Пока огненный петух не клюнет... Интервью с исполнительным директором Ассоциации производителей пожарно-спасательной продукции "Союз 01" Сергеем Чеботаревым

Пока огненный петух не клюнет...

По утверждению профессионалов, 80 процентов пожарно-спасательной продукции в России — фальсификация. Как определить, не фальшивый ли огнетушитель и другие противопожарные средства? Как наказать производителя такой продукции? Об этом в прямом эфире Pravda.Ru рассказал исполнительный директор Ассоциации производителей пожарно-спасательной продукции "Союз 01" Сергей Чеботарев.

— Чем занимается ваша ассоциация, в чем заключается ее деятельность?

— Ассоциация производителей пожарно-спасательной продукции и услуг "Союз 01" была создана летом 2011 года. Ее главной целью является формирование нормативно-правовой базы для развития отечественной промышленности в сегменте производства и реализации продукции пожарно-технического и иного спасательного назначения, осуществление общественного контроля за качеством этой продукции.

— Какие проблемы с пожарно-спасательным оборудованием есть в нашей стране?

— Есть целый комплекс проблем. Поэтому и была создана наша ассоциация, что решать все задачи системно. В основе этих проблем — отсутствие промышленной политики в области разработки, производства, реализации и контроля за качеством продукции пожарно-технического и аварийно-спасательного назначения.

Проблема и с реализацией самого механизма государственного контроля. В условиях, когда в правовом поле образовался определенный вакуум, производители вынуждены были объединиться в ассоциацию и начать исследование сложившегося положения. В настоящее время, как ни прискорбно, сама функциональная способность огнетушителя или противопожарной преграды часто потребителя этой продукции мало интересует, потому что покупаются эти средства для проверяющего. А сработает ли огнетушитель, будет ли защищать изделие жизни людей, дома и имущество - мало кого интересует.

— По хорошей поговорке: "Пока петух не клюнет, мужик не перекрестится"?

— Да, но я не стал бы сводить это к менталитету нашего народа. Проводятся много лет крупные международные исследования в порядка двадцати наиболее развитых странах, в состав перечня входит и Российская Федерация. Вот в этом исследовании приводится статистика. По количеству пожаров в Российской Федерации достаточно благополучное положение. На территории Соединенных Шатов Америки и других стран пожаров происходит гораздо больше.

Это может говорить как о фактическом положении дел, так и о некоторой работе со статистикой — что относить в пожарам. Допустим, очаг возгорания потушен без участия пожарной команды, первичными средствами пожаротушения: имеющейся на месте водой, песком, травой, землей. Статистика к числу пожаров это не относит.

Но если мы посмотрим на другие показатели, скажем, количество погибших на 100 тысяч человек или на тысячу пожаров, здесь положение у нас удручающее. По сравнению с такими странами, как Франция, Германия и некоторыми другими, разница — в 8-12 раз, иногда даже в 16 раз погибших у нас больше. Даже в Польше и Румынии положение лучше, чем у нас, в три-четыре раза.

Мы считаем, что одной из причин такого удручающего положения является то, что продукция пожарно-технического назначения, которая должна обеспечивать спасение человеческих жизней, свое функциональное предназначение не выполняет.

В последние два-три года количество погибших несколько снижается. В 12-м году было 12 тысяч, в прошлом — десять. Но если мы будем идти такими темпами, уровня развитых государств мы и через 20-30 лет не достигнем.

— Что нужно делать, чтобы пожарно-спасательное оборудование производилось именно того качества, которое необходимо? Изменить систему сертификации?

— Очень сложный вопрос — сертификация продукции пожарно-технического назначения. В настоящее время на территории Российской Федерации действует более 60 центров и аккредитованных лабораторий, которые имеют право сертифицировать продукцию пожарно-технического назначения. На территории Белоруссии такая лаборатория — одна. На территории Германии два таких центра.

Центры сертификации работают на коммерческой основе и при таком их количестве вынуждены вести очень жесткую конкурентную борьбу. В условиях, когда экономическое положение достаточно сложное, количество заказчиков уменьшается, соответственно, все сводится к демпингу. И редко кто из сегодняшних производителей продукции пожарно-технического назначения не получал от них предложений о том, что они готовы привезти сертификат прямо в офис, без всяких проверок и исследований, за очень небольшие деньги.

Поэтому вопрос сертификации — больной вопрос, и те меры, которые государство — Федеральная служба аккредитации — предпринимает для того, чтобы навести там порядок, явно недостаточны. Пожарные службы, надзорные органы проверяют только наличие огнетушителя, песка, воды, положенных средств пожаротушения и оформление бумаг, наличие сертификатов на оборудование, которое по правилам противопожарного режима введены постановлением 390 в последней редакции этого года. Будет ли огнетушитель работать, тушить огонь, или нет, выяснится только во время пожара. Проводится только визуальный осмотр положенных средств, обращают внимание на наличие пломбы, дату, перезарядку в установленные сроки, и находится ли стрелочка манометра в зеленом секторе. На этом практически изучение продукции заканчивается. Наличие сертификата и лицензии на монтаж оборудования, автоматики или противопожарных преград на путях эвакуации дает полную индульгенцию. Если с этим все в порядке, то претензий нет.

— А сертификат, как вы сказали, можно приобрести за небольшие деньги...

— Да. Но даже если изделия прошли реальную проверку, производитель получил сертификат совершенно честно, в установленном порядке, это совершенно не означает, что он будет запускать в серию ту же продукцию, которую предоставлял на сертификацию. Реального контроля качества продукции нет. Потому что средства на исследования не выделяются. Должностные лица, которые несут персональную ответственность за организацию работы по контролю за оборотом продукции пожарно-технического назначения, отсутствуют.

Мы обращались в целый ряд федеральных министерств и ведомств, в том числе МЧС, Ростехнадзор, Роспотребнадзор, Росстандарт, к губернаторам с предложениями рассказать о том, как обстоит дело. От всех ведомств получили примерно одинаковые ответы: финансирование осуществляется, отвечающих за это направление должностных лиц установить не удалось, а статистика отсутствует. Но более интересный ответ дали нам губернаторы.

Мы обратились в порядка 60 ближайших европейских густонаселенных регионов. Пятьдесят девять нам ответили на сегодняшний момент. На вопрос, кто отвечает за работы по организации контроля качества продукции пожарно-технического назначения, получилась очень интересная картина, прямо мозаика. Сорок пять процентов сообщили, что это — орган МЧС, десять процентов — органы по сертификации, восемь процентов — Роспотребнадзор, два процента — Росстандарт. Десять процентов ответили, что поскольку никаких жалоб не поступало, то такой работы на территории субъекта не ведется и органов таких у них нет. Это говорит о том, что системы контроля за оборотом продукции нет.

В других странах этому вопросу уделяют большее внимание, даже у ближайших соседей — в Белоруссии. Там тоже не идеально, есть свои проблемы и сложности, но они уделяют внимание этой проблематике. Потому что понимают свою ответственность за решение этих вопросов и предпринимают какие-то усилия. У нас, к сожалению, какие-то действия в данном направлении вообще отсутствуют.

— Расскажите о примерах фальсификации продукции. Можно ли определить подделку?

— Продукция пожарно-технического назначения — достаточно сложная, и определить, соответствует ли она требованиям, непросто. Не так давно к нам обратились коллеги из Управления делами президента с просьбой проверить продукцию, которая поставлялась по одному из контрактов в рамках 44 Федерального закона о госзакупках, дать заключение о соответствии этой продукции требованиям сертификатов, которые прикладывались. Визуально, на первый взгляд, изолирующие средства, противогазы были нормальными. Но эксперт высочайшего уровня показал, где находится настоящая маркировка. Противогазы были выпущены не в 13-м году, как предусматривалось условиями тендера, а в декабре 91-го года! Реактивами была смыта маркировка и поставлена новая, заменена упаковка. Товарный вид был довольно-таки приличный. Нам удалось выяснить, из какого места хранения (это был спецобъект) изымались эти изделия, они должны были быть утилизированы. Но умельцы "обновили" их и не постеснялись поставить даже в Кремль! То есть уже ничего не боятся.

— А виновники были наказаны?

— Насколько мне известно, их включили в черный список организаций, которые участвуют в тендерах.

— Всего лишь. Это же уголовная статья!

— У нас случай был более интересный. В 12-м году мы по обращению одного из производителей огнетушащих порошков провели исследование этого порошка, который поставлялся на объекты "Росатома" в Челябинскую область, на более серьезный объект, чем Чернобыль.

Ситуация была очень простая: консалтинговая компания выиграла тендер на поставку огнетушащего порошка специального типа на объекты "Росатома". Он должен был засыпаться в автоматические системы пожаротушения. Эта компания приобрела пять тонн нормального порошка определенного класса, а поставила 25 тонн вещества неустановленного типа. Когда производительная ассоциация усомнилась в том, что идет поставка качественного продукта, был сделан целый ряд экспертиз, которые подтвердили, что это фальсификат.

Мы обратились в 37 органов исполнительной власти с просьбой принять меры. Получали очень неожиданные ответы. Профильное министерство сказало, что, вероятно, в Росатоме есть своя система входного контроля и они должны обеспечить проверку продукции. Мы сообщили в Генпрокуратуру. Генеральная прокуратура ответила, что вопрос, который мы подняли, очень важный и срочный, и поэтому в целях оперативного реагирования на проблемы, все документы срочно переправлены в министерство, которое ответило таким образом. Тогда мы обратились в комитет по безопасности и противодействию коррупции Госдумы. Там нашлись люди, которые сделали депутатский запрос. После этого поехала целая бригада следователей Генпрокуратуры в Челябинск, приняли определенные меры.

Закончилась история прямо анекдотически. Суд принял решение, что поскольку был поставлен фальсификат, надо вернуть эту продукцию поставщику. Все. Консалтинговая компания за это время просто растворилась.

Но самое главное, что методики входного контроля продукции пожарно-технического назначения до сих пор не разработаны. Это самая большая проблема. К нам в ассоциацию обращались и МЧС, и Ростехнадзор с предложением разработать подобного рода методики. Мы эту работу сделали, провели несколько совместных мероприятий по отбору продукции и провели исследование. Но финансирования со стороны государства данного процесса не было и нет. И полнотой власти МЧС не обладает. Например, у него нет права закупки продукции для исследования. Даже не может инспектор прийти в магазин, провести изъятие образца и сдать в лабораторию. Тем более, нельзя устанавливать какие-то нормы. Поэтому работа потихонечку заглохла и вовсе свелась на нет. Методик нет. Защиты от фальсификата нет. Безопасности нет.

Читайте также:

Счетчики ЖКХ. Как распознать врага

Госдума пошлет в ад "фальшивотаблетчиков"

Леонид Гелибтерман: Вам крокодила или хамон?

Россия скоро утонет в мусорных полигонах

Лесные пожары "воскресят" Чернобыль

Интервью к публикации подготовил Юрий Кондратьев

Беседовала

Автор Елена Тимошкина
Елена Тимошкина — шеф-редактор Правды.Ру *
Куратор Людмила Айвар
Людмила Áйвар — российский юрист, общественный деятель *