сокращается. Но, чтобы все понимали, на долю "пьяных" ДТП приходится лишь пять процентов всех аварий. И больше семи процентов их не было никогда.

В 85 процентах ДТП однозначно оказываются виновными трезвые водители, еще 13 процентов приходится на другие обстоятельства: это вина пешеходов, дорожные условия и так далее.

Но 85 процентов — вина именно водителей. Как правило, это превышение скорости, выезд на встречную полосу, недостаток опыта. В общем, переоценка собственных сил и навыков.

— Получается, что если главная проблема — трезвые водители, значит, их плохо учили?

— Учили, может, и хорошо. Но человек выезжает на дорогу, ездит 2-3 года, и вдруг в какой-то момент начинает ощущать себя на ней царем и богом. Статистика — вещь любопытная, если в ней как следует покопаться, набредешь на очень интересные вещи.

Вот, например, у нас постоянно говорят, что большинство аварий происходит по вине молодых водителей. А статистика утверждает, что на их долю приходится лишь 15-20 процентов аварий. А остальные 85 — на опытных водителей, со стажем больше трех лет.

Мне однажды в руки попалось исследование по аварийности среди водителей автобусов. И выяснилось, что пик аварийности приходится на период водительского стажа от 8 до 10 лет. Восемь лет человек за рулем, водит большой автобус. Вдруг он понимает, что все умеет, все знает, у него все автоматом в голове складывается.

И как итог — выше аварийность. Видимо, мудрость "дорожная" наступает после 10 лет водительского стажа.

— А у водителей легковых машин какой самый опасный возраст?

— Я считаю, что где-то в районе трех лет. Человек, проехав примерно 100000 км, начинает чувствовать себя "королем дороги". А молодой водитель в первый год сидит бедный, вцепившись в руль, боится всего, даже собственной тени, не лихачит. Потом уже начинает понемногу расслабляться.

Поэтому я всю вину на молодых водителей валить бы не стал. И не стал бы говорить, что их плохо учат. Учат их ровно тому, что требует ГАИ.

Сколько стоит обучение в автошколе

— Кстати, именно по поводу подготовки водителей в последнее время было много дискуссий. Как с этим обстоят дела сейчас?

— С прошлого года ввели новые методики обучения, новые рабочие планы, ввели новые категории, подкатегории. Раньше их было шесть, теперь стало шестнадцать, соответственно изменилась и программа обучения.

Часть автошкол прошла новую систему лицензирования, достаточно строгую. Часть, в основном, "бумажная", торговавшая свидетельствами, отсеялась. Но до конца система так и не выстроена, экзамены ГАИ принимает по старым методикам, новые так и не утверждены. То есть учить стали по-новому, а экзамены принимают по-старому.

Но проблема есть: удлинился цикл обучения, и из-за этого оно подорожало.

— Сколько сейчас, кстати, стоит обучение в автошколе?

— По-разному, но если говорить о Москве, то примерно 40 000 рублей. В Московской области — где-то 30-35 тысяч. В регионах есть и 25 -30 тысяч, но дешевле 25 тысяч уже нет нигде.

Парковка по цене самолета

— А есть страны, где эта цена измеряется десятками тысяч долларов…

— Это касается стран мелких, в которых очень плотное движение. В том же Сингапуре обучение может стоить и 100 тысяч долларов, а пошлина на покупку автомобиля составляет две цены. Хочешь купить автомобиль за 100 тысяч долларов, а платишь за него все 300. Место на паркинге стоит там как самолет. То есть все делается для того, чтобы человек не садился за руль.

Но, извините, Сингапур — это остров малехонький, не сравнимый с Россией, где гигантские территории, и частный транспорт для многих жителей, особенно глубинки, становится единственным средством передвижения и коммуникации.

Мне рассказывали, что в Читинской области есть поселок, жители которого за хлебом и спичками ездят в магазин за 200 км.

— У нас в стране уровень автомобилизации на очень низком уровне: 285 автомобилей на 1000 жителей. В Восточной Европе, не очень богатой, примерно 450 автомобилей на 1000 жителей. В Западной Европе — 600-800, в Америке 800-900. Мы ближе по менталитету к американцам, у нас такие же большие расстояния.

Также по теме:

Как обезвредить дурака на дороге

Инструкция: Как составить европротокол

Штрафы: Как дружить с ГИБДД

"Алмазный мальчик" уехал, но обещал вернуться

Подготовил к публикации Сергей Валентинов

Беседовала

Автор Инна Новикова
Инна Новикова - с 2000 года - генеральный директор, главный редактор интернет-медиахолдинга "Правда.Ру". *