Любишь кататься? Берегись в автосалоне. Полезные советы по покупке и продаже автомобиля

Любишь кататься? Берегись в автосалоне

Автомобиль — не роскошь, а средство передвижения, с шуткой и правдой подметили классики. Автомобиль может стать недоступной роскошью, а не средством передвижения, потому что вы просто не сможете на нем ездить. Об участившихся случаях мошенничеств в автосалонах Pravda.Ru рассказал и.о. начальника 3-й ОРЧ отдела экономической безопасности и противодействия коррупции УВД по ЮВАО ГУ МВД России по Москве подполковник Антон Малкин.

— Часты ли сейчас случаи мошенничеств с подержанными машинами в автосалонах? Как обманывают?

— Достаточно часты, и в последнее время их стало значительно больше. Мы сегодня не будем говорить об официальных дилерах, а расскажем об автосалонах, которые продают подержанные автомобили, хотя они зачастую продают и новые. Сразу обращаю внимание, что все действия таких недобросовестных продавцов, вся их деятельность завуалированы под гражданско-правовые отношения. На что, соответственно, попадаются иногда наши граждане. Поскольку по ценам автомобили действительно стали роскошью в настоящее время, именно этим и пользуются недобросовестные продавцы.

Зачастую все автомобили в таких автосалонах выставлены в интернете на различных ресурсах, которые занимаются реализацией автомобилей. Потенциальный покупатель, выбрав автомобиль, созванивается с автосалоном, уточняет цену. Но автосалоны ставят цену чуть ниже средней, чтобы заинтересовать покупателя. По телефону цена подтверждается. Приглашается человек в автосалон. Дальше уже с ним работают менеджеры.

Главное, никогда не делайте какую-либо предоплату за автомобиль. Второе, обязательно надо посмотреть, действительно ли этот автомобиль в автосалоне находится физически и имеются ли на него документы. Перед тем, как подписать договор купли-продажи или какие-то другие документы, очень-очень внимательно их прочитайте. Если продается старый автомобиль, в документах всегда указывается старый собственник. Попросите продавца связаться со старым собственником, который хорошо знает историю этого автомобиля. С ним можно пообщаться, в том числе обсудить стоимость автомобиля, узнать, не намного ли завышена его стоимость автосалоном.

Самое главное, еще раз обращаю внимание, - это внимательно читать договор и не платить вперед деньги, пока вы не подпишите договор и не увидите этот автомобиль.

— Имя владельца автомобиля указывается не в договоре, а в ПТС, в паспорте транспортного средства, так?

— Естественно. На подержанный автомобиль, который находится в автосалоне, должны быть все документы, по крайней мере, копии вам сразу должны представить. Если вам откажут в предоставлении каких-то документов или возможности связаться с продавцом этого автомобиля, то это серьезный повод задуматься, что за автомобиль вы приобретаете, какова его история и реальная стоимость. А сначала, конечно, надо увидеть этот автомобиль, убедиться в том, что он физически находится в салоне.

— Под капот, наверное, тоже надо заглянуть?

— Конечно, стоит под капот заглянуть, если вы хорошо разбираетесь или приехали со специалистом. Но вообще, у нас настоящих специалистов в автомобилях не так много.

— Как вообще себя вести в автосалоне? Что надо делать и чего не следует?

— Основное, как показывает практика, могу точно сказать, когда человек приходит, если ему сразу, не показывая автомобиль, предлагают оплатить первоначальный взнос, то этого делать ни в коем случае не надо. Первоначальный взнос оплачивается только после заключения предварительного договора, в котором как раз прописаны все эти условия. Опять же, если с вами пытаются заключить предварительный договор, лучше немножечко насторожиться, потому что после подписания предварительного договора и оплаты части денежных средств или даже всей суммы, в основном договоре вы можете увидеть совершенно другую цену на автомобиль.

Автосалон может попытаться снять комиссию, которая не была оговорена ранее, порядка 15-25 процентов. Окончательная цена бывает увеличивается на 80-100 тысяч. Зачастую в договоре как раз указывается, что в случае отказа клиента от приобретения, деньги полностью не возвращаются. Люди видят большую сумму, на которую не рассчитывали, просят вернуть деньги, но в договор включен пункт, что в случае отказа клиента от приобретения, удерживается такой-то процент, часто таким образом автосалон получает 25-30 тысяч. Такие уловки достаточно распространены.

Подписанный договор подразумевает, что вы его прочитали и со всеми пунктами вы согласны. Самое главное, повторюсь, - читать договор и задавать вопросы. В любом случае, если вы будете задавать вопросы, недобросовестные продавцы, будут говорить: не обращайте внимание, это все нормально и т.д. Лучше лишний раз насторожиться, засомневаться и перестраховаться при заключении таких договоров.

Зачастую при автосалонах работают кредитные брокеры, которые пытаются навязать разные виды кредитования, например, страхование жизни и здоровья, ответственности какой-нибудь при приобретении автомобиля, утверждая, что кредитно-финансовая организация не даст заем, если не будут застрахованы жизнь и здоровье. Но в большинстве компаний такие страховки не являются обязательными. Одни банки могут требовать страхование КАСКО, другие — нет. То есть, это внутренние правила самих кредитных организаций, которые лучше уточнять в головном офисе, просто позвонив туда.

Учтите, что заработная плата брокеров зависит от суммы сделки, а зарплата страховых агентов от процентов по кредитам. Не поленитесь достать калькулятор или попросить представителя кредитного учреждения самому рассчитать, сколько в конечном итоге получится. Посмотрите график платежей и окончательную сумму, которую вы заплатите по окончании данного кредитного договора. Потому что очень часто вам говорят одно, а на практике выходит иное.

Ведь люди при покупке радуются, естественно, эйфория, приобретают дорогую вещь, о которой долго мечтали. Поэтому часто не глядя подписывают документы. А уже потом открывают кредитный договор, а там получается, что человек должен выплатить одних процентов гораздо больше, чем сам кредит…

— Если человек считает, что его обманули в автосалоне, куда обращаться, что делать?

— Если вы считаете, что в отношении вас совершены любые противоправные действия, вы всегда можете обратиться в полицию и написать заявление. Ваше обращение будет зарегистрировано, и по нему будет проводится проверка. Опять же вы всегда можете написать заявление в автосалон о возврате денежных средств при расторжении договора.

Мы сталкиваемся иногда с тем, что сотрудники автосалонов даже не оформлены официально, чтобы избежать ответственности руководства. Также бывает, что сотрудники сами, не ставя руководство в известность, занимаются разными серыми схемами, совершают мошеннические действия, увеличивают стоимость.

Мы занимаемся возбуждением дел за уголовно наказуемые деяния. Сейчас есть в производстве ряд таких дел. Это касается фирм-однодневок или фирм, которые прекратили свою деятельность, однако печать, какие-то документы остались. Недобросовестные граждане от лица этой фирмы заключают договора комиссии на реализацию автомобиля. Автомобили там якобы реализуются. Договоры заключаются, денежные средства с граждан берутся, а потом данные лица скрываются.

— Профилактические мероприятия в отношении автосалонов вы проводите?

— Конечно, такую работу мы ведем постоянно. Также и совместные проверочные и профилактические мероприятия с различными другими службами проводим. Вот наша с вами беседа сейчас - тоже профилактическое мероприятие. Чем больше граждан нас посмотрит, прочитает это интервью, тем лучше и эффективней будет эта профилактика.

Интервью к публикации подготовил Юрий Кондратьев

Беседовала

Автор Елена Тимошкина
Елена Тимошкина — шеф-редактор Правды.Ру *
Куратор Людмила Айвар
Людмила Áйвар — российский юрист, общественный деятель *
Обсудить