Ужесточение миграционного законодательства

"Резиновые квартиры" доведут до цугундера

В России существенно ужесточился контроль за миграцией. Ряд нарушений миграционного законодательства стали уголовно наказуемыми. Правоохранительные органы особо отслеживают "резиновые квартиры", в которых порой прописано по несколько тысяч человек. Об этом Pravda.Ru рассказал начальник управления организации дознания ГУ МВД Павел Милованов.

Парламентарии приняли наказ президента к сведению и приступили к работе. В итоге с января 2014 года российский Уголовный кодекс дополнили две новые статьи: 322.2 и 322.3, по которым за фиктивную регистрацию по месту пребывания ("временная регистрация") и по месту жительства ("прописка") грозит штраф от 100 тыс. до 500 тыс. рублей или лишение свободы до 3 лет.

Было бы несправедливо говорить, что в данном случае Государственная дума, просто безропотно "взяла под козырек". Проблема неконтролируемой миграции нарастала в стране как снежный ком. Если в 2011 году в РФ было зафиксировано немногим более 6,4 тыс. "резиновых" адресов, по которым было зарегистрировано около 300 тыс. граждан, то на конец 2013 года адресов насчитывалось уже свыше 10 тыс., а о количестве "жильцов" и вовсе говорить не приходилось.

В ноябре того же года на заседании Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека вообще прозвучала запредельная цифра: количество зарегистрированных в "резиновых квартирах" реальных граждан, в том числе и иностранных, и "мертвых душ", кого когда-то зарегистрировали, но не сняли с учета, оценивалось едва ли не в 50 млн человек.

В общем, новый закон оказался как нельзя к месту, и в настоящее время идет, как говорят юристы, наработка правоприменительной практики. Об этом "Правде.Ру" рассказал начальник управления организации дознания ГУ МВД, подполковник полиции Павел Милованов.

— Давайте сразу определимся с тем, кто отныне являются субъектами уголовной ответственности.

— В первую очередь, субъектом преступлений являются лица, непосредственно занимающиеся организацией незаконной миграции. Это люди, предоставляющие помещения, дополнительные документы, собирающие деньги за проживание и так далее. На практике это, в первую очередь, собственники помещений — так называемых "резиновых квартир" или, как часто бывает, некие представители собственников, которые занимаются предоставлением мигрантам соответствующих помещений.

— Правильно ли я понимаю, что речь в данном случае идет о собственниках и арендодателях, являющихся россиянами?

— Да, к уголовной ответственности будут привлекаться именно россияне. Что касается самих незаконных мигрантов, то в отношении них принимаются меры административной ответственности: выписываются штрафы, как правило, выносятся решения о депортации с последующим ограничением на въезд в РФ.

Но встречаются случаи, когда распределением "койко-мест", сбором платы среди мигрантов занимается кто-нибудь из них самих. В этом случае он, как сообщник, будет нести нести уголовную ответственность наравне с арендодателем.

— Активизировалась ли работа правоохранительных органов в данном направлении после того, как "заработали" новые статьи УК?

— Количество возбужденных уголовных дел постоянно увеличивается. В нынешнем году по разным частям ст. 322 УК РФ уже возбуждено 823 дела. В прошлом году, для сравнения, таких дело было открыто 276. Другими словами, рост в три раза. Его, главным образом, дали "резиновые квартиры".

Правоохранители уже научились достаточно оперативно их "вычислять". Миграционная служба запрашивает сведения, кто и где зарегистрирован, в первую очередь, отрабатываются квартиры, в которых, по этим данным, зарегистрировано чересчур большое число иностранных граждан. Следует выезд на место, проводится рейд, нелегалы задерживаются, а собственник квартиры привлекается к уголовной ответственности.

Кстати, не стоит думать, что речь идет только о квартирах, в которые хозяева "подселили" 5-10 человек. Бывают и сотни, в Южном округе, например, закончено уголовное дело открытое в связи с регистрацию в одной квартире… 39 тысяч граждан. Воистину деньги некоторым ум застят.

Сфера приложения сил незаконных мигрантов в столице очень широкая. Это и ЖКХ: дворники, уборщики, и строительный бизнес, работают они на мойках, в кафе, ресторанах, в общем, везде, где требуется физический труд. И часто живут там же, где работают. Не так давно, например, было возбуждено дело: правоохранители приехали на одну мойку и обнаружили мигрантов, которые, как выяснилось, проживали там же, только в соседнем помещении. Администратор привлечен к уголовной ответственности.

— Но зарегистрированы они были в какой-то квартире?

— Да, по совершенно другому адресу.

— Выходит, пострадал в этой истории как работодатель, так и люди, по адресам которых мигранты были зарегистрированы?

— Совершенно верно. Тут очень важно понимать, что если человек зарегистрирован по одному адресу, то и проживать он должен по нему же. Если будет доказано, что фактически он проживает по другому адресу, уголовная ответственность наступит для тех, кто зарегистрировал его в "резиновой квартире".

— Есть ли какие-нибудь сложности в доказательстве преступлений такого рода?

— Сами мигранты в большинстве своем ничего от правоохранителей не скрывают, рассказывают, как есть на самом деле. Поэтому с доказательной базой как таковой все, как правило, обстоит хорошо. Проблема возникает в другом: зачастую бывает сложно установить, кто должен нести за содеянное вину: реальный собственник, арендодатель, арендатор или кто-то еще, все начинают перекладывать ответственность друг на друга.

Незаконные мигранты зачастую в этом разбирательстве не помощники, они говорят: вчера отдавали деньги одному, позавчера другому. Собственники зачастую сдают свои помещения в аренду, а что там в потом делается, бывают не в курсе — самоустраняются.

Хорошо, если у них на руках оказываются официально заключенные договоры аренды, тогда к ним у правоохранительных органов, в принципе, вопросов не возникнет. К ответственности будет привлечены те, кто арендовали помещение.

— На днях президент поддержал предложение Верховного суда РФ, направленное на гуманизацию уголовного права. Не окажет ли это влияние на развернувшуюся борьбу с нелегальной миграцией?

— Он сказал, что у нас очень много уголовных дел, достаточно мелких, но то, о чем мы говорим сейчас, не подпадает под эту своего рода "амнистию".

Естественно, я полностью согласен с тем, что необходимо гуманизировать все наше законодательство, в первую очередь, конечно же, уголовное, это безусловно. Но непосредственно по данной статье, не так давно произошло ужесточение ответственности, поэтому, думаю, их составов это не затронет.

Миграционной политике государством уделяется повышенное внимание, все понимают важность этого вопроса. Здесь не должно быть никаких послаблений, миграционные потоки всегда должны быть под контролем.

— Вы согласны с тем, что преступность в наше время приобретает некий национальный оттенок?

— Я не думаю, что это только в наше время. Это давно началось. А относительно Москвы — почти половина преступлений совершается иногородними. Не всегда иностранцами, но и иногородними, и иностранцами, в том числе. То есть это тоже надо учитывать и понимать.

Читайте также:

Зачем дворнику Немирович-Данченко?

"Без дружинников полиция не справится"

Мигранты в РФ: кто с квотой, кто с дипломом

Подготовил к публикации Сергей Шаров

Беседовала

Автор Елена Тимошкина
Елена Тимошкина — шеф-редактор Правды.Ру *
Куратор Людмила Айвар
Людмила Áйвар — российский юрист, общественный деятель *
Обсудить