Бегство капиталов из России и борьба с офшорами

Бизнес из офшоров уйдет, но не сразу

Вывоз капитала из России в 2014 году составил порядка 150 млрд долларов, увеличившись в 2,5 раза по сравнению с 2013-м. Предотвратить утечку средств и решить вопрос с офшорами власти намерены с помощью закона об амнистии капиталов. Закон хороший и своевременный, однако вопрос борьбы с оттоком и бегством капитала — один из сложных в экономике. Об этом в эфире Pravda.Ru рассказывает финансовый аналитик, председатель консультационного совета акционеров банка ВТБ, замдиректора Института развития финансовых рынков Валерий Петров.

— Речь идет о продекларированных активах и деньгах на счетах прежде всего за рубежом, о которых нужно заявить с 1 июля по 31 декабря 2015 года. Если человек не был под следствием, не было каких-то уголовных дел, а проступки по неуплате налогов были совершены до 1 января 2015 года, то есть возможность задекларировать все эти активы, действия и средства, и не попасть под уголовное преследование. Можно просто начать жизнь с чистого листа, но с этими средствами.

— Валерий Станиславович, появление закона вызвано масштабным оттоком капитала. Сколько реально вернуть денег в Россию этой амнистией?

 - Безусловно, амнистия капиталов — это очень важный, значимый этап в решении задачи более высокого уровня, которая стоит перед государством и перед экономикой России. Речь идет, прежде всего, о привлечении инвестиций в Российскую Федерацию, наполнении российской экономики финансовыми активами и средствами, а также недопущения нелегального вывода средств из страны.

Средства легальные, которые образуются в ходе валютной экспортно-импортной деятельности, должны находить свое применение, прежде всего, внутри нашей страны.

Как мы понимаем, закон об амнистии — это не что иное, как дополнительный закон, который был принят вследствие принятия закона о контроле за иностранными компаниями. Сейчас офшорная деятельность и регистрация любого бизнеса в офшорных зонах приобрела массовый характер.

Соответственно, проблемы, которые связаны с уходом бизнеса в офшор, коснулись России в полном объеме. После приватизации, на начальном этапе становления капиталистического способа производства в России у нас все вот эти младенческие болезни были в полном объеме.

В первую очередь, пошли всевозможные рейдерские захваты. И для того, чтобы обезопасить свой бизнес, многие бизнесмены пытались вывести собственность за рубеж.

Второе — формировавшаяся система налогообложения была настолько несовершенна, что бизнесменам просто приходилось использовать такой механизм, как офшоры, чтобы избежать налогообложения, которое могло достигать 120 процентов от прибыли. Сейчас эта проблема решена. Функционирование налоговой системы и всей экономики находится в совсем других реалиях.

Необходимо разделять отток капитала и бегство капитала. Эти два понятия для многих слились в одно, хотя не имеют ничего общего. Отток капитала — это совершенно легальный процесс, который предполагает внешнеэкономическую деятельность. А бегство капитала — это, прежде всего, нелегальная деятельность по выводу средств за рубеж и так называемая серая деятельность. Это -достаточно четко разделяется.

Активы, которые условно легально или нелегально были выведены за рубеж, делятся всего лишь на две статьи. Это статья по невозврату или чистым ошибкам, которые произошли в ходе декларирования тех или иных операций, своевременно не поступившие средства от экспортно-импортных операций.

Однако абсолютное большинство средств, которые уходят за рубеж, — это легальный отток капитала. Если мы говорим о названной цифре в 150 миллиардов долларов за 2014 год — это много или мало? В эту сумму входит уплата внешних долгов. Эта цифра большая, но не устрашающая, а абсолютно нормальная. Надо понять три вещи: по каким причинам уходят деньги, что входит в эти деньги, и как сделать, чтобы эти деньги не уходили?

В основе легального оттока лежит прежде всего то, что бизнес не может найти эффективного приложения своим валютным активам внутри России. Это основная причина. Средства уходят за рубеж в качестве инвестиций, покупаются какие-то компании, активы и т. д. Это вполне легальная, нормальная деятельность. Важно, чтобы доходы от этой деятельности через налоги поступали в российский бюджет и работали на страну.

Вторая составляющая, почему эта сумма была именно такой — это резкое ослабление рубля, когда огромные рублевые активы, прежде всего российских граждан, были конвертированы в валюту. Перевод рублей в валюту тоже является выводом, оттоком денег в зарубежные активы, и учитывается, как отток средств.

Граждане рубли потратили на валюту, депозиты перевели из рублевых в валютные, поскольку риски были высоки. Естественно, кредитные, долговые средства, которые принадлежат юридическим лицам, так же являются составной частью оттока капитала. Таким образом получается, что легальные пути вывода средств были задействованы в полной мере.

— А государственный внешний долг тоже входит в этот отток?

— Входит. Все эти заимствования проводятся честно и бело, никто не ворует эти деньги, они не пропадают.

Помимо того, что я перечислил, есть еще одна составляющая в формировании оттока — так называемый серый импорт. Пока доллар был достаточно недорог по отношению к рублю, эта система работала. Здесь ничего противозаконного нет. Мы расплачивались валютой, покупали товар, здесь его продавали, получали рубли, обменивали их на доллары и опять покупали товар. Соответственно, это цикл, круговорот, но предполагал определенный отток капитала.

Ситуация кардинальным образом изменилась в конце 2014 года, и сейчас мы находимся в другой реальности. Соответственно, законы по контролю за иностранными компаниями и об амнистии капитала направлены на то, чтобы проблемы, которые возникали у государства, прежде всего, с оттоком средств за рубеж и неуплатой налогов, связанных с офшорами, были решены, и все эти активы и средства были приведены в юридическое поле, которое контролирует Россия.

Остановить отток капитала нужно для экономического развития страны. Поэтому сейчас, прежде всего, предпринимаются меры для увеличения инвестиционной привлекательности.

Над этим работает и государство, и бизнесмены, и общественные организации. Другой вопрос, что есть объективные внутренние и внешние причины, которые не позволяют это сделать в полной мере.

— Может быть нужно кардинально изменить инвестиционный климат и другие экономические правила?

- Я противник любых кардинальных изменений и выступаю все-таки за эволюционное развитие. Потому что самыми благими намерениями дорога у нас выстлана в ад. Необходимо создавать условия для того, чтобы принятые решения по созданию благоприятного инвестклимата были реализованы на практике.

Нужно стимулировать производство, которое нужно развивать. Необходимо создавать точки роста экономики, которые бы позволили тянуть за собой в целом всю страну. Без них в данной обстановке глобальной мировой конкуренции нам просто не выжить.

Читайте также: 

Внешний долг корпораций: все пути ведут на Кипр

Амнистия офшорам не поможет. Они умрут

Российские капиталы сбегутся домой?

Подготовил к публикации Юрий Кондратьев

Беседовала 

 

Автор Лейла Мамедова
Лейла Мамедова — журналист, экономический обозреватель Правды.Ру *
Обсудить