Прогнозы относительно курса рубля и инфляции в России

Рубль стабильный, а инфляция растет

Россия постепенно отходит после резкого падения рубля в конце прошлого года и санкционного шока. Российский рубль, надо сказать, укрепился и стал одной из самых стабильных валют мира. Однако на этом фоне настораживает высокая инфляция. Ситуацию разъясняет в эфире видеоканала Pravda.Ru депутат Госдумы ("Справедливая Россия") Константин Андрианов.

— Константин, Центробанк и минфин часто критикуют за непопулярные, особенно в условиях кризиса, решения. Часто минфин выступает против выделения средств на цели, которые многим экономистам кажутся необходимыми. Но может быть, они вынуждены лишь отвечать на сложившуюся ситуацию, предлагать инструмент?

 - Конечно, меры принимаются чаще всего непопулярные, экономическая политика правительства подвергается острой критике с самых разных сторон. Посмотрим насколько действенны и результативны были меры денежно-кредитной политики Центробанка и бюджетно-налоговой политики минфина по итогам 2014 года.

К сожалению, приходится констатировать, что он для российской экономики стал годом антирекордов. Вновь стала двухзначной инфляция, которая составила почти 11,5 процентов, превысив изначальный план Центробанка и минфина более чем в два раза.

Целевой ориентир Центробанка и минфина был 5,5 процентов. В отрицательную зону мы вышли по таким важнейшим параметрам, как динамика валового внутреннего продукта и динамика промышленного производства. 154 миллиардов долларов достиг отток капитала. Таких цифр мы не видели даже в пресловутые лихие 90-е. Тогда отток находился на уровне 100-120 миллиардов долларов в год, сейчас — 151 миллиард. Это неслыханный размах.

Еще больше впечатляет динамика. Если в позапрошлом году отток был 61 миллиард, то сейчас — 151, разгон в 2,5 раза. И снижение заработной платы ввиду произошедшей девальвации, как следствие — рост цен. Перечень антирекордов можно продолжать очень долго, поэтому назвать принятые меры популярными или действенными абсолютно невозможно. Это полный провал.

— Все-таки в этих антирекордах повинны разные факторы. Как вычленить именно меру ответственности финансового блока?

 - В основном эксперты выделяют три блока факторов. Это отрицательная динамика цены на нефть, пресловутые, уже ставшие притчей во языцех, антироссийские санкции, и сами действия экономического блока правительства и Центробанка. Если определить пропорцию вклада каждого из этих факторов в общий итог, то я бы не более 20 процентов отдал на нефть и антироссийские санкции, а минимум 60 процентов вины лежит на правительстве и Центробанке. Именно их действия привели к таким результатам.

Действительно, цена на нефть имеет во многом определяющее значение для многих, если не для большинства, макроэкономических параметров. К сожалению, прошло уже почти 25 лет истории России. И нефть все еще имеет значение для нас, хотя могла бы уже и не иметь. Российская экономика до сих пор имеет сырьевую направленность, сырьевой стержень. До сих пор 2/3 экспортной выручки Россия получает от экспорта углеводородов. И это не единственные сырьевые статьи экспорта.

Есть еще лес-кругляк, различное минеральное сырье, драгметаллы и прочее. В совокупности все сырьевые позиции в экспорте доходят до 90 процентов. Экспорт нефти и соответствующие доходы обеспечивают 55 процентов доходов федерального бюджета, поэтому, безусловно, нефть является важнейшим фактором, определяющим динамику макроэкономических показателей России.

Да, произошло двукратное падение цены на нефть. Но в начале 2014 года изначальная цена, с которой падение началось, не отвечала экономическим реалиям мирового хозяйства. Она была завышенная, спекулятивная, до сих пор мировая экономика еще не вышла из того штопора кризиса, который начался в 2008 году, он продолжается.

Мы можем говорить об определенном замедлении амплитуды кризисных колебаний, но до сих пор все мировое хозяйство продолжает функционировать в кризисных условиях. Не было высокого роста мирового ВВП в целом, промышленного производства, которое могло бы дать такой взлет цены на нефть. В кризис 1998 года баррель нефти находился на отметке 12 долларов за баррель — в 5 раз ниже, чем текущие котировки.

Но кризис в социально-экономическом положении был преодолен за 9 месяцев. Несмотря на двукратное падение цены на нефть, текущий уровень все равно превышает среднее значение 2000 годов, которые получили название в современной истории "тучные 2000 годы".

- Может быть нынешний кризис более многофакторный и затяжной? Или все-таки экономический блок и Центробанк сделали что-то не так?

 - Падение цены на нефть не являлось определяющим фактором социально-экономического кризиса в России, поскольку, несмотря на это, цены на нефть оставались довольно высокими. Антироссийские санкции, безусловно, не могли не привести к определенным негативным последствиям, учитывая, что Европа является основным внешнеторговым партнером России. Но опять-таки эти санкции не носили масштабного характера и не могли в силу этого привести к фатальным последствиям.

Тем более наблюдалась положительная динамика роста товарооборота со странами Азиатско-Тихоокеанского региона: с Китаем, Индией, Вьетнамом. Мы расширили внешнеэкономическое сотрудничество со стратегическими партнерами по Евразийскому экономическому союзу, прежде всего, с Белоруссией.

Красной нитью антикризисной политики Банка России явилась целая череда, россыпь повышений ключевой ставки. Осенью ставка составляла 8 процентов, к зиме одна поднялась более чем в 2 раза — до 17 процентов.

Вот не может быть в национальной экономике, финансово-кредитной системе такой ситуации, когда ставка Центробанка находится выше уровня средней капиталоотдачи по экономике. А на момент начала череды повышений у нас она уже на треть превышала среднюю отдачу в обрабатывающем секторе. Она находилась на уровне 6 процентов. Уже ставка Центробанка значительно превышала среднюю рентабельность предприятий. И в этих условиях Центробанк довел свою ставку просто до запредельного запретительного уровня.

Это и привело к значительной части антирекордов. Именно это обусловило значительное замедление динамики валового продукта и отрицательную динамику промышленного производства. Уже в сентябре месяце мы имели по промышленному производству -0,6 процентов. Дороговизна кредитов стала просто запретительным фактором для инвестиций, для поступательного развития. Он доходил до 40, бывает даже выше. Понятно, что в таких условиях спад производства был просто неизбежным.

 - Какое положение сейчас? Как, на ваш взгляд, будут развиваться события?

 - Сейчас мы наблюдаем существенное укрепление рубля, и в общем-то рубль превратился в одну из наиболее стабильных мировых валют. Вместе с тем каких-либо существенных сдвигов, фундаментальных факторов, которые бы объяснили естественное укрепление рубля, нет. То есть за месяц каким-то чудесным образом российская экономика не выздоровела.

Мы до сих пор не побороли инфляцию, зафиксированная с начала года инфляция в годовом выражении достигла почти 17 процентов и до сих пор нарастает.

Укрепление рубля совпало с пиком выполнения налоговых обязательств за 2014 год. Это и объясняет повышенный спрос на рубли. Вторым фактором явилась определенная стабилизация на мировом нефтяном рынке. Далее, на мой взгляд, способствовал укреплению рубля фактор таких сильных панических настроений на валютном рынке.

Вот эта паника, которая в декабре минувшего года обвалила рубль, теперь обвалила доллар и евро. Но паника — фактор ненадежный, конъюнктурный. Понятно, что он не может стать долгосрочным трендом.

Никаких фундаментальных факторов, которые могли бы обеспечить укрепление рубля в долгосрочной перспективе, не было и на данный момент нет. Цена на нефть не встала на устойчивый тренд роста. Каких-либо значимых макроэкономических сдвигов мы тоже пока не наблюдаем. Инфляция по-прежнему на достаточно высоком уровне.

Центробанку для активизации делового климата придется все-таки опускать ключевую ставку, потому хоть она и понижена на 3 процента, все равно 14 процентов — это запредельный, запретительный для экономического развития уровень.

Поэтому я согласен с теми экспертами, которые ожидают на ближайшем заседании коллегии Центробанка понижения ключевой ставки. Это, безусловно, будет играть против рубля. Поэтому не остается ничего другого, как спрогнозировать скорое окончание этой волны укрепления рубля и неминуемую, как профессиональные игроки рынка говорят, коррекцию.

Читайте также:

Ипотека в кризис: брать или не брать?

Евро летит в тартарары. Где дно?

Нефть ударила по Таможенному союзу?  

Ждать дождя из нефтедолларов бесполезно

Подготовил к публикации Юрий Кондратьев

Беседовала 

Автор Лейла Мамедова
Лейла Мамедова — журналист, экономический обозреватель Правды.Ру *
Обсудить