Почему российские интеллигенты живут мечтой о пайке?

Реабилитация 1990-х: "свободные" учат "рабов"

Ностальгия по девяностым годам прошлого века не дает покоя очень многим деятелям либеральной интеллигенции. Ностальгия эта, понятно, очень четко организована. Была акция "Остров 90-х" в московском парке "Музеон", была аналогичная акция в российском сегменте "Фэйсбука".

Цель проста, как дверь — вспомнить, что девяностые были очень добрым, приятным, интересным временем. Для всех. И понятный со всей очевидностью смысловой противовес — а вот ныне уже не так. Сейчас вся тяжесть "совкового свинца" навалилась.

Одним из главных идеологов этого воспевания девяностых и проклятий в адрес "тоталитарного совка" стал "профессор по должности" Сергей Медведев. Это один из преподавателей ВШЭ, кандидат исторических наук, который очень много писал в своем блоге о том, что вся советская индустрия, промышленность, инфраструктура "никому не нужна", а потом переместился в колонку "Форбс" с более развернутым пояснением и о романтике девяностых, и о нынешнем российском "тоталитаризме".

Чисто психологически расчет понятен. У любого зрелого человека спроси — окажется, что в юности его деревья были высокими, а трава зеленее. Но только не с поколениями людей, родившихся в семидесятые и восьмидесятые, и заставшие весь ужас девяностых.

Тут скорее трава была черной, а деревья выжженными, как будто была война. Как в черно-белых советских фильмах про первые годы Великой Отечественной.

Это ощущение было и у тех, кто уехал на дачи, ставшие на несколько лет постоянным жильём потому, что прокормиться можно было только "с земли". Это чувство было и у тех, кто остался в городах, карабкаясь, выбираясь, воруя, попрошайничая, изворачиваясь, спиваясь и боясь, что вот завтра точно будет нечего есть.

Девяностые как время возможностей были для тех, кто решил жить по принципу "человек человеку волк". Ну или грубее — "обмани вышнего, поимей нижнего". Те, кто пытался жить вне этой ценностной парадигмы, оставаясь людьми, вне зависимости от своих политических предпочтений. помнят девяностые так, как это время того заслуживает.

Когда начался весь этот фэйсбучный флэшмоб про "Остров 90-х", Игорь Ходырев, в те "славные" годы сотрудник Государственного управления исполнения наказаний (позже ФСИН) пишет: "Господа, идите в задницу со своими 90-ми, а может и куда подальше".

И разъясняет свою позицию: "По полгода не получали зарплаты, покупали окорочок на 2 дня, делили мясо дочке, бульон самим, кости коту".

Вот такая страна возможностей была тогда…

Ныне Игорь Ходырев генеральный директор-главный редактор в ООО "Омутнинские вести+". И не сказать, чтобы оппозиционер, но уж точно не яростный государственник.

К чему здесь политические воззрения на текущий режим? К тому, что упомянутый выше "профессор по должности" Сергей Медведев утверждает следующее: "Травма 1990-х, видимо, была прежде всего связана с непривычным для России опытом свободы, с исчезновением государства с его гарантиями безопасности, работы и минимальной пайки".

Честно говоря, не очень понятно, почему ученый использует тюремное арго. Слово "пайка" известно из какого лексикона. Но это, право слово, частности по сравнению с общей картиной.

А в общей картине, если прочитать статью "титулярного профессора" Медведева полностью, можно найти характерные коннотации. Россия у него, что нынешняя, что, советская — зона. Нет, прямо он даже об этом не говорит. Но само ощущение дышит в спину, что называется. За исключением того краткого момента девяностых.

Интересно, это арго, этот "блатняк" сквозь интеллектуальные эпитеты прорывается то здесь, то там. И с какого-то момента за вычурными фразами "а прошедшие двадцать лет в российском обществе с подачи власти и СМИ сформировалась своего рода виктимология "лихих девяностых", в которой отразились русский комплекс жертвы и синдром выученной беспомощности" — начинает проглядывать "да вы тут все черти, а то и петухи". В общем, "забористая феня". Ладно бы урка вещал, но ведь профессор, ученый, и, самое главное, свободный человек.

Но нет, арго и намеки на него дают четкое понимание, что не свободы ищут эти либералы, а все той же глобальной, всероссийской зоны с заокеанским контролем и жизнью по понятиям. Чем, к сожалению, и была наша страна все девяностые.

Сергей Медведев действительно скучает по возможностям. По возможностям спать на верхнем ярусе шконок, поближе к смотрящему.

И сокрушается о народе, который не приемлет эти "свободные девяностые" потому, что не хотел загонять себя в тюрьму. Тем более в тюрьму, где правят бал "фраера" вроде Сергея Медведева.

Автор Антон Куликов
Антон Владимирович Куликов — журналист, обозреватель Правды.Ру
Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *