Повышение тарифов на услуги ЖКХ и введение платежей за капитальный ремонт

"От капремонта никто не отвертится"

В июле этого года в Москве повысились тарифы за услуги ЖКХ. Есть и еще одно новшество — введение сбора на капремонт. Все это весьма "утяжелило" коммунальные платежи. Улучшит ли такое повышение цен состояние дел в системе ЖКХ? Насколько эффективны такие меры? Об этом Pravda.Ru рассказала директор "Национального жилищного конгресса" Татьяна Вепрецкая.

— Татьяна, как вы считаете, может быть было недальновидно со стороны властей такое одновременное повышение тарифов и введение нового сбора на капремонт?

— Введение сразу двух повышающих направлений в платежке, наверное, недальновидный шаг. Но целесообразность платежа за капремонт была всегда — наши дома не получают работ капитального характера. Там есть строчка "только для собственников", и эти платежи касаются только собственников, которые должны нести бремя содержания своего имущества.

Собственность требует вложений денег. Если ты малоимущий, то остаешься всегда в этом помещении, в этой квартире под государственной защитой, но не несешь бремя содержания.

— Рейтинг проблем, связанный с ЖКХ, показывает, что на первом месте стоит проблема непрозрачности начислений за жилищно-коммунальные услуги.

— Действительно, очень много вопросов по начислению. У нас платежный документ установлен приказом, там очень много информации. Для обычного человека увидеть расчет показателей сложно, это раздражает.

Второй раздражающий фактор — когда нужно проверить, правильно ли мне начислили, а проверить практически невозможно. И это связано с тем, что у нас очень сложные расчеты, считают это машины, по формулам, потому что у нас дом — это живой организм: кто-то приехал, кто-то уехал, у кого-то норматив потребления вместо прибора учета.

— И с кем разбираться?

— Разбираться надо в первую очередь с управляющей компанией. Она может привлечь специализированную организацию, расчетный центр, который ей это считает. Вышел Закон 176 от 29 июня, который штрафует управляющие компании и ресурсоснабжающие организации за то, что они неправильно посчитали.

Сейчас ситуация должна измениться, потому что не захотят платить штрафы, тем более, что компания лицензию потеряет, если она дважды заплатит такой штраф.

— Правда ли, что появились способы брать лишние деньги с тех, кто установил у себя счетчики воды?

— Раньше платили по нормативам потребления. Норматив потребления включал в себя как индивидуальное потребление в квартире, так и технологические затраты в доме. Сейчас люди ставят прибор учета. И свой объем потребления выделяют. Они уже не будут платить за норматив потребления.

Дальше в законодательстве прошли изменения, и выделили ОДН — общедомовые нужды. Общедомовые нужды — это показатель того, воруют в доме или не воруют наши ресурсы. Кто-то мог присоединиться, и если вы чувствуете, что платеж большой, надо бить тревогу, надо бежать в управляющую компанию, в ТСЖ, и говорить "давайте разбираться".

— То есть жильцам нужно проявлять бдительность, нужно объединяться.

— Да, и тогда вы намного меньше будете платить.

— Затронем проблему взаимоотношений собственников и управляющей компании. Какая схема взаимоотношений управляющей компании с потребителями и ресурсно-снабжающими организациями.

— Когда десять лет назад у нас вышел Жилищный кодекс, то там было прописано, что домом могут управлять управляющие компании, или ТСЖ, или сами собственники. По сути, эти организации формировались спонтанно. Любой мог прийти на этот рынок. Поэтому проблем с управляющими компаниями было много.

Там экономика так сделана, что невозможно заработать. Потому что у нас в совокупном платеже двадцать процентов — это жилищная услуга, восемьдесят процентов (это я в среднем говорю) — это коммунальная услуга. И из этой суммы двенадцать процентов из двадцати уходит на то, чтобы собрать деньги, рассчитать и рассчитаться с ресурсоснабжающей организацией.

— Но тем не менее, появились какие-то сторонние конкуренты ДЭЗам, значит, что-то их привлекало?

— Привлекало вообще наличие работы. То есть, это работа, это трудовой коллектив, и это тоже хорошо.

Мы законодательно пытаемся сделать так, чтобы была разграничена ответственность между управляющей компанией и ресурсоснабжающей организацией. Пока что управляющая компания не сможет повлиять на ресурсника, при этом она еще и лицензии может лишиться от того, что ничего не сделала.

— Какая схема работы была бы сейчас оптимальной на рынке, чтобы она устроила и собственников, и управляющую компанию?

— Собственник должен платить за то, что он потребил, правильно? И кто-то его должен защищать, а управляющая компания ему пока только услуги поставляет. Управляющая компания должна стать защитником собственника, его представителем, и решать его проблемы. Конечно, не обойтись без ТСЖ, не обойтись без совета дома, это нужно, потому что управляющая компания в этом доме не живет.

Второе — нужно правильно организовать отношения с ресурсоснабжающими организациями. ТСЖ раньше заключали от имени собственников договора с ресурсоснабжающими организациями, представляли их интересы, и там как раз не надо было вводить никакой ответственности целиком дома.

Как мы можем переломить ситуацию? На сегодняшний день происходит так — сколько ресурснику по его нуждам надо, столько он и начислит. Управляющая компания должна стать фильтром.

— В ДЭЗах специалисты, наверное, аффилированы с ресурсниками?

— Нет, они тоже принимают роль защиты, но они защищают сами себя сейчас, им не до защиты наших потребителей. А когда мы ситуацию изменим, то они будут просто представителями собственников и будут защищать не себя, а потребителя.

— Сейчас создаются центры общественного контроля в сфере ЖКХ. Насколько они сильны?

— Мы саморегулируемая организация, мы очень существенно отличаемся от строителей, и мы баланс между потребителями, между управляющей компанией и властью, и ресурсоснабжающими организациями. Мы арбитры. Мы пытаемся договориться, мы пытаемся решить проблему наших потребителей. Общественный контроль — замечательная вещь, главное понять, с какой целью мы ее создали.

— Какой срок вы отводите на то, что положение в ЖКХ улучшится?

— Очень надеемся, что в течение полугода будет принят закон по прямым договорам. Второй важный момент: мы не можем сами очень быстро перестроится. Была одна система, потом вторая система, потом третья система. Я предполагаю, что более стабильную ситуацию и улучшения мы будем видеть в первые два года.

Читайте также:

Счетчики ЖКХ. Как распознать врага

Ремонт не событие… Тем более — капитальный

Наши жилища обложили со всех сторон — Лолита Милявская

Если программу капремонта заморозят, не понятно, что станет с деньгами людей — эксперт ОНФ

Как укротить аппетит монополий

Подготовил к публикации Владимир Беляев

Беседовала

Автор Лейла Мамедова
Лейла Мамедова — журналист, экономический обозреватель Правды.Ру *
Обсудить