"Белкомур" — путь к развитию Поморья, всего Севера и Урала

В Пекине директор ОАО МК "Белкомур" Юрий Демочкин и гендиректор Poly Technologies, Inc Ван Линь подписали соглашение о совместном строительстве железной дороги Белое море - Коми -Урал - "Белкомур". Событие состоялось во время визита в Китай Владимира Путина. В церемонии приняли участие главы Архангельской области Игорь Орлов и республики Коми Вячеслав Гайзер.

Проект предусматривает создание магистрали протяженностью 1161 километр. Такая логистическая основа комплексного промышленного и инфраструктурного развития регионов Европейского Севера России сейчас жизненно необходима.

Инициаторами проекта выступают Архангельская и Мурманская области, Республика Коми и Пермский край. Строительство "Белкомура" активно поддерживают Кировская и Свердловская области, Республика Карелия, Ненецкий и Ямало-Ненецкий автономные округа.

"Этот проект имеет колоссальное значение для развития этих территорий, — отметил в интервью Правде.Ру первый заместитель председателя комитета ГД по транспорту Михаил Брячак. — Ресурсы, которые необходимы для дальнейшего развития экономики, они, безусловно, требуют коммуникаций, стабильных, надежных и дешевых, к которым относится железная дорога. Поэтому переоценить этот проект нельзя, он уже в высокой стадии готовности к запуску. Я думаю, что в ближайшее время он уже начнет реализовываться".

Подключение китайской стороны дает надежду, что долгожданная дорога жизни наконец-то начнет прокладываться и заработает уже в ближайшие годы. Компания Poly Technologies, Inc станет генеральным подрядчиком, будет участвовать в финансировании, проектировании и строительстве новых участков дистанции — 712 километров магистрали и модернизации уже действующих отрезков — 449 километров железной дороги. Подписанное соглашение регламентирует процесс строительства и привлечения инвестиций в стратегический проект.

"Во-первых, технологии китайские значительно опережают наши и по скоростным, и по затратным составляющим на эксплуатацию как самих железных дорог, так и подвижного состава. То есть мы получаем долгосрочную инвестицию в виде технологий, которые значительно продвинут развитие нашей транспортной инфраструктуры", — подчеркнул Михаил Брячак.

Эксперт отметил, что такой огромной территории, как наша, крайне необходима сильная и эффективная железнодорожная сеть.

"От этого нам все равно никуда не деться и никуда от этого не уйти. Поэтому те технологии, которые придут вместе с китайскими инвестициями, кроме денег, как таковых, нам очень нужны. Технологии для того, чтобы уйти на более высокие параметры по скорости, они уже к 400 достигли, а нам с вами известно, что "Сапсан" наш около 200 только, как пример один. И так во многом другом. Поэтому сегодня китайские инвесторы, как и любые другие инвесторы, которые располагают не только финансовым, но и технологическим ресурсом, нам интересны. И государственно-частное партнерство здесь весьма уместно.

Государство всегда будет контролировать систему железных дорог, поскольку это не только экономический, не только социальный, но и оборонный фактор. Но инвесторы от этой эксплуатации железных дорог будут получать выгоду, для которой сейчас они могут вложиться. Это абсолютно здоровая, абсолютно такая взаимнозаинтересованная и взаимнообеспечивающая схема, и она будет здесь применяться", — уверен Михаил Брячак.

Межрегиональная компания "Белкомур" и китайские инвесторы планируют создать совместную специальную проектную компанию для подготовки предложений правительству России о заключении концессионного соглашения по проекту. Архангельский глава рассказал о перспективах строительство железнодорожной магистрали, отметил, что речь идет о масштабных планах и серьезных намерениях сторон.

"Это огромные инвестиции, которые придут в регион и будут работать в интересах жителей нашей области, — подчеркнул Игорь Орлов. — Дорога даст мощнейший синергетический эффект. Ведь уже в процессе строительства будет активно задействована местная промышленность и инфраструктура, она будет развиваться, давая возможность вести стройку. Будут возводиться и электрифицироваться дороги, строиться энергетические системы… Это откроет совершенно новые перспективы для территорий, по которым пройдет дорога".

Власти Архангельской области рассчитывают получить более удобный доступ к основному сырью Поморья — лесу и другим природным богатствам края. Станет возможным достаточно комфортно разрабатывать различные месторождения ценного природного сырья, проще и дешевле добывать и эффективно использовать ресурсы. И это время не за Уральскими горами и Северными морями.

"Установлен конкретный срок, когда все стороны хотят начать получать дивиденды с проекта "Белкомур", — сообщил архангельский руководитель. — Это 2021 год. Всем совершенно понятны финансовая схема и экономические постулаты этого проекта. Сейчас вопрос — только за организационно-юридической работой. Должны быть четко выстроены этапы финансирования. Для этого будет создан специальный комитет по отработке всех документов, чтобы уже в этом году получить их все на-гора.

Помимо строительства "Белкомура", планируется создать глубоководный район морского порта Архангельск. Конечно, вопрос — очень многофакторный. И документы уже подписаны, план действий известен. Проект очень перспективен для развития Архангельской области, особенно районов, по которым пройдет дорога".

Для удобства работы на месте Poly Technologies, Inc намерено открыть представительство в столице Поморья.

"Этот проект, как очень важный для европейского севера, неоднократно предлагался как архангельскими, так и федеральными властями еще в 90-е годы. И он перекочевывал из одного федерального документа в другой как важный межрегиональный инфраструктурный проект, скрепляющий Урал, Коми, Европейский север, Архангельскую область в единую целостность в результате строительства этого нового отрезка железнодорожной магистрали, — вспоминает Александр Пилясов, доктор наук, профессор, директор Центра Экономики Севера и Арктики Совета по изучению производительных сил Минэкономразвития РАН. — Однако по причине кризиса 90-х годов он все время откладывался, приступали к проектированию строительства отдельных участков, потом все замирало. Речь шла о создании крупной корпорации "Белкомур", обсуждались эти идеи в 90-е годы".

Эксперт подчеркнул, что необходимые стране инфраструктурные проекты нужно реализовывать в том числе и с привлечением крупных иностранных инвесторов.

"Я думаю, это решение правильное и очень гибкое, которое исходит из признания, что у нас так много брешей в инфраструктурном каркасе страны, что мы должны думать о том, чтобы их латать не только собственными бюджетными усилиями, которых у нас не вполне хватает по объективным причинам и из-за наследия кризиса, и из-за недостаточной восстановительной динамики национальной экономики и так далее, — заявил Александр Пилясов. — Это очень долгоиграющий, давно звучащий и, конечно, исключительно важный для страны проект, который теперь в неожиданной совершенно конфигурации сдвигается в результате азиатского банка инфраструктурных инвестиций и участия в этом Китая".

Совместная работа уже пошла, китайские партнеры готовят в областное правительство заявку по площадям и количеству людей. Скоро в Архангельске появится представительство одной из 500 самых крупных компаний мира. А потом придет и сама магистраль. И потянет за собой все социально-экономическое развитие нашего Севера и Урала.

Автор Ольга Лазарева
Ольга Лазарева — выпускающий редактор Правды.Ру *
Обсудить