Ретейл завалил нас консервантами

Пять лет назад в России была отменена обязательная сертификация продуктов питания и косметики. Как сказал в эфире Pravda.Ru  председатель комитета по качеству продукции Торгово-промышленной палаты РФ Геннадий Воронин, с 2010 года качество продуктов питания в России снизилось. "И самая большая беда в том, что появились долгоиграющие продукты".

- Геннадий Петрович, давайте для начала, если можно, определим, что такое качество. Что такое стандарты качества, которые принимаются в какой-либо отрасли? И зависит ли это от уровня развития технологий, от уровня жизни в данной стране?

- Вы понимаете, качество зависит от всего. И экономисты говорят, что качество -категория экономическая. Безусловно, что если качественный товар, то он, естественно, конкурентоспособен и он продается. Верно? Поэтому вроде бы это экономическая категория.

Но мой опыт жизненный показывает, что все-таки качество - это категория нравственная. Нравственный человек не может делать некачественный продукт. Рабочий будет делать все по чертежу, он будет соблюдать технологию, и на выходе все-таки выйдет качественный продукт.

И руководители предприятий (малых, больших, оборонных, не оборонных) должны воспитывать коллектив, который выпускает конкретную продукцию. Как я всегда говорю, качеством надо заниматься 24 часа в сутки.

- Но многие работодатели применяют политику экономии, она практически везде проводится. То есть вряд ли сидит работодатель-злоумышленник и думает, что плевать на все, я буду экономить и хапать со стопроцентной рентабельностью. Он, наверное, смотрит и думает, как бы уложиться во столько-то.

- Почему вы сказали, что это не злоумышленник? Злоумышленник. Я был в Казани, посетил два предприятия хлебобулочных. Старейший руководитель предприятия советской закалки, который воспитан, чтобы все технологии были соблюдены, показал приказ по этому хлебокомбинату. Там написано: запретить ввоз пальмового масла, использование его.

Там, где производство тортов, пирожных, запретить ввоз маргарина.  Во втором предприятии - все наоборот. Беда-то в чем возникает? То отличное предприятие, где великолепный продукт готовят и прочее-прочее, не выигрывает по сравнению с тем предприятием, которое употребляет массу заменителей, потому что у него, на самом деле, себестоимость продукции гораздо ниже, а у этого себестоимость выше.

А народ, к сожалению, смотрит не на качество в первую очередь, а какая цена. Хотелось бы, чтобы это было не так, но тем не менее ты хочешь что-то подороже, но карман не позволяет.

- Значит, если недобросовестного производителя не заставляют сверху улучшать качество, недостаточно каких-то ему стимулов или штрафов, или если этим особо контролеры не интересуются, выход один - это гласность на уровне общественных организаций, обществ потребителей?

- Дело в том, что там, где применяют пальмовое масло, они делают этот продукт по техническим условиям. А в технических условиях записано это пальмовое масло. И никаких претензий.

Товарищи-потребители, читайте этикеточку на продукте, что там написано, какие ингредиенты входят в этот продукт. Но вот одна вещь очень интересна - почему у нас не получается, как у немцев? Привожу пример. Если изготовитель умышлено показал не те ингредиенты на этикетке, его какой-то контроль поймал на этом деле, штраф 300 000 евро и тюрьма 2-3 года

- А у нас?

- А у нас 1000 рублей, 2000 рублей, и все. И конечно, человек должен бояться нарушать правила игры, извините за выражение, а наш производитель не боится, к сожалению. Ну, давайте честно говорить, не страшно такие деньги платить - 2000, 1000 рублей, хоть 5000.

- А проясните нам, пожалуйста, с какого момента возникла такая ситуация в экономике?

- Это опять же нравственный момент. Наступил капитализм, но не тот капитализм, который уже мощный капитализм, допустим, европейский. А наш капитализм, доморощенный, и мы видим, люди попытались быстро обогатиться.

Ведь основа - дешевле купи, дороже продай. А законодательство у нас не поспевает за этими нарушениям, назовем так все аккуратно. И я всегда давал предложение - ну, давайте лучшие практики во всем мире возьмем для нарушителей и применим у нас, но ничего не получается. Ибо, если честно говорить, побеждают лоббисты всех мастей.

- Это наши доморощенные лоббисты или это связано с тем, что у нас очень высокий был уровень ввоза, импорта? Они были заинтересованы, чтобы снизить критерии нашего рынка, или все вместе?

- Все вместе, вы правильно говорите, и оттуда наши уже набрались опыта. Вы же понимаете, какая вещь - сейчас критикуют ретейл, но на самом деле 90 процентов наших торговых сетей принадлежат не нам. Мы говорим "надо поддерживать отечественного производителя", а они пытаются все-таки не наш товар брать. Если "Ашаном" руководит француз и сидит в Париже, то ясно, он будет оттуда товар сюда тащить.

- Но в России есть стратегические отрасли, которые не так зависимы от импорта - топливно-энергетический комплекс, оборонка. Выходит, если есть такая необходимость, заместить импорт можно и в ретейле?

- Конечно. И сейчас вся стратегия такая, как раз мы приходим к волшебному слову - импортозамещение. Президент правильно ставит задачу - импортозамещение должно быть с превышением, мы не должны один к одному повторить, технический прогресс же идет.

Ибо, если мы повторим эту поставку - неважно, американскую, немецкую, французскую, то это шаг назад, потому что они уже уйдут дальше. Поэтому президент правильно ставит задачу, говорит - ребята, вы импортозамещением занимаетесь, но думайте, что это с опережением.

Кто может сделать с опережением? Разработчик. А разработчиков нет, у нас разрушены научные школы, у нас разрушены сегодня опытные производства, они разработали какую-то сложную технику, теперь ее надо сделать.

- В России в 2010 году, по-моему, была отменена обязательная сертификация продуктов. А в Европе, насколько это стало известно, шел обратный процесс. Почему это произошло?

- Дело в том, что у Европы тоже был момент, тоже такой либеральный, у них понижался процент обязательно сертификации. Но вдруг они увидели, что это плохо. Стал не тот товар поступать. И у них уже задача была поставлена, чтобы была обязательная сертификация.

А у нас началось наоборот. Это опять ход лоббистов: каждый свою отрасль, свой продукт защищал. Первые закричали - зачем нам обязательная сертификация на лекарства? И говорили, что если будет обязательная сертификация, то цена на лекарства резко повысится, потому что за сертификацию надо платить. Этим пугали.

Второй момент, я был удивлен, когда с пищевой продукции стали снимать обязательную сертификацию. Я убежден, что должна быть обязательная сертификация того, что мы едим, пьем, лекарств и детских товаров.

Ну, например, детские товары. Китайцы присылают кроссовочки детские, трусики - неважно. Дикая краска - начинается экзема, начинается чесотка, и пошло-поехало. Почему не ввести обязательную сертификацию?

- А насколько сейчас снизилось качество пищевых продуктов? Можно об этом говорить? Или это средняя температура по больнице?

- Такого учета нет, никто эти проценты не высчитывает. Это может только какая-то отрасль для себя, чтобы понять, как развиваться дальше. Я могу сказать - качество снизилось. Ведь самая беда, если одним словом сказать, что появились долгоиграющие продукты. А это консерванты. А это наше здоровье. Ретейл хочет, чтобы лежало месяцами, чтобы он мог продать.

- Вроде бы прошла информация летом, что президент России дал поручение разработать национальную систему качества и что вроде бы этим уже занялись, и в июле должны были начать веерные испытания, как их назвали, товарных категорий по первым 10 стандартам, разработанным Роскачеством - Российской системой качества. Расскажите об этом, если можно?

- Могу сказать, поживем - увидим. Значит, возникла идея возобновить тот знак качества, который у нас был во времена Советского союза. Но ведь в начале идея была какова? Показать, что Россия выпускает качественный товар, показать миру. А теперь что в первую очередь будет сертифицироваться? Лосось, махровые полотенца, детское. То есть  там нет высокотехнологичной продукции. Меня это расстраивает.

Конечно, махровое полотенце будет соответствовать и ему, можно поставить знак качества, но это не главное, согласитесь со мной. Я бы хотел, чтобы знак качества стоял бы на "Жигулях", чтобы знак качества на каких-то наших стиральных машинах.

Но ведь для того, чтобы поставить знак качества, наш уровень должен быть не ниже мирового, и поэтому задачка создания этой системы такова -разрабатывать стандарты выше существующих.

Подготовила к публикации Мария Сныткова

Беседовала

Автор Лейла Мамедова
Лейла Мамедова — журналист, экономический обозреватель Правды.Ру *
Обсудить