Каким будет российский эсминец ХХI века

Очень может быть, что в скором будущем российский флот получит сильный и большой корабль класса эсминцев. Основной задачей этого корабля будет создание "зонтика" над морем. Проект эсминца уже существует. Его условное название — "Лидер" (проект 23560). По оценкам экспертов, это будет самый крупный, дорогой и современный корабль с 1989 года.

Когда в 1868 году англичанин Дж. Уайтхед сконструировал свою самодвижущуюся мину-торпеду он и не предполагал, что его изобретение создаст целый новый класс кораблей, главным оружием которых станут именно его "мины", из-за чего их и назовут впоследствии миноносцами. Первым российским мореходным миноносцем стал "Взрыв", спущенный на воду в 1877 году. Прошло 138 лет и… какие новые корабли этого класса планируется построить в России?

На "Взрыве" был всего лишь один торпедный аппарат — в носу, под водой. Но уже в 1901 году во Франции построили миноносец "Мистраль" (да-да, это название ветра там очень популярно!) длиной почти 50 м, скоростью хода 28 узлов и вооруженного тремя торпедными аппаратами и двумя легкими пушками.

Затем размеры миноносцев стали так быстро расти, что в итоге появились "эсминцы" — крупные миноносцы, которые должны были действовать в составе эскадр. "Новик" — российский эсминец этого типа появился прямо перед Первой мировой войной. Четыре пушки в четыре дюйма калибром, восемь двухтрубных торпедных аппарата и высокая скорость сделали его образцом для подражания.

А уже вскоре появились и так называемые лидеры эсминцев — более мощные корабли-командиры подразделений эсминцев, которые должны были выводить их в атаку. Строились они вплоть до начала Второй мировой войны. Самым известным из них стал наш советский лидер "Ташкент", купленный у Италии. Шесть 130-мм пушек в башнях, трехтрубные торпедные аппараты, скорость хода в 44 узла(!) — недаром немцы называли его "голубым крейсером"!

Однако ни в годы Первой, ни во Вторую мировую войну лидеры так и не смогли вывести эсминцы в атаку на вражеский флот. Зато и они и собственно миноносцы показали себя на редкость универсальными судами. Поэтому, когда появились радары и ракеты, эти новинки вооружения тут же попали и на эти корабли. В итоге советские эсминцы превратились в "большие противолодочные корабли" (БПК), а американские в "эсминцы УРО" (то есть корабли с управляемым ракетным оружием на борту). Сегодня на Западе их так и называют — "the destroyers" (корабли-разрушители).

Американский "Миноносец" "Зумволт" в ходе эволюции этих кораблей превзошел по размерам даже эскадренные броненосцы Русско-японской войны, и стал одним из наиболее крупных боевых кораблей своего класса. С ним сравниться может лишь наш российский ракетный крейсер "Петр Великий".

Но очень может быть, что в скором будущем российский флот получит ничуть не менее сильный и большой корабль, который также будет относиться к классу эсминцев, а главной его задачей будет создание "зонтика" над морем. Уже сегодня существует проект этого корабля, условно названного "Лидер" (проект 23560). Да, но что это будет за корабль?

Практика показывает, что водоизмещение корабля, на борту которого размещены самые современные средства обнаружения и управления огнем (РЛС большой мощности, чьи антенны имеют поперечник в 10 метров), а также боекомплект из нескольких десятков дальнобойных зенитных ракет, должно быть не менее 7 — 8 тыс. тонн. На нем должны быть и высокие мачты. Чем они выше, тем легче радарам захватывать подлетающие к кораблю ракеты противника, особенно летящие на малой высоте.

Ну, а если кроме зенитных ракет поставить на него еще и крылатые ракеты и противолодочные торпедные аппараты, вертолет и артиллерию, то водоизмещение возрастет еще больше. Двигатель в этом случае может быть только ядерным — к тому же у нас опыт создания таких двигателей для ледоколов очень большой!

Вот и получается, что водоизмещение нашего "Лидера" будет что-то около 18 тысяч тонн, то есть по этому показателю он будет фактически равен британскому линкору "Дредноут" 1906 года!

То есть, очевидно, что это будет самый крупный, дорогой и современный корабль со времени 1989 года. Крупные флоты мира с того времени успели получить множество больших и хорошо вооруженных кораблей с многофункциональными информационно-управляющими комплексами, оснащенных мощными системами противоракетной и противовоздушной обороны, с противокорабельными и крылатыми ракетами. Но вот теперь и у нас планируется к постройке 18-ти тысячетонный корабль с ядерной силовой установкой.

Понятно, что основные характеристики корабля и данные о вооружении пока что еще секрет. Но глядя на его модель, можно о многом догадаться и кое о чем рассказать!

Прежде всего, отметим внешнюю эстетику судна: его высокий "клиперский" нос, красивую погибь палубу, подчеркивающую его стремительность. Но красота — красотой, а важно посмотреть еще и зачем это? Ведь на корабле надо расположить множество антенн, и к тому же сделать так, чтобы радиозаметность его для чужих радаров была невелика.

Именно для установки радаров (антенных фазированных решеток) на нем предусмотрена вот такая высокая пагодообразная фок-мачта. На "Зумвалте" панели этих решеток находятся на рубке. А она невысока, значит, дальность обнаружения целей у него будет снижена по сравнению с "Лидером". То есть сами панели радаров и на американском корабле, и на нашем не вращаются как раньше. "Вращается" создаваемое ими радиолокационное излучение.

Вот почему "пирамидальная мачта" нашего эсминца возвышается над морем на 50 метров (высота 16-этажного дома!). Ведь чем выше — тем дальше! Можно будет обнаруживать низколетящие объекты на расстоянии до 20 морских миль на уровне моря. На второй, менее высокой грот-мачте будут размещаться системы связи.

В конструкции хорошо заметны технологии снижения радиолокационной заметности. Это касается и форм надстройки и его мачт. Даже завал бортов, который начинается почти у самого форштевня, сделан не столько для красоты, но и для отражения радиоизлучения неприятельских радаров вверх. Артиллерийская башня выполнена тоже граненой именно поэтому. А якорное устройство на палубе в носу скрывает специальный кожух с той целью, чтобы отражать радиолокационное излучение.

Ракетные установки контейнерного типа спрятаны внутри корпуса. Так очень удобно, не нужно их поворачивать и наводить в сторону цели. Ракеты стартуют вертикально, а дальше поворачивают куда нужно самостоятельно!

Хотя с другой стороны, как ни старайся, но такой крупный корабль за рыбацкую шаланду выдать удастся вряд ли — уж очень он велик и слишком много на его поверхности всего выступает. Есть на нем даже две дымовые трубы, что говорит о том, что на всякий случай на нем установят еще газотурбинные двигатели, потребляющие обычное топливо.

Но, конечно, главная двигательная установка на нем будет ядерная, ведь реакторы у нас всегда выходили лучше, чем те же самые газовые турбины. Что дает ядерный реактор? А вот что — неограниченную дальность плавания, которую на американских атомных авианосцах ограничивает только лишь запас туалетной бумаги! Понятно, что экипаж корабля также устает и ему требуется "походить по земле", но в целом корабль с ядерным двигателем куда более автономен, чем всякий другой. И тысяч тонн жидкого топлива ему тоже не нужно!

Правда, в такой силовой установке есть и недостатки. Это большие размеры корабля-носителя, сложность и дороговизна обслуживания, а также невозможность зайти в Черное море, куда вход кораблям с ядерным двигателем запрещен. Есть и другие порты, куда этот корабль не сможет заходить, но, конечно, выгоды эти недостатки перекрывают.

Кроме того, ядерный двигатель это "море энергии". А энергия современному кораблю необходима всегда, но особенно в том случае, если на нем планируется установка рельсотрона: орудия, выстреливающего снаряды силой электромагнитного поля. Таким снарядам не требуется начинка из взрывчатки, так как ее заменяют скорость и масса снаряда.

Далее, электричество может быть необходимо для 3Д-принтеров, которые вскоре появятся на борту боевых кораблей в обязательном порядке. Ну, а печатать они будут пластиковые дроны, которые будут вести разведку вдали от корабля, и которые в случае чего будет не жалко и потерять, так как на замену им тут же будут напечатаны новые! Во всяком случае, модель "Лидера" уже есть. Осталось дождаться воплощения всех задумок его конструкторов в металле!

Читайте статью на английской версии Pravda.Ru

Автор Вячеслав Шпаковский
Вячеслав Шпаковский — журналист, писатель, внештатный корреспондент Правды.Ру