Как правильно себя вести в экстремальных ситуациях

Наука выживать: Сложно, но можно

Для чего горожанину, привыкшему к комфортной и размеренной жизни, нужно знать правила выживания в экстремальных условиях? Почему жизнь в мегаполисе опаснее таковой в лесу или горах? Что такое "треугольник выживания"? Об этом Pravda.Ru рассказывает аттестованный спасатель МЧС, специалист в области выживания в условиях дикой природы Эдуард Халилов.

— Эдуард, cразу возьмем быка за рога: для чего вообще нужна наука выживания?

— Наука выживать нужна для того, чтобы оказавшись в ситуации, в которой неподготовленный человек либо погибнет, либо получит травмы, остаться живым, здоровым и при этом, если того потребуют обстоятельства, сохранить жизнь и здоровье родным, близким, тем, кто окажется рядом.

Обычный горожанин если и выбирается на природу, то разве что на шашлыки. Так ли ему необходима наука о выживании?

— Ситуации могут быть разные. Отъехали, к примеру, подальше от Москвы, а машина взяла и заглохла, вы остались одни на незнакомой проселочной трассе. Или отправились в лес по грибы и заблудились. Загляните в интернет: что ни день, то сообщения о потерявшихся людях. А сколько таких, кто просто ищет себе приключения на "пятую точку"?

— Где человек потенциально подвергается наибольшей опасности: в горах, лесу или, например, в степи?

— Наверное, на болоте. Там невозможно прилечь отдохнуть — сыро; довольно холодно и постоянная опасность увязнуть в трясине. Конечно, люди регулярно погибают и в горах, причем как туристы-любители, так и профессиональные альпинисты, скалолазы.

Гибнут в тайге, лесу, степи — в общем, везде. Исход зависит от того, знаком или не знаком человек с правилами поведения в условиях дикой природы. Чем больше он знает, тем выше шанс сохранить жизнь.

Вообще существует даже такое понятие — "треугольник выживания". Первый угол — физическое здоровье. Всем надо ходить в спортзал, правильно питаться, вести нормальный образ жизни. Потому что в экстремальной ситуации здоровый человек будет действовать намного эффективнее.

Второй угол "треугольника выживания" — специальные навыки и умения: человек должен знать, как себя вести в дикой природе: как правильно строить укрытие, добывать воду, еду, огонь, вести себя с животными и тому подобное.

Наконец, третий угол — это личные морально-волевые качества, проще говоря, сила духа и воли, стремление непременно остаться в живых, не сдаваться, бороться за жизнь до последнего.

— Все понятно, но какие опасности могут поджидать нас в повседневной городской жизни, вдали от гор, лесов и болот?

— Если серьезно, то в городе опасностей даже больше, чем в лесу. Спора нет, сквозь чащу пробираться не в пример труднее, чем идти по тротуару: можно встретиться с дикими зверями, столкнуться с нехваткой еды, воды.

Но все это мелочи по сравнению с тем, что ежедневно подстерегает нас в городе. Можно выпасть из окна. Или упасть с балкона. В городе регулярно случаются пожары. Это, пожалуй, самая большая опасность для тех, кто живет в многоквартирных домах: заснул пьяный сосед с непогашенной сигаретой, и пожалуйста — через пару часов полыхает весь подъезд.

Вдобавок возможно короткое замыкание электропроводки, фатальные неисправности газовых плит, коммуникаций. Все заканчивается тем, что люди задыхаются в дыму. На пожаре страшен не огонь, а дым: вдохнет человек пару раз угарный газ и падает без сознания, и уже потом "приходит" пламя и "доедает" его.

Вдобавок в городе всегда найдутся хулиганы, наркоманы, агрессивные алкаши. Есть и свои "дикие животные" — те же собаки. В общем, если все перечислять, окажется, что блуждать в глухом лесу безопаснее, чем прогуливаться по городской улице, просто мы всего этого не замечаем.

А следовало бы: человек должен быть подготовленным к жизни в мегаполисе. Знаете, например, что на наших курсах по выживанию в городе мы одно из занятий посвящаем "тревожному чемоданчику", который, по идее, должен быть наготове у каждого горожанина?

"Тревожный чемоданчик"? По-моему, если кто-нибудь из москвичей и слышал о таком, то только в криминальных сериалах.

— И очень зря. В идеале это водонепроницаемый баул, проще говоря, рюкзак, в котором лежат запасные ключи от квартиры, гаража, автомобиля, садового домика или дачи; копии всех самых нужных документов, включая бумаги на дом или дачу, различные свидетельства, дипломы, желательно заверенные нотариусом. Там же должен быть и заряженный мобильник с рабочей сим-картой, "забитыми" номерами родных, друзей, обязательно с деньгами на балансе. Небольшой запас воды, еды, фонарик, свисток, возможно, какая-нибудь одежда.

Каждый горожанин должен иметь такой чемоданчик — вы это серьезно?

— Совершенно серьезно. Трагедии, природные катастрофы не происходят по заказу. Все происходит внезапно, и человек выбегает на улицу с ошарашенными глазами: документы, ключи, деньги, ценности, — все осталось в обрушившемся или полыхающем доме.

Он почти что бомж, потому что в панике не успел ничего захватить с собой. Почему? Потому что паспорт лежал в одном месте, мобильник в другом, свитер и деньги в третьем, а связка ключей куда-то запропастились в суматохе. Если бы все необходимое лежало у него в одном месте — в рюкзаке, проблем бы было стократ меньше.

В Японии, где нередки землетрясения, все это вбивают в головы со школьной скамьи, у каждого ребенка, даже самого маленького, есть свой "тревожный рюкзачок", а в нем лежат свисток, фонарик, немного воды, пищи. Чтобы он, если вдруг окажется под завалом, мог попить, перекусить, посвистеть в свисток и позвать на помощь. Этот минимум позволит ему избежать многих проблем. Но наших детей ничему подобному, к сожалению, в школах не обучают.

И почему не обучают?

— Не понятно, кто должен этим заниматься и за это отвечать? Полиция, МЧС, пожарные? Они "заточены" на то, что приступают к действиям только когда что-то шарахнет или загорится. Все заняты тем, что ликвидируют последствия.

А людей надо учить тому, чтобы всего этого не допускать. По статистике, в 90 процентах происшествий можно либо вообще предотвратить, либо смягчить их последствия. И только 10 процентов — это форс-мажор. К тому, к чему можно подготовиться, люди должны быть готовы.

— Предположим, человек случайно оказался в нештатной ситуации. Например, случилось задымление на перроне подземки или, как это было недавно в Домодедове, в здании аэропорта. Началась паника, все куда-то побежали. Разве можно заранее "просчитать" свое поведение в подобной ситуации?

— Конечно, можно. Не только просчитать, но и заранее подготовиться. В первую очередь, ментально. Самое главное в подобной ситуации — не поддаться общей панике, сохранить хладнокровие. Вроде бы очевидная истина, но сделать это непросто: человек, оказавшийся в нештатной ситуации, начинает испытывать страх прежде всего из-за того, что перестает ее контролировать.

Что до паники, то она очень быстро передается по цепной реакции. В этот момент чрезвычайно важно просто остановиться и замереть на секунду, две, если потребуется, на пять, просто сказать себе: "Стоп!"

Самое страшное -бегущая, подобно стаду, толпа, топчущая друг друга. Ни в коем случае нельзя оказаться в бегущей толпе. На этот счет существует одна подсказка: люди инстинктивно бегут в правую сторону, так уж запрограммирован наш мозг. Поэтому, чтобы вас не затоптали, старайтесь держаться левее бегущей толпы, ближе к левым дверям, левым выходам и переходам.

Теперь о задымлении. Дым, повторюсь, одинаково смертельно опасен для всех: и подготовленных, и неподготовленных. Достаточно единожды вдохнуть угарный газ, закашляться, автоматически вдохнуть во второй, третий раз — и все, человек падает без сознания.

При задымлении надо сразу снять с себя майку или футболку, смочить ее водой или чем угодно, хоть помочиться на нее — когда речь заходит о жизни или смерти не до условностей. Приложите влажную тряпку к носу и рту и низом — именно низом! ­ продвигайтесь к выходу.

Дым всегда стремится кверху, поэтому, если потребуется, ползите хоть ползком, главное по низу. А толпа пусть бежит, остановить ее все равно невозможно. Используйте шанс, чтобы спастись самому. Останетесь в живых — тогда сможете помочь и другим.

— "Тревожный чемоданчик" под кроватью — это, конечно, хорошо. А что, по-вашему, должно лежать, к примеру, в моей дамской сумочке?

— Многих женщин волнуют вопросы самообороны. Самое простое и эффективное "женское" средство — конечно, газовый баллончик. Он, если потребуется, поможет отогнать собак — это фатальное оружие против них. Так же, впрочем, как и грабителя или хулигана: достаточно один раз брызнуть ему в лицо, соблюдая, естественно, технику безопасности, чтобы самой не попасть под струю.

Все остальное — по собственному усмотрению. Я, например, всегда ношу с собой карманный нож и обычный марлевый бинт. Для чего, спросите, бинт? Например, однажды прямо передо мной на асфальт грохнулся велосипедист, всю руку себе содрал. Я ему помог, перевязал, чтобы он смог добраться до медпункта.

Но самое главное для города — иметь при себе заряженный телефон с деньгами на счету, чтобы в любой момент обратиться за помощью. К тому же в большинстве современных телефонов есть фонарик, это очень удобно.

— В общем, с городом все понятно. Теперь объясните, чем вы руководствуетесь, когда обучаете людей выживать в экстремальных ситуациях: только собственным опытом или чем-то еще?

— В первую очередь, безусловно, собственным опытом. Да и каким образом по книжкам можно правдиво рассказать о том, что ощущает человек в состоянии переохлаждения, или что такое провести несколько суток без еды, воды или сна? Медики, к примеру, утверждают: без воды человек умрет через трое суток. И у всех появляется страх, что через трое суток они точно умрут. А я говорю: "Нет, ребята, это не так. Я сам пять суток провел без воды!"

Людей, оказавшихся в экстремальных условиях, убивает прежде всего страх. На самом же деле человек способен выжить в самых суровых условиях. Иные по 2-3 недели в лесу плутают, едят землю, листья, пьют, неизвестно что — и остаются живыми. И лозунг наших курсов таков: "Безопасна пройденная опасность".

— То есть, вы советуете обычным людям специально ставить себя в экстремальные условия?

— Тренировки возможны, но без фанатизма. Не стоит воспринимать мои слова буквально. Все требует подготовки. Парень, который, по-моему, в 2010 году самостоятельно поехал учиться "выживать" в Сибирь, погиб в первую же ночь. От холода. Не от отсутствия еды, воды, не из-за того, что попал в когти дикому зверю, а от холода. Потому что подошел к своей затее без ума, просто решил: "Покажу-ка всем, на что я способен!".

Тем более, что сегодня на Youtube полным-полно роликов о том, как "выживают" Лес Страуд, Беар Гриллс, тот же Тимофей Баженов. Нужно понимать, что все это шоу. В этих роликах полным-полно полезных прикладных советов, но в то же время есть и недопустимые "ляпы". На улице, к примеру, стоит зима, а главный герой без шапки — так он лучше смотрится в кадре. Или без рукавиц. Между тем через голову и кисти рук уходит почти половина тепла, вырабатываемого нашим организмом.

Если человек окажется на морозе без теплой шапки и рукавиц, то очень скоро наступит переохлаждение. То же самое, когда герой, оказавшись в горах, буквально скачет по валунам. Человек, который хотя бы один раз по-настоящему ходил в горы, знает, что камни — "живые", и никогда так поступать не будет. Неверный шаг на неустойчивый камень — и все, вывих лодыжки или голеностопа.

С такой травмой человек уже не ходок, его придется тащить на плечах. Это только в кино, один герой взваливает другого себе на плечи и несет до палатки или избы. По-настоящему, если человек ломает ногу в горах, то с большой долей вероятности он навсегда там и останется. Даже 70-килограммовый раненый человек — это очень тяжело.

Я был в ситуации, когда нам пришлось вытаскивать раненого в горно-лесистой местности. Было нас 20 человек, и мы несли парня на носилках. Он весил как раз около 70 килограммов. Несмотря на то, что мы постоянно менялись, устали безмерно.

Другой пример: большинство фильмов и роликов о восхождениях повествуют о том, как альпинисты покоряют вершины. И альпинисты-любители, собираясь в горы, всерьез полагают, что самое главное — подняться на пик. А на деле главная цель ­- не подняться на него, а живыми спуститься в базовый лагерь. Для информации: 80 процентов трагедий в горах приходится как раз на спуск, а не на подъем.

Горы не марафон, где надо пробежать из точки, А в точку Б. В горах старт он же и финиш — это базовый лагерь. А вершина только половина пути.

— Получается, что спуститься с вершины сложнее, чем подняться на нее?

— Да. Все идет от психологии: у человека в голове словно переключается тумблер: все, я на вершине, я сделал это! Я герой, теперь можно расслабиться. И расслабление это очень часто приводит к трагедии: одна нелепая ошибка, и все, конец.

Последний вопрос: каким образом горожанин может получить элементарные советы по выживанию в необычных для него условиях? Неужели обязательно записываться на курсы?

— Мой совет — для начала будьте просто любознательными, чаще выезжайте на природу, почитайте или хотя бы пролистайте книжки по туризму. Не поленитесь, сходите несколько раз в простые походы со знакомыми, друзьями, чтобы почувствовать, что это вообще такое — оказаться вдали от привычного города.

В интернете сегодня полным-полно роликов, посвященных проблемам выживания. И постепенно используйте полученные знания на практике. Не расслабляйтесь, будьте бдительными, осторожными. И самое главное: не делайте опрометчивых шагов.

Также по теме:

Поколение миллениум: одни плейбои и гедонисты

"Занятия бегом — это вызов обыденности"

"Энергетика гор меняет сознание"

Подготовил к публикации Сергей Валентинов

Беседовала

Автор Евгения Румянцева
Евгения Румянцева — журналист, спортсменка, марафонец, бывший руководитель службы новостей Правды.Ру *
Обсудить