В Арктику мигрируют насекомые

Арктика: Великое переселение насекомых

Арктика потихонечку колонизируется насекомыми с большой земли. К такому выводу пришли ученые. Это происходит вопреки суровому арктическому климату. Бескрылые насекомые добираются до Арктики с помощью перелетных птиц. Мелкие клещи, ногохвостки, пауки цепляются за оперение птиц. Но как насекомым удается выживать по прибытии в арктические широты?

Почвенные бескрылые животные (мелкие клещи, ногохвостки, пауки и другие) прибывают в Арктику, прицепившись к перелетным птицам. А ведь многие почвенные зоологи ранее утверждали, что выдержать дальние перелеты маленьким пассажирам не под силу.

Рассказывает доктор биологических наук из Мурманского морского биологического института РАН и Института аридных зон Южного научного центра РАН Наталья Лебедева: "На одной из научных конференций одна из коллег даже предлагала снять доклад — мол, бред, да и только.

Однако исследования, начавшиеся в 2004 году, показали: под птичьими перьями незваным пассажирам вполне комфортно — и тепло, и корм находится. Да и Север для них не страшен. В общем, гипотеза подтвердилась. А утверждение о том, что фауна формируется ветром, водой и переносом на птицах, стало общепринятым".

Впрочем существовало и другое мнение — о том, что тут и доказывать нечего. Мол, перелеты насекомых на птицах — взять тех же клещей — дело вполне очевидное. По словам Натальи Лебедевой, это так, но лишь отчасти. Клещи, паразитирующие на птицах, конечно же, участвуют и в перелетах. Но эти виды-паразиты своих хозяев стараются не покидать — как прилетают с ними на Север, так и улетают.

Чего не скажешь о свободно живущих почвенных клещах, к паразитам не относящимся. Они способны питаться растительными остатками, грибами, бактериями, микроорганизмами. Вот они-то и спускаются с птиц на новую для себя землю, чтобы заселить ее. Правда, пришлось здорово постараться, чтобы установить это.

Изучением именно этих процессов и занимается Лебедева. Экспедиции на Шпицберген для Натальи Викторовны давно стали регулярными. Полевой сезон здесь длится всего лишь шесть недель, и ими необходимо воспользоваться сполна.

Пробы, взятые у пойманных птиц — пуночек, фиолетовых куликов, белощеких гусей (список можно продолжить) — потом исследуются в лабораториях на "материке". Полученные данные позволяют более точно нарисовать картину формирования экосистемы Арктики.

Кто-то может спросить: ну что с того, что узнаешь, каким ветром занесло в дальние края какую-то букашку? Откуда такой интерес ученых? На этот вопрос отвечает Наталья Лебедева: "Арктика все ощутимее выходит в центр мировой геополитики в силу открытия здесь гигантских топливно-энергетических ресурсов, освоение которых уже началось.

В силу этого повышается роль исследований экосистемы Арктики — насколько она устойчива к хозяйственной деятельности человека, каковы механизмы ее выживаемости, что будет, если привнести в эту экосистему чужеродный для нее вид?

Вопрос не праздный. Можно вспомнить печальный опыт Антарктиды, куда люди случайно завезли крыс. Размножившись, они принялись за уничтожение птичьих колоний, которые не умели противостоять крысиному нашествию. Понадобились огромные вложения, чтобы справиться с этой проблемой".

Экосистему Шпицбергена ученые считают сравнительно молодой, она сформировалась не ранее 10 тысяч лет назад, когда отступил с материка последний ледник Великого оледенения. Первыми туда прибыли птицы, питающиеся рыбой, чтобы использовать архипелаги для своего размножения. На них, предположила ученый, могли прибыть и первые почвенные животные. Но от "могли прибыть" до "прибыли" прошло несколько лет.

Гипотеза подтвердилась в ходе совместной работы Мурманского морского биологического института (ММБИ), в котором также работала профессор Лебедева, и норвежских ученых. Новое явление получило название ави-вектор (от лат. aves — птицы, вектор — переносчик).

В ходе исследований на птицах было найдено более 180 видов панцирных клещей, мелких пауков, ногохвосток, личинок мелких жуков и других массовых обитателей почв. Как было доказано, птицы, совершая дважды в год регулярные миграции к местам зимовок и гнездования, вполне могут обеспечить приток мелких животных на архипелаг.

До начала работ ММБИ на Шпицбергене специалисты ряда стран более века изучали здешних почвенных животных. В итоге было описано всего лишь

40 видов обитающих здесь панцирных клещей. Когда же за дело взялись ученые ММБИ, сразу пришел успех. Именно они обратили внимание на птиц как вероятный источник заноса почвенных животных в Арктику из более южных широт. В итоге было установлено 22 новых вида почвенных животных, неизвестных ранее для Шпицбергена.

Понятными стали и способы выживания почвенных животных в ходе перелетов. Прячутся они под оперением птицы — там влажно, тепло, да и можно полакомиться отмирающими частицами птичьей кожи. Оказалось, что порой и покидать столь уютный "салон" после "приземления" путешественникам не обязательно. Некоторые из них проводят в них целые жизненные циклы.

Отдельный вопрос — приживутся или нет виды, занесенные сюда птицами. В этом направлении также развернулись исследования, приведшие к удивительным находкам. Да, в Арктике почвы называют пленочными — толщина их не выше 1-2 см, образуются они очень долго. И там вселенцам выжить тяжеловато.

Но есть на Шпицбергене и мощные почвы, как правило, под птичьими базарами, вокруг рабочих поселков — таких как Баренцбург и Пирамида. В последний, кстати, в советское время завозилась почва для теплиц из России и юга Украины.

"Мы ставили температурные датчики в таких почвах, и она оказалась довольно высокой, в том числе, за счет перегнивания животных остатков, — рассказывает профессор Лебедева. — Здесь выживают даже дождевые черви, впервые обнаруженные нами. Да, эти почвы импортированные, они не типичны для столь высоких широт. Но они есть, и это нельзя не учитывать".

Расширить исследования на Шпицбергене довольно сложно. Это не позволяет короткое арктическое лето, трудные условия полевых работ, ограниченность

финансирования. Преодолеть объективные трудности помогает международное сотрудничество, когда можно объединить материальные ресурсы и возможности отдельных исследовательских коллективов.

Несколько лет назад вместе с британским доктором Стивеном Коулсоном, доцентом Международного университетского центра UNIS на Шпицбергене, был задуман совместный российско-норвежский научно-исследовательский проект AVIFauna. Получаемые в ходе работ факты углубляют знания о роли птиц в колонизации полярных архипелагов почвенными животными.

Исследования идут, в том числе, и путем сравнения ДНК особей с материка с ДНК их сородичей, "высадившихся" на острове с помощью пернатых мигрантов.

Также по теме:

Безразличие к Арктике обойдется дороже

Арктика была колыбелью человечества?

Автор Геннадий Белоцерковский
Геннадий Белоцерковский — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру