Овербукинг в России: плюсы и минусы

Минтранс ввел россиян в транс овербукингом

В период отпусков главное — заранее забронировать авиабилеты, это самая расходная часть отпускного бюджета. Готовы ли вы у стойки регистрации узнать, что ваше место занято, а вам предлагается билет на другой рейс, по другому маршруту и с опозданием на сутки? Авиакомпании давно нас обманывали с овербукингом, сейчас этот обман хотят сделать легальным.

Предложение было высказано впервые в феврале текущего года на совещании по развитию авиационной отрасли у премьера Дмитрия Медведева. Овербукинг — это продажа авиакомпанией заведомо большего количества билетов на рейс, чем имеется мест в самолете. По статистике, это примерно 2-5 мест, именно столько пассажиров меняют свои планы в последнюю минуту.

На Западе это обычная практика, но стоит ли вводить ее в России? Обязательно — такое пожелание высказали правительству компании "Аэрофлот", "Сибирь" и "ЮТэйр". Против — "Трансаэро". Мнение этой компании мы приведем ниже.

Читатель удивится, но, оказывается, овербукинг был в России всегда, только он был вне закона. И теперь, мол, его легализуют, и все будет отлично, утверждают его лоббисты. "Новый закон будет регламентировать компенсации и выплаты пассажирам по мировой практике", — пояснил РСН вице-президент ассоциации туроператоров России Дмитрий Горин.

Значит, нас обманывали, а мы не знали? Уже одно это настораживает. Еще больше беспокоит, что работа, оказывается, кипит и минтранс, согласно газете " Известия", уже подготовил размеры компенсации за потраченные нервы. В зависимости от времени ожидания нового рейса компенсация составит от 12 до 28 тысяч рублей.

Если время задержки составило от двух до шести часов, то объем компенсации составит 12 тысяч рублей. Для задержек от шести до 12 часов компенсация составит 18 тысяч рублей, а от 12 до 24 часов — 21 тысячу рублей. За ожидание вылета более суток пассажир получит 28 тысяч рублей. В случае, если альтернативный маршрут устраивает пассажира, то ему выплачивается только компенсация, если нет — то и компенсация, и стоимость авиабилета.

В проекте новых "Правил формирования и применения тарифов" так же прописано, что перевозчик освобождается от выплаты компенсации в случае, если он уведомит пассажира о перебронировании за две недели до даты рейса.

А известно ли товарищам из минтранса, что купить билет за два месяца и за две недели — это две большие разницы по цене? Наверное, они летают по особому тарифу .

От внедрения инициативы выигрывают авиакомпании, а не пассажир, сказал Правде. Ру Виктор Горбачев, гендиректор Ассоциации аэропортов гражданской авиации. Авиакомпания продает двойные билеты и получает двойные деньги, а компенсацию вам сразу не выплатят, предупреждает эксперт, пошлют в агентство, где вы резервировали билет, а там скажут, что деньги еще не перечислены.

"Такая система (овербукинг) существует в мире, но существует на отдельных рейсах, там, где идет колоссальная недогрузка, а возить людей нужно", — заметил эксперт. Обычно — это рейсы с 40-50 процентной загрузкой, пояснил эксперт, там где летает много лоукостеров и с частотой в 15 минут. У нас же такая система будет внедрена на загруженных рейсах — до 70 процентов и даже 100 процентов.

Это вызовет ажиотаж и нервные перегрузки у пассажиров, говорит Виктор Горбачев. "Отпуск сорван, вы мотаетесь с чемоданами, с детьми. А если у кого-то какие-то деловые встречи, какое-то дело?".

Виктор Горбачев считает, что российские авиакомпании "как священные коровы в Индии, их никто не хочет трогать, никто не хочет их напрягать".

"На предложение развивать внутренние перевозки они ответили — не возили и возить не будем. Они сами себя подсадили на иглу, догнали заработные платы российских пилотов до 200 тысяч, добились приема на работу зарубежных пилотов, которым платят до 400 тысяч рублей, а после падения рубля это выходит в копеечку. Эти и другие траты авиакомпании перекладывают на нас. Я вас уверяю, сейчас овербукинг пройдет, а потом они скажут — не будем бесплатно возить ваши чемоданы. Не будем вас бесплатно кормить", — завершил эксперт.

Проблема обозначена — это успешное лоббирование авиакомпаниями чиновников в минтрансе. Как уж они это делают — не знаем, плачутся ли об убытках или сулят прибыли, но как защитить права потребителя? Председатель Союза пассажиров России Кирилл Янков считает, что надо выступать против овербукинга и доносить эту позицию до депутатов Госдумы. "Я думаю, инициатива вызвана желанием компаний не заработать, а просто получить больше денег", — сказал Правде.Ру Кирилл Янков.

Что же, Правда.Ру обратилась к депутатам, в самый что ни на есть профильный комитет. "Общественное мнение должно активнейшим образом доводиться до сведения профильных ведомств, которые вынашивают эту идею", — сказал Правде.Ру Дмитрий Вяткин, заместитель председателя комитета ГД по конституционному законодательству и государственному строительству. — И есть инструменты доведения такого мнения - есть Общественная палата, есть общественные организации, которые объединяют граждан. Поэтому в данном случае, на мой взгляд, от общественной реакции зависит достаточно много, такой взвешенной, аргументированной, достаточно настойчивой".

А вы то сами, г-н Вяткин, почему не хотите запрос в министерство сделать?

В заключение приведем мнение "белой вороны". Авиакомпания "Трансаэро" предоставило для Правды.Ру разъяснение своей позиции. Она обнадеживает. "Лоббирующие введение овербукинга перевозчики значительно преувеличивают количество не являющихся на рейс пассажиров, называя цифру от 10 до 15 процентов. В действительности таких пассажиров бывает один-два — как на регулярных, так и на чартерных рейсах", — отмечается в документе пресс-службы авиакомпании.

"Мы считаем, что практика овербукинга несправедлива по отношению к пассажирам, которые, имея на руках законно приобретенный билет, полностью выполнили все правила и условия регистрации. Они имеют такое же право улететь в назначенное время, как и все остальные пассажиры рейса. Овербукинг может серьезно нарушить планы людей.

Это связано, в первую очередь, с обширной географией нашей страны и авиационной инфраструктурой, специфика которой заключается в наличии крайне малого количества маршрутов с высокой частотностью. При этом высокая частотность в России поддерживается, как правило, присутствием на направлении не одного, а нескольких перевозчиков. Нужно учитывать, что не между всеми авиакомпаниями в стране существуют договоры о передаче пассажиров для оперативного обеспечения их перевозкой на рейсе сторонней компании.

Международный опыт свидетельствует, что пассажиры, столкнувшиеся с тем, что им предложили другой рейс, надолго сохраняют негативное отношение к перевозчику", — заключает "Транаэро".

Очень справедливое замечание, и в России уже есть из каких компаний выбрать.

Читайте также:

Овербукинг — путь к конфликтам, жалобам и обращениям в суд — депутат

Овербукинг выльется в России в бои без правил — Союз пассажиров России

В "Трансаэро" раскритиковали идею узаконить овербукинг

Авиакомпании могут помазать овербукинг маслом, пассажирам он не выгоден — эксперт

Автор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить