КНДР будет защищаться от США любой ценой

Северная Корея является одной из самых закрытых стран мира. Закрытость КНДР, в общем, вынужденная, это такая защитная реакция от враждебных внешних сил. В общем-то, и ядерное оружие было создано в Северной Корее из этих соображений. О сегодняшней ситуации в КНДР рассказывает Pravda.Ru руководитель Центра корейских исследований Александр Жебин.  

- Александр Захарович, поводом для нашей встречи послужили последние вбросы в прессу о том, что спецслужбы Южной Кореи и США готовят какую-то провокацию против Северной Кореи. Так ли это? И насколько этой информации можно доверять?

- На данный момент трудно сказать, насколько серьезны и продвинуты эти планы. Однако то, что Соединенные Штаты и Южная Корея отрабатывают планы оккупации Северной Кореи и занятия ее административных центров — это бесспорный факт. Все это очень печально и может вызывать у всех соседей этих государств только разочарование.

- Насколько можно доверять информации о том, что Северная Корея обладает ядерным оружием?

- Мировое сообщество исходит из того, что такое оружие у КНДР есть. Не случайно Совет Безопасности ООН уже принял несколько резолюций, в которых подверг Северную Корею очень жестким экономическим и другим санкциям за ядерные испытания.

Что касается ракетного оружия — Северная Корея, как известно, в декабре 2012 года запустила искусственный спутник Земли, и это тоже запрещено Северной Корее резолюциями Совета Безопасности ООН, которые запрещают любые запуски с использованием баллистических технологий.

Северная Корея с такой ситуацией не согласна. Она считает, что имеет право на такие запуски. Тем более, что все соседние страны запускают спутники.

Южная Корея, Соединенные Штаты и Япония выражают озабоченность тем, что под видом запуска спутника северокорейцы отрабатывают технологию межконтинентальных баллистических ракет. У северокорейцев своя аргументация.

Ракета, как известно, должна пролететь семь-восемь тысяч километров и приземлиться в строго заданном квадрате, чтобы доставить туда боеголовку. Даже в официальном докладе Пентагона, посвященном вооруженным силам Северной Кореи, американцы признают, что пока ни одного успешного запуска испытания такой ракеты КНДР еще не произвела. Спутник она запустила. Другое дело, что целый ряд технологий, которые используются при этом, могут быть использованы при создании межконтинентальной баллистической ракеты.

- Александр Захарович, как руководитель Центра корейских исследований, вы не разделяете Северную Корею и Южную?

- Для нас Корея — это одна страна, одна нация, которая в силу ряда трагических обстоятельств корейской истории оказалась на данный момент разделенной. Надо сказать, это не первый случай в корейской истории, когда Корея оказалась поделена на несколько государств.

В древности были таки периоды, когда в Корее существовало несколько государств, а не только два. И они воевали между собой. Кстати, старались привлечь на свою сторону, как сейчас говорят, внешние силы. Прежде всего, конечно, соседний Китай.

Корейская история очень древняя и там были разные периоды. К сожалению, нынешний период затянулся уже на семьдесят лет. К сожалению, корейцы пока не могут прийти к согласию о том, как им преодолеть это несчастливое прошлое, чтобы вместе выработать дорожную карту, которая привела бы к объединению страны.

- Северная Корея более закрыта для изучения?

- Я бы не сказал, что это так. Сравнительно она более закрыта, чем Южная Корея.

- А точки соприкосновения между Северной Кореей и Южной Кореей есть?

- Точки соприкосновения есть. Первая значимая была найдена в 1972 году, когда Север и Юг встретились и выработали три принципа объединения. Во-первых, мирным путем и без вмешательства извне. Потребовалось еще примерно двадцать лет, чтобы эти принципы были конкретизированы.

В 1991 году встретились премьер-министры Северной и Южной Кореи, которые заключили соглашения о сотрудничестве двух корейских государств. Но в это время американцы обвинили Северную Корею в создании ядерного оружия, поэтому реализация этого соглашения оказалась отложенной почти на десятилетие.

Только с приходом к власти в Южной Корее либерально-демократических президентов, таких как Ким Дэ Чжун и Но Му Хён, стороны смогли найти условия для шагов навстречу друг другу. Впервые состоялась встреча на высшем уровне между руководителями Севера и Юга.

Президент Республики Корея Ким Дэ Чжун, который впоследствии получил за это Нобелевскую премию мира, приехал в Пхеньян и договорился, что стороны все же будут сотрудничать и искать пути к взаимному объединению. До этого стороны выдвигали многочисленные предложения по объединению, но мало слушали, что говорит другая сторона.

 - Насколько высок уровень патриотизма в Северной Корее? Это все пропагандистский шум или все-таки там действительно люди верят в светлое будущее, идеи чучхе и так далее?

 - Дело в том, что северные корейцы считают себя настоящими корейцами. Гораздо большими корейцами, чем южане. На Юге довольно сильно влияние Соединенных Штатов. Даже в лексике очень много англоязычных заимствований. В одной газете, помню, встретил незнакомое слово, оказалось, что так южные корейцы транскрибировали английское слово "фэны" — то есть "болельщики". Пока в Северной Корее таких заимствований практически нет.

И северяне постоянно обвиняют южан, что они слишком зависят от Соединенных Штатов, что те не могут жить без американских войск. Северяне настаивают на том, чтобы решить проблему объединения силами собственной нации, без вмешательства внешних сил. Южане считают, что американцы — главный залог их существования и выживания. Они основываются на опыте Корейской войны, когда северокорейцы довольно быстро захватили практически весь Корейский полуостров, оставив крошечный плацдарм у Пусана. Только высадка американских войск в Инчхоне спасла тогда Южную Корею от полного разгрома.

На таких страхах прошлой Корейской войны, которая была очень жестокой с обеих сторон, они во многом еще сохраняют и подпитывают то недоверие, ту вражду, которую порой испытывают Север и Юг друг к другу. Сказывается и то, что в последнее время — особенно при последних двух президентах Ли Мён Баке и нынешнем Пак Кын Хе — определенные круги в Сеуле почему-то уверовали, что Север вот-вот развалится, если на него чуть-чуть поднажать. Там сменится режим, придет некто более покладистый и объединение будет достигнуто.

Но я лично не вижу пока таких признаков. И многие специалисты, в том числе и западные, указывают, что Север оказался на удивление устойчивой страной, которая очень внимательно изучала и учитывала ошибки, которые были совершены лидерами бывших социалистических стран в Восточной Европе.

Они много сделали для того, чтобы обеспечить, во-первых, единство руководства, ибо всякая революция начинается сверху, во-вторых, обеспечить, хотя бы минимальный уровень жизни населения, который не позволил бы перерасти в массовые проявления недовольства.

Хотя ситуация в экономике КНДР остается одной из самых проблемных. Связано это, видимо, как с ошибками самих руководителей экономики, так и с тем, что страна уже почти всю свою историю живет в условиях экономической блокады и экономических санкций.

  - А после развала Союза, видимо, еще хуже стало?

 - После исчезновения Советского Союза исчез, конечно, главный торгово-экономический партнер. На тот момент мы занимали где-то 60-70 процентов во внешней торговле Северной Кореи. Конечно, исчез и военно-политический союзник Северной Кореи. У нас был договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи. Сейчас у нас новый договор, подписанный в 2000-м году, где статьи об оказании военной помощи уже нет.

Тем не менее, я должен сказать, что наши отношения в последние годы заметно оживились. Последние два года, например, состоялось несколько визитов нашего министра по развитию Дальнего Востока, туда ездил новый постоянный представитель президента России в Дальневосточном федеральном округе Трутнев.

Нашу страну посетил министр иностранных дел КНДР Ли Су Ён. Был специальный представитель руководителя Корейской Народно-Демократической Республики, член президиума Политбюро Центрального Комитета Трудовой партии Кореи, секретарь ЦК ТПК Цой Рён Хэ. Политические контакты оживились. Есть определенные планы и в развитии экономических связей. Все зависит от отношения между Севером и Югом.

 - У нас северокорейские студенты учатся?

 - У нас учатся и северокорейские студенты, и преподаватели. Есть определенные программы, которые обеспечивают бесплатное обучение.

 - Судя по тому, что вы сказали, в Северной Корее уровень образования или технической подготовленности специалистов довольно высокий.

 - Запуск спутника, конечно, свидетельство о том, что в определенных областях промышленности Северная Корея достигла существенного результата и определенного научно-технического прогресса.

В то время как Южная Корея не смогла самостоятельно вывести спутник на орбиту — она сделала это только с нашей помощью. Северокорейцы смогли сделать это самостоятельно. Хотя возможно какие-то технологии когда-то были получены через третьи страны.

Северная Корея известна тем, что там очень способные компьютерные специалисты. Северокорейцы даже принимали участие в создании некоторых всемирно известных мультфильмов, таких как "Король Лев" и так далее.

 - Исходя из оценки опыта всех этих "оранжевых революций", в КНДР, наверное, такой переворот вряд ли возможен, как вы считаете?

 - Пока нет никаких признаков того, что это действительно возможно. Тут есть два ключевых фактора. Во-первых, еще во времена Ким Ир Сена северокорейское руководство очень внимательно изучало, почему так произошло в Восточной Европе, когда были отстранены от власти коммунистические, рабочие, социалистические партии, и уничтожены некоторые лидеры, например, Чаушеску. Ведь в Северной Корее лидер — это действительно сосредоточие власти. Это человек, окруженный священным ореолом.

Конечно, для них всегда было очень важно не допустить ни малейших посягательств на авторитет лидера. В головы северокорейцев не должна была закрасться даже сама мысль о том, что лидер может быть убит или ему может быть нанесен какой-то ущерб.

Когда в 1980-е годы произошли известные политические убийства (премьер-министра Швеции Улофа Пальме и Индиры Ганди), то в северокорейской печати об этих событиях не писали. Писали, что они внезапно умерли, а не были убиты.

Северокорейцы учли опыт и тех людей, которые хотят быстрых реформ, и тех, которых мы называем консерваторами. Все мы — в одной лодке. Если мы ее раскачаем, то перевернемся. Тем более известно, что в Южной Корее обсуждаются вопросы, с какого уровня судить не только политических руководителей, но и исполнителей. Допустим, охранников лагерей и так далее. Речь идет не просто о лишении профессии, а о том, чтобы этих людей наказывать.

Во-вторых, северокорейцы всегда поддерживали тесные связи с Китаем, который помогал им продовольствием, товарами ширпотреба, помогал поддерживать социальную стабильность внутри страны, на уровне, так сказать, grass level (здесь: на примитивном уровне — Ред.).

И вот эти два фактора: единство руководства и поддержание социальной стабильности за счет обеспечения более или менее скромного достатка на низовом уровне обеспечило то, что Северная Корея, несмотря на все экономические и внешнеполитические трудности, с которыми она сталкивалась на протяжении последних двадцати пяти лет после исчезновения СССР, все же сумела выжить. И более того, создать атомное оружие и запустить спутник.

Отвечает ли это нашим интересам? Что касается ядерного оружия — нет. Это провоцирует ядерное распространение. Мы не заинтересованы в появлении ядерных государств по периметру наших границ, будь то Северная Корея, Иран или Финляндия. Это не повысит нашу безопасность. Потом это показывает плохой пример другим странам.

Но мы понимаем, что такие действия Северной Кореи стали результатом резкого ухудшения ситуации с безопасностью этой страны. Что происходило в девяностые годы в Югославии, а потом в Ираке, затем в Ливии, когда ни ООН, ни Совет Безопасности не мог предотвратить односторонних действий или одностороннего толкования известных решений и резолюций? Суверенные государства оказались объектом вторжения. Их руководители были уничтожены без суда и следствия. Таким образом, северные корейцы намерены сопротивляться любой ценой.

Автор Игорь Буккер
Игорь Буккер — журналист, очеркист *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *