Как выиграть битву с инфляцией. Интервью с Тимуром Маршани

Как выиграть битву с инфляцией

Рубль после длительного падения значительно укрепился, но цены, похоже, не собираются давать задний ход. Существенно подорожали продукты питания, товары повседневной необходимости... Поход в магазин теперь ощутимо бьет по карману. О защите прав потребителей в условиях кризиса в прямом эфире видеоканала Pravda.Ru рассказал адвокат Тимур Маршани.

— По мнению обычных людей цены на товары и услуги в этом году уже выросли в среднем примерно на 15 процентов — значительно больше, чем сообщает Росстат. Как вы считаете, насколько реально выросли цены и с чем это связано? Ведь рубль уже давно вырос.

— Официальная статистика очень далека от реального положения дел в экономике, тем более в сегменте экономики, связанной с потребительским рынком. Это огромный рынок услуг. Цена всех продуктов первой необходимости, продовольственных товаров напрямую зависит от того, это продукция отечественного производства или импортная.

Сегодня реальный сектор экономики развивается быстрыми темпами. На цене продуктов импортозамещения, прежде всего сельхозяйственных, первой необходимости, инфляция необоснованно сказывается. В основной группе крупных супермаркетов: "Глобус Гурме", "Азбука вкуса", "Пятерочка", "Дикси", "Перекресток", - цены на продукты первой необходимости, к которым относятся мука, яйца, сыр, крупы, сахар, производимые в России, увеличились приблизительно на 40 процентов.

Сахар - это как показатель, насколько увеличилась цена, поскольку это самый ликвидный продукт. Скачок доллара и евро в конце прошлого года не мог не сказаться на увеличении стоимости сахара, и цены во всех супермаркетах были приблизительно одинаковы. Это не говорит о каком-то картельном соглашении, это говорит о том, что на сегодня нет унифицированной политики в отношении реализации товаров на вторичном рынке отечественного производства по программе импортозамещения.

Что требуется сделать для этого — непростой вопрос. Но мне кажется, если будет увеличиваться финансирование сельхозпроизводителя, во многом эту проблему удастся снять. Темпы роста производства и реализации продукции, конечно, будут увеличиваться. За счет этого цена будет снижаться, но не сейчас. Даже стабилизация рубля и заметное понижение доллара, видимо, за счет инерции производителей и продавцов, не сказываются на выросших ценах, они только стабилизировались.

Многие считают, что это краткосрочный эффект, но есть оздоровление экономики, реального ее сектора, в том числе путем долгосрочных государственных инвестиций. Государство в реальный сектор экономики вошло уже полными темпами, импортозамещение уже обороты набирает. Об этом часто говорит наш президент. Государство будет продолжать стимулировать отечественное производство по программе импортозамещения, прежде всего именно сельскохозяйственное. Это является основными приоритетными задачами, которые стоят перед правительством. Президент является гарантом этого направления, поэтому я думаю, что во многом развиваться будет наш рынок, который стагнировал многие годы, исходя из того, что мы задали темп, импульс.

Сильного кризиса нет, но эти кризисные явления стали серьезным катализатором, который дал запал очень хороший на развитие нашей экономики. Просто раньше мы сидели инертно, ожидая, что будет поступление в бюджет 50 процентов от углеводородов. А сегодня очень широкий импульс задается развитию именно аграрного сектора, стимулируется отечественное производство. Это дает долгосрочную перспективу именно пополнения бюджета посредством реализации продукции именно на нашем внутреннем рынке.

Но у нас нет понимания того, почему на продукты первой необходимости отечественного производства увеличиваются цены. Нет фиксированного контроля со стороны государства за реализацией продукции через оптово-розничную сеть. Нет четкой позиции Федеральной антимонопольной службы, которая должна следить за увеличением цен. Часто это связано не с конъюнктурой рынка, которая определяется и обуславливается курсом доллара, а просто исходя из личных убеждений, потому что произвольно продавцу захотелось так, а не иначе. Видимо, каждый пытается в цену на товар заложить еще и ценовые риски.

Но галопирующей инфляции и девальвации рубля не случилось. Наоборот, укрепляется экономика. Позиция многих людей, которые переводили свои основные активы в доллары, была ошибочна. Правильно поступили те, кто сохранял свои денежные средства в рублях, прислушались к правительству Российской Федерации, которое говорило, что это спекуляция на рынке. Центральный банк как регулятор конкретно отражал эту ситуацию и отслеживал ее, призывал всех остановиться от бесконтрольной закупки долларов.

При этом, конечно, многие перестали доверять банковскому сектору из-за того, что у нас все-таки существует неопределенность в этой сфере. Центральный банк отозвал в прошлом году лицензии более чем у 40 банков и продолжает отзывать. Поэтому не понятно, каким образом в дальнейшем будет складываться ситуация, но чтобы сохранить свои финансы, нужно обязательно, в первую очередь, руководствоваться самым главным критерием — стабильностью рубля. Сегодня рубль укрепился, спад рубля остановился, поэтому мне кажется, что стоит сохранить свои позиции и воздержаться от бесконтрольной закупки валютной массы.

На сегодняшний момент надо исходить из того, что все-таки президент определился, сформировал четкую экономическую позицию страны на долгие годы вперед в условиях своего рода встряски. Мы пришли в себя и начали ориентироваться все-таки на наш внутренний рынок, а не на импортную продукцию, которая вытесняла отечественное производство. Поэтому сегодня прекрасные условия для широчайшего диапазона развития нашей финансовой системы, а самое главное — для развития аграрного сектора экономики, который был и остается самым интересным ее сегментом.

— Когда говорят о повышении цен в магазинах, спрашивают, почему такие высокие цены на отечественные продукты, - сельхозпроизводители и продавцы говорят о чрезмерно высоких кредитных ставках. У нас очень сильно закредитована сельскохозяйственная отрасль, но при этом, видимо, основная ответственность за повышение цен лежит на торговцах.

— Мы все обыватели-покупатели. Человек приходит в магазин, покупает гречку, покупает рис, муку, сахар тот же самый. Как объяснить, что закредитованность сельхозпроизводителя или магазина влияет на стоимость крупы, крупы, которая закупалась в сентябре прошлого года? Склады сегодня переполнены.

— То есть виноваты продавцы?

— Цепочка посредников плюс сам магазин, который устанавливает свою комиссию, гешефт. Ритейлеры пытаются необоснованно накрутить, завысить цену на продукты первой необходимости. Так они пытаются минимизировать риски на будущее, продавец закладывает их заранее. Скажем, сегодня инфляция официально составляет около восьми процентов, по официальной статистике. А закладывается под нее часто 25 процентов, а бывает и все 45. Стоимость сахара с сентября по февраль подскочила на 60 процентов! Это не инфляционные процессы. Это чуть ли не в десять раз больше инфляции.

— Как можно противостоять инфляции, защитить человека от неоправданного роста цен?

— У нас есть официальный регулятор в этой сфере — Федеральная антимонопольная служба. Президент Российской Федерации — гарант стабильности и фиксации конкретно ценовой политики. Центральный банк регулирует финансовую сферу, связанную с контролем за ростом цен на валютном рынке.

Если мы говорим о продуктах первой необходимости, о сельхозпродукции, то ФАС при проведении проверки обладает контрольными функциями, может обратиться в прокуратуру, обладающую надзорными функциями. Поэтому Федеральная антимонопольная служба должна свою функцию выполнять и отслеживать ситуацию, которая творится у нас в реальном секторе экономики и на рынке, а самое главное — в розничной сфере.

Простой покупатель также может обратиться в Роспотребнадзор, прокуратуру. Недобросовестных продавцов можно и нужно выявлять, за необоснованное завышение цены на продукцию первой необходимости - выносить соответствующие предписания и обращаться в прокуратуру, отзывать лицензии и прекращать финансово-хозяйственную деятельность таких компаний.

Читайте также:

Россияне с недвижимостью не играют

Экономический кризис страшнее катаклизмов

Рубль стабильный, а инфляция растет

Ипотека в кризис: брать или не брать?

К черту мир! Пусть рулит доллар?

Интервью к публикации подготовил Юрий Кондратьев

Беседовала

Автор Мария Сныткова
Мария Сныткова — журналист, обозреватель, редактор экономического раздела Правды.Ру *
Обсудить