Интервью с основателем и президентом ГК "Ледово" Надеждой Копытиной

Чтобы выйти из кризиса, меняй ход действий

 

В Клубе главного редактора Pravda.Ru побывала первая российская женщина-миллионер, основатель и президент ГК "Ледово" Надежда Копытина. В беседе с главным редактором Инной Новиковой Надежда Копытина делится секретами успеха, советует, как правильно переживать кризисные времена, и рассказывает, как хобби помогает выходить из тупиковых ситуаций.

Надежда, Дэн Кеннеди в своей книге "Жесткий менеджмент" писал: нужно любить и баловать хороших сотрудников и быть очень жестким с теми, кто вас не устраивает. Вы прощаете вашим сотрудникам ошибки

 - Смотря какие. На зло не надо отвечать злом. Если сформулировать иначе, то вопрос состоит в том, во что вы будете инвестировать собственную жизнь: в разжигание сиюминутного конфликта или в то, чтобы идти дальше?

Непростые периоды переживают и молодые российские, и западные компании-долгожители. Вопрос в том, как вы об этом сообщаете миру: в виде бизнес-кейса или стараетесь не выносить сор из избы, зная о том, что у вас происходит, тихо решаете задачу и идете дальше. Другими словами, очень часто большим мировым компаниям приходится решать те же самые задачи, что и молодым российским бизнесменам.

И решают их дорого, долго и неэффективно.

 - К тому же не всегда в свою пользу. Делая при этом вид, что проблем у них нет. Американцы, например, профессионалы в области пиара. Они будут говорить только о хорошем, как будто по-другому быть не может.

А мы при встрече поплачемся в жилетку. Не делимся успехами и не концентрируемся на успехах, которые надо приумножить. Это уже дело привычки. Думаю, нам тоже надо развивать пиар на базе успешных бизнес-кейсов.

Вы говорите, что если у вас есть деньги, надо знать, куда их вкладывать. Но проблема в том, что не все такие счастливые, как вы. Большинство не знают ни куда их вкладывать, ни как их зарабатывать. Жизнь, конечно, дает шансы всем, но 95 процентов людей их профукивают. Как людям, не столь талантливым в финансовом отношении, все-таки понять, что делать?

— Я не считаю себя талантливой в финансовом отношении. Я смелая, когда надо что-то продать, предложить или научиться чему-то новому. Но я уверена, что в критические, кризисные моменты следует инвестировать в себя, в новые знания, новые профессии и навыки.

А если в новое платье?

 - Ну, если очень хотите, купите хоть пять новых платьев. Но при этом не забывайте, что надо еще и расти, потому что мир все время меняется. Не обязательно стараться бежать впереди паровоза, я предлагаю хотя бы стараться поспевать за изменениями.

Я всегда считаю, что очень важно помнить о своих детских "мечталках", навыках. Если человек, например, очень любил что-то мастерить, конструировать и использует этот навык как хобби, в этот момент он абсолютно счастлив. Подсознательное счастье из детства будет присутствовать в его жизни хотя бы час в неделю.

Рано или поздно человек вовлечется в процесс, откроет для себя нечто новое, ведь это навык, заложенный в него с детства. Это как с забуксовавшим автомобилем: можно стараться продвинуться вперед, но тогда засядешь еще глубже. А можно выйти, посмотреть, оценить ситуацию, что-нибудь подложить под колеса, а затем спокойно выехать на нормальную дорогу. Другими словами, надо поменять ход действий.

Временные возможности у всех одинаковые — в сутках 24 часа. Надо брать лучшее из собственного прежнего опыта. Я, например, умею продавать. И как только я начинаю о чем-то рассказывать, почему-то все начинают это хотеть. Например, однажды в Литве мне говорят: "Знаете, у нас сегодня такой вкусный кофе!". Я отвечаю: "Сегодня особый день, он бывает примерно каждые две недели, когда очень легко не есть и не пить. Так что я воздержусь даже от такого прекрасного кофе. Завтра я, конечно, буду завтракать, а сегодня у меня свободное время от приема пищи".

Через некоторое время эта женщина подошла ко мне и попросила: "Не дадите ли вы и мне такой календарик?" Смешно, я просто сказала, что не буду пить кофе, а человек решил: "И я тоже". Это к тому, что я умею представить что-то так, что человек скажет: "Все, беру, хочу".

То, что вы говорите, абсолютно верно: перемены — мотор прогресса. Но у нас еще бытует мнение, что молодец тот, кто проработал на одном месте 40 лет…

— Так было раньше. Сейчас все по-другому, специалисты рекомендуют менять место работы через каждые 3-5 лет. Мы живем в век информационных технологий. Как можно сегодня просидеть 40 лет на одном месте? Тем более, если компания не развивается…

Согласна. Но здесь есть обратная сторона. Возьмем типичную сегодня ситуацию: у нас освобождается вакансия. Начинаем смотреть предложения на рынке, и выясняется, что подавляющая часть соискателей — это люди, проработавшие на прежнем месте 2-3 месяца. Человек приходит, я его спрашиваю: "Почему вы решили уйти из этой компании?", а он отвечает: "Я там уже реализовал себя, все, что мог, узнал". Меня всегда удивляет, как можно за 3 месяца все узнать? 2-3 месяца на прежнем месте работы — это летун.

— Конечно. И их особенно не любили на предприятиях.

- Вообще всегда, наверное, нужна какая-то середина. Как сказал один успешный бизнесмен, не надо бояться мечтать. И не бояться работать на реализацию своей сумасшедшей мечты, потому что времени на это может уйти столько же, сколько на достижение какой-нибудь мелкой цели. Когда же вы достигните мелкой цели, вы будете очень долго жалеть, что не заметили чего-то покруче.

— Очень верные слова.

Читайте также:

Надежда Копытина: "Королева крабовых палочек"

Надежда Копытина: Затягивать пояса россиянам не придется, на рынке изобилие продуктов

Надежда Копытина: Семга и форель подорожают уже через месяц

Интервью к публикации подготовил Сергей Шаров

Автор Инна Новикова
Инна Новикова - с 2000 года - генеральный директор, главный редактор интернет-медиахолдинга "Правда.Ру". *