Как устроен бизнес по переработке мусора. Интервью с Дмитрием Тукновым

Бизнес на мусоре: Отходы в доходы

Немного найдется в мире бизнесов, которые могут соперничать по выгоде с добычей полезных ископаемых. Один из них — сбор и утилизация твердых бытовых отходов (ТБО). Ежегодно россияне "производят" до 70 миллионов тонн ТБО, большинство из которых свозится на специальные полигоны для захоронения, в просторечии — свалки. Земля в окрестностях крупных городов ценится на вес золота, обостряя конкуренцию в отрасли.

Между какими игроками поделен сегодня лакомый мусорный рынок? Каковы перспективы по запуску проектов массовой переработки отходов (сегодня этому подвергается лишь 10-15 процентов от общего объема собранного мусора)? Какой способ переработки самый прогрессивный и экологически безопасный? Как методы прогнозирования и моделирования образования ТБО могут послужить экономике? Тайнами отрасли в эфире Pravda.Ru делится председатель правления ОАО "Отраслевой оператор по обращению с отходами" Дмитрий Тукнов.

— У нас сейчас эпоха потребления. Вероятно, по отходам такая динамика тоже наглядно видна. Это так? Вообще, что такое отходы? И какова философия вашего бизнеса?

— Действительно, динамика у нас достаточно явная и ясная. Люди потребляют все больше и больше. К сожалению, с каждым годом время эксплуатации изделий уменьшается. И это ведет к мягкому порабощению населения, потому что человек не может продукцию использовать длительный период времени, он каждый раз вынужден тратить деньги, приобретая новые и новые продукты, подчас и ненужные.

Вообще, тема отходов емкая и многогранная. Это самый массовый продукт человечества. Человек, кроме отходов, ничего не производит. Все, к чему прикоснется человек, будет отходами. Вопрос только во времени. Есть вещи, которые служат в течение минут или даже приходят в негодность за секунды. А есть такие изделия, как объекты недвижимости, гидроэлектростанции, атомные станции. Они служат десятки лет. Многие из них рассчитаны на то, что будут служить сотни лет. Но рано или поздно они все равно будут отходами. Поэтому категория мусора касается ежедневно абсолютно каждого человека.

— Сколько отходов производит житель России в год?

— Приблизительно где-то три кубических метра. Но это индивидуально, поэтому цифра не совсем корректна. У нас же есть отходы разных категорий: промышленные, бытовые, которые теперь законодательно переименованы в коммунальные, есть отходы биологические, медицинские, строительные. Они отходами-то стали именно потому, что человек что-то произвел, в ходе жизнедеятельности людей они образуются.

В конце декабря прошлого года Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин подписал Закон о промышленной политике, где впервые в новейшей истории сбор и утилизация отходов отнесены к отдельному виду промышленности. И на сегодняшний день бизнес-сообщество ожидает от правительства, что наконец-то будет определен специальный уполномоченный орган федеральной исполнительной власти. Как, например, для алкогольной промышленности есть Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка. А Федеральной службы по регулированию рынка обращения с отходами и вторичными ресурсами у нас нет.

Закон об отходах производства и потребления в России есть. Он появился в 98-м году, но в ходе его постоянной модернизации вместе с водой выплеснули и ребенка. Там в некоторых местах идет подмена вопросов организации технологического цикла переработки проблемами экологии. У нас же отходы могут поступить либо в природную среду, либо в технологический цикл, в переработку.

И дело в том, что мы же все из земли берем, используем, перерабатываем, обращаем, но все в землю положим рано или поздно. Но чем дольше мы с вами это обращаем, тем мы становимся богаче. И цель нашей службы — максимально долго обращать эти ресурсы, увеличивать срок эксплуатации изделий, делать их качественнее. Тогда происходит рост благосостояния населения, а это ведет к увеличению покупательского спроса, поэтому через отходы фактически регулируются все без исключения виды промышленности.

Там постоянно идет увязка с природоохранным законодательством. Но ведь санитарно-эпидемиологические службы, экологи должны выставлять одинаковые требования к любому виду промышленности и вообще любой деятельности. Для переработчиков отходов отходы являются сырьем. И требования должны быть одинаковы. Промышленность переработки отходов, вторичных ресурсов, не должна ничем отличаться от сталелитейной, деревообрабатывающей промышленности или любой другой.

У нас, как в любой промышленности, есть шкала приоритетов. Приоритет первый — вычленение финансовых потоков, то есть мы должны знать, где те средства, которые позволяют промышленности существовать. Вопрос номер два — это управление качеством сырья. Для переработчиков отходы разные. Я не говорю о раздельном сборе, но есть масса способов управлять отходами, начиная с проектирования продукции.

Ведь качества, характеристики продукции закладываются именно на этом этапе. От проектирования зависит, когда и в какой мусор превратится продукт к конечном итоге. Поэтому мы можем начинать управлять качеством отходов уже при проектировании и дальше — при производстве, эксплуатации… Создавая дом или авторучку, любое изделие, мы уже должны понимать, как мы его будем перерабатывать, по какой технологии. Хорошо бы делать маркировку: состав, какие сочленения там, типы сварки… Это все влияет на последующую утилизацию.

К сожалению, такое есть только фрагментарно. У нас в стране нет единого специализированного органа, который бы вырабатывал однотипную нормативно-правовую документацию, не только по отношению к объектам недвижимости, это очень актуально в отношении автомобилей и многих других вещей.

Отраслевое сообщество уже второй десяток лет обсуждает эту тему, выработаны основные принципы управления отходами с момента проектирования продукции, включая ее изготовление и эксплуатацию и последующую утилизацию. Если бы мы в Российской Федерации достигли уровня переработки в 60 процентов возврата вторичных ресурсов в экономику, то за счет мультипликативного эффекта мы бы имели вторую сырьевую экономику, в 1,3 раза большую, чем ресурсодобыча, добыча ресурсов природной среды.

А 60 процентов переработки для многих стран является уже нормой, а по некоторым видам продукции, по стеклу, бумаге, скажем, в Финляндии — больше 70 процентов, в Японии — более 80 процентов. То есть, это не заоблачные цифры, а реальные результаты, которых можно достичь. И тогда мы удвоим ресурсную базу страны. Это достаточно серьезная задача, особенно сегодня, в условиях кризиса, потому что вторичная переработка всегда, и с точки зрения энергетики, наиболее выгодна.

Опять же этим можно увеличивать покупательскую способность населения. Вот такой наиболее реальный и эффективный базовый способ выхода из кризиса. Можно, эксплуатируя безмерно человека, заставлять его работать не восемь, а 12 часов, чтобы он успевал зарабатывать деньги для той продукции, которая быстро уходит в отходы, а можно, наоборот, выпускать качественную продукцию, которая могла бы использоваться долго, и тогда у человека появляется больше денег.

— Это очень болезненная проблема. Потому что цель крупных мировых корпораций - наоборот, увеличить оборот потребления, заставить человека все время покупать продукцию, которую уже скоро нужно менять, и покупать, покупать, покупать новую. Мы просто вынуждены этому следовать.

— Да. Но не обязательно всегда следовать за этим. Какое-то время считалось, что человек летать не может, еще чего-то не может, а выясняется, что может. Я считаю, что особенно в кризисный период управление отраслью по обращению с отходами и вторичными материальными ресурсами поможет населению, причем во всех регионах. Потому что отходы как сырье находятся там, где есть человек, за ними не надо ехать в Сибирь, на Дальний Восток, в Арктику не надо по льдам добираться и под водой до шельфа добираться. Они в каждом городе и деревне, у каждого человека. И вопросы занятости населения также могут быть решены через вот этот вид промышленности.

У любого материального ресурса, когда он выходит из эксплуатации, три вида дальнейшей судьбы. Первый — это возврат вторичных ресурсов в экономику как сырья, второй — использование энергетической составляющей, сжигание, и третий — захоронение. Последний - самый невыгодный, крайний вариант, если мы не можем это переработать по тем или иным причинам.

Макулатура, стеклобой, металлолом — с каждым годом их объем увеличивается. Цена макулатуры почти удвоилась. Более того, сейчас рассматривается возможность запрета вывоза, ее не хватает для производства тех или иных изделий. Но у нас утрачена система сбора населением этих отходов.

А главная проблема в том, что предприятие по заготовке вторичных ресурсов должно не только просто жителю заплатить какие-то мизерные деньги... Чтобы заплатить налог на доходы физических лиц, надо потребовать у этого жителя паспорт, составить на этого жителя налоговое дело. Потом отправить все это в налоговую инспекцию, чтобы те взяли налог с этих копеек. Сейчас отраслевое сообщество — Лига переработчиков макулатуры — очень активно выходят с предложением об отмене налогов на доходы физических лиц, так называемый НДФЛ, по этому виду деятельности. У нас прецеденты в законодательстве есть. Заготовители дикорастущих растений не облагаются налогом на доходы физических лиц. А в сборе макулатуры сейчас из-за этого налога, который не платится, не приносит ничего, кроме расхода времени и той же бумаги, жители участвуют — меньше одного процента. То есть, сырье, которое могло бы работать на людей, просто выбрасывается. То же самое относится и к другим отходам.

Последние события, связанные с мораторием на введение ответственности производителя, на непринятие решения по созданию отрасли на уровне правительства и т.д., подвигли участников сообщества создать Союз переработчиков отходов и вторичных ресурсов. Все подотраслевые сообщества принимали участие в решении создать этот союз. Я надеюсь, что в ближайшее время он будет создан. И наши мысли, решения, наработки, которые нацелены на благосостояние всей страны и всех людей, будут услышаны и решены и в правительстве.

Читайте также:

Россия скоро утонет в мусорных полигонах

Деньги на выброс. Кто их извлечет из мусора

Нужда толкнула детей на изобретение реактора

Пластиковый мусор превратится в лекарство

Министерства спорят за "мусорные" деньги

Интервью к публикации подготовил Юрий Кондратьев

Беседовала

Автор Лейла Мамедова
Лейла Мамедова — журналист, экономический обозреватель Правды.Ру *