Интервью Аркадия Инина

Аркадий Инин: Мне жаль селфиманов

В гостях у Pravda. Ru побывал известный писатель, сценарист Аркадий Инин. Аркадий Яковлевич рассказывает о сложностях киношных профессий, секретах успеха актеров, жизни и работе в США и своей нелюбви к "жизни напоказ", социальным сетям, селфи и многочисленным "лайкам". "Мне жаль "поколение большого пальца", — сказал Pravda.Ru Аркадий Инин.

 - Аркадий Яковлевич, недавно состоялась премьера вашего фильма под названием "Дедушка моей мечты". Фильм получился очень смешным. А чья была идея написать сценарий, ваша или Леонида Якубовича? И почему два ярких юмориста за столько лет сделали всего один фильм?

— С Леней Якубовичем мы дружим уже лет пятьдесят, со времен первых КВНов. Он был в команде МИСИ, а я в команде ХПИ (Харьковский политехнический институт). Кроме того, мы с ним и еще с двумя соавторами уже на протяжении тридцати лет делаем кинокапустники для "Ники" и Дома кино.

И все эти годы мы мечтали что-то вместе сделать для кино. Генератор всех идей — Леня. А я только оценивал: годится — не годится. И все как-то не складывалось.

Наконец, Леня принес замысел "Дедушка". И мы стали сочинять сценарий. И тут тоже генератором был Леня. Он вулканически фантазировал, а я профессионально укладывал его фантазии в жесткие сценарные рамки. Еще я придумал название "Дедушка моей мечты".

Потом присоединился режиссер Саша Стриженов и добавил свои идеи в сценарий. Он же и снял фильм.

А Якубович выступил един в трех лицах — соавтор сценария, сопродюсер проекта и исполнитель сложнейшей роли Дедушки (в невероятном пластическом гриме и без единого слова!).

Работали мы, надеюсь, не зря, потому что на разных фестивалях (Тула, Ульяновск, Выборг, Омск и других) фильм получал, кроме призов в разных номинациях, еще и самую дорогую для нас награду — приз зрительских симпатий.

 - Пятьдесят лет дружбы — это немалый срок… В вашей новой книге "Вторая ошибка Бога" много фотографий знаменитых российских актрис, с которыми вы обнимаетесь, целуетесь. Это искренняя дружба?

— Ну, дружба — это громко сказано, но со многими знаменитыми актрисами общаюсь по сей день и остаюсь в добрых отношениях. А с чего мне быть с ними в других отношениях? Многие снимались у меня в кино, естественно, мы близко знакомы, многие не снимались, но все равно мы все из одной "песочницы". Мы постоянно встречаемся на кинофестивалях, на премьерах. За долгие годы возникло человеческое общение, в том числе и с женщинами — актрисами, с которыми я обнимаюсь и целуюсь. А для актрисы вообще обняться и поцеловаться ничего не стоит…

— А может они обнимаются с вами авансом — для того, чтобы вы порекомендовали их сниматься в своих фильмах?

 - Это не вгиковские студентки, а наши известные актрисы. Зачем я им нужен? Они востребованные звезды, а сейчас вообще все с агентами, которые решают за них любые проблемы. Режиссеры их всех знают и ценят, так что им не нужно передо мной заискивать.

Что касается близкой дружбы, то много лет дружу с Тамарой Семиной, со Светланой Тома, с Наташей Фатеевой, с Леной Малышевой. С покойной Кларой Лучко и Натальей Гундаревой очень дружили.

— В ваших сценариях снимались и снимаются красивые женщины, а приударить за ними не хотелось? Или никогда не смешивали работу и любовь?

— Смешать, конечно, хотелось. После работы приударить много раз пытался, но мне отказывали.

— Скажите честно, можно ли сегодня актрисам сделать карьеру и не спать с продюсерами, с режиссерами? В советские времена, когда утверждали актрис на роль, обходились без этого?

 - По-вашему, актриса Наташа Гундарева, которая снималась в моем фильме "Двадцать лет спустя" или "Одиноким предоставляется общежитие" или в других фильмах, должна была спать с режиссерами?! Да за ней режиссеры в очередь становились, и она еще не со всеми соглашалась работать.

Может быть, сейчас начинающим актрисам и приходиться это делать: мужики же гнусный народ, всегда предлагают всякие непристойности…Но если ты бездарна, то переспишь с режиссером и получишь роль один раз, но, по-моему, это не решение вопроса. Всегда можно найти артистку более талантливую.

Иногда смотрю на игру какой-нибудь малоодаренной молодой актрисы, которая переходит из одного сериала в другой, и не нахожу этому объяснения, ведь не может же она спать со всеми режиссерами? Могу предположить, что многие звездные актрисы знают себе цену и цену заламывают, а кинобюджеты часто невелики, и чтобы уложиться в смету, приходится на второстепенные роли брать артисток классом пониже, потому что они дешевле.

На моих фильмах тоже такое происходит, иногда говорю вот нужно то и то, а мне говорят: "Спокойно! Мы в экспедицию не поедем". Я отвечаю: "У меня здесь написано — сцены на море". Мне отказывают: "Обойдемся без моря".

То же самое происходит с хорошими актрисами: когда нет бюджетов, берут актрис неопытных, поэтому не всегда попадающих в роль.

А второе объяснение, почему малоодаренные актрисы так востребованы, — это бешеные связи агентов. Есть очень пробивные агенты, которые связаны со всеми кинокомпаниями, они получают свой процент и знают, кому и кто срочно нужен. Поэтому многим просто везет.

— Вот вы сказали, что известные актрисы заламывают себе цену, а вам не кажется, что на многих актрис и актеров цены запредельно завышены?

 - Это рынок. Когда прихожу в магазин и вижу, например, туфли за баснословную цену, то не понимаю, как они могут так дорого стоить, но ведь за них же кто-то платит? Недавно моему сыну срочно понадобилась рубашка, он пошел и купил, и когда сказал, что это была цена со скидкой, то у меня волосы встали дыбом. У меня в голове не укладывается, как можно платить такие деньги, но ведь покупают же.

Как правило, у всех женщин — тенденция себя переоценивать, попадаются иногда с комплексами неполноценности, но в большинстве своем женщины обладают повышенной самооценкой. Рано или поздно находится тот, кто за это готов платить…

 - Вы так много знаете о женщинах сокровенного… Наверное, ваша жена вас дико ревнует. Или она все-таки вам доверяет?

 - Не знаю, доверяет ли мне жена или нет — не поймешь, что у вас там на уме. Но недоверия моя жена никогда не проявляла. Есть женщины, которые вечно скандалят на почве ревности, открыто высказывают свое недовольство, но моя Инна, слава Богу, не такая. Думаю, что ей просто надоело. И она понимает, что никуда я не денусь.

— Сценарист — это человек, который пишет в тишине и в одиночестве. У вас большая семья… Она вам не мешала работать?

 - Я всегда смеюсь, когда слышу: "Папа работает, нужно чтобы была идеальная тишина!". Дети летают как мухи, не дай бог кто-то уронит чашку. Мне смешно, когда сценарист так серьезно к себе относится. Когда я пишу, у меня телефон звонит, работает телевизор. Раньше жил в коммуналке: все кругом бегали, орали, я сидел в уголочке и сочинял. Это старая закалка.

Сценарист должен уметь работать в любых условиях, а не ждать, когда наступит полная тишина и тебя что-то вдохновит. Во ВГИКе каждый год выпускается по 10 — 15 сценаристов, а в профессии остается два человека, потому что многие вообще не в состоянии сидеть на одном месте.

С одной стороны, какое счастье не ходить каждый день на работу, с другой стороны, нужно рано вставать и "садиться к роялю". Иногда жуть как не хочется писать. Отсутствие усидчивости проблема для многих начинающих писателей, себя нужно заставлять, а потом втягиваешься и начинаешь испытывать колоссальное удовольствие от работы.

— Вы часто летали в Америку. Если бы судьба так повернулась, что вам предложили бы пожить и поработать в США, согласились бы?

 - Я никогда не стремился куда-то уезжать, особенно в Америку, где нужно бесконечно бегать, суетиться по разным "питчингам", "кастингам". Чтобы состояться в Америке, нужно быть очень энергичным и предприимчивым человеком.

Рустам Ибрагимбеков, прекрасный писатель и драматург, который там постоянно живет, он еще и бизнесмен, поэтому ему там комфортно. Актеры или музыканты могут там приспособиться, но у писателей языковая среда сугубо русская.

— Вы так много успели в жизни повидать… Не было желания написать автобиографическую книгу?

 - Мне смешны люди, которые считают, что им есть, что сказать миру. Мне, например, сказать миру нечего. У меня нет ни фейсбуков, ни социальных страниц, Бред сумасшедшего — торчать в интернете с утра до вечера.

Мой сын Костя, который абсолютно погружен в социальное общение, не выпускает из рук телефона, все время выкладывает фотографии, собирает лайки. Недавно показал страницу одной известной певицы, которая начинает свой день с того, что докладывает всеми миру, что она проснулась. Это кем же нужно быть, чтобы считать, что ты так интересна всему миру?

Они целыми днями сидят и "лайкают" друг друга, заполняя свой мозг чудовищным мусором: восемьдесят четыре человека потратили свое драгоценное время и "лайкнули" чье-то фото. Мне кажется, совершенно бессмысленное общение.

— Когда "лайкают" незнакомые люди, это очень забавно. Не хотите, чтобы вас "лайкали"?

 - Я вообще не хочу, чтобы кто-то был в курсе моих дел. Мне жаль "поколение большого пальца", они тратят свою жизнь на такую муру, особенно это касается идиотских селфи.

Я никого не порицаю, но мне кажется, что у тех, кто постоянно сидит в социальных сетях, нет совершенно личной жизни. Вместо этих соцсетей лучше уж заняться сексом или прочитать книгу. От этого хоть толк будет…

 

Автор Анжела Якубовская
Анжела Якубовская — журналист, сценарист, корреспондент, автор Правды.Ру *
Обсудить