Игорь Буренков: Спутники России больше не упадут

В гостях у видеоканала Pravda.Ru побывал член правления ОАО "Объединенная ракетно-космическая корпорация" Игорь Буренков. В беседе с главным редактором Pravda.Ru Инной Новиковой Игорь Буренков рассказал о прорыве России в космосе, влиянии санкций на космическую отрасль и сложном периоде, когда российские космические аппараты падали с неба.

— Игорь Юрьевич, у вас замечательный красивый сайт с массой информации о бурной деятельности корпорации. А что значит телефон доверия? Что могут доверять граждане космической организации?

— Это ведь сайт не только для тех, кто смотрит с внешней стороны на Роскосмос или на ОРКК, но и для сотрудников наших многочисленных предприятий, институтов, которые работают в космической отрасли.

— То есть это такая корпоративная книга жалоб и предложений.

- В частности, да. Наши работники могут сообщать об известных им проблемах. По каким-то таким сложным вопросам они могут обратиться и найти поддержку. Это касается и частных проблем и глобальных. Потому и реформы начаты, что не все гладко. У нас есть и достижения, но (это касается и других отраслей) мы очень редко умеем правильно себя подавать.

И мы часто проигрываем потому, что даже те вещи, которые мы могли бы предложить миру, не умеем правильно продвигать. В последнее время это стало отчетливо видно. С другой стороны, что тут удивляться, если продвижением нашей страны за рубежом занимались американские коммуникационные агентства. Для меня это вообще большая загадка, каким образом…

— Бюджеты пилили.

- Ну, наверное, разберутся по этому поводу. Порядок в этой части тоже нужно наводить. За последние 20 с небольшим лет много чего произошло плохого, но в последние года 3-4 ситуация именно в космосе стала выправляться. Потому что пошли очень серьезные деньги, которые стали просто использоваться более-менее по назначению.

Возникли новые возможности и у наших предприятий, появились новые разработки, были завершены наконец проекты, которые очень долго тянулись. Например, "Ангара" перешла уже в стадию испытаний.

Сейчас выяснилось, что при сохранении замечательной, очень хорошей, но для 60-70-х годов системы, в нынешней ситуации денежные вливания не будут эффективно работать. Требуется изменить и систему хозяйствования, и планирование, и целеполагание.

Необходимо менять производственные технологии, которые тоже должны соответствовать нынешнему времени и актуальным задачам. Если мы находимся в экономике даже с какими-то элементами рыночной, то нельзя же иметь огромный сегмент вне рынка, сделать его заповедником другого способа хозяйствования.

А в нашей отрасли до самого последнего времени так и было, но в конце концов ситуация стала настолько критической, что уже пришлось государству с этим разбираться.

Спутники России больше не упадут. Спутники России больше не упадут.

— С этим связана и серия аварий?

- Безусловно, это тоже было следствием, одним из факторов того, что когда уже космические аппараты стали падать с неба, было принято решение привести в новое состояние, соответствующее сегодняшнему дню, ракетно-космическую отрасль. Когда стали разбираться, вдруг выяснилось, что вот эта заповедная, даже пещерная система хозяйствования, конечно, никак не укладывается в новую экономическую систему взаимоотношений.

Поэтому было принято решение о реформе, которая на первом этапе выглядела логично — появилась Объединенная ракетно-космическая корпорация, консолидирующая предприятия промышленности и занимающаяся ее реформированием с точки зрения технологий производства и финансового оздоровления.

Чтобы было понимание того, какой продукт нужно производить, каким образом он должен производиться, корпорация должна была выполнять функцию единого исполнителя заказа, а заказчиком являлся Роскосмос. Федеральное космическое агентство распоряжалось бюджетом, определяло заказ в сотрудничестве с другими ведомствами.

Например, министерство обороны — тоже крупный заказчик. Такое разделение на заказчика и исполнителя было хорошей прогрессивной идеей с точки зрения рынка, понимания экономических законов развития.

Это начало давать результат, например, появилась программа оздоровления Центра имени Хруничева. В этой программе первый раз за долгие годы деньги не просто даются предприятию, а есть схема возврата этих денег государству. Раньше этого вообще невозможно было представить. Это небывалый случай в практике. Все развивалось, но неожиданно вмешались внешние факторы, те же санкции.

Появились сложности с точки зрения исполнения заказов, ведь очень большое количество электронно-компонентной базы мы закупали за границей, поэтому ситуация поменялась существенно. Также выяснилось, что такая конкурентная "двухголовая" система управления — Роскосмос и ОРКК — не очень хорошо работает в данных условиях, начались сложности.

— Между заказчиком и исполнителем?

- Да. Вроде бы все должно было быть функционально, но возникали вопросы, сложно шло согласование по принятию решений. В конце концов Роскосмос и ОРКК находили общий язык, но путь занимал не позволительно много времени. А в новых условиях стало вообще сложно, потому что приходилось реагировать по ситуации очень быстро.

Сумма факторов в конце концов привела к тому, что в конечном итоге премьер-министр РФ Дмитрий Медведев выступил с предложением о создании государственной корпорации Роскосмос, в которую должны войти федеральное космическое агентство и Объединенная ракетно-космическая корпорация.

Президент РФ Владимир Путин это поддержал. Было решено, что новую корпорацию создаст Игорь Комаров, который до этого возглавлял ОРКК. Для того чтобы это все быстрее и лучше происходило, он теперь возглавил федеральное агентство Роскосмос, которое впоследствии со своими полномочиями в госкорпорацию Роскосмос и войдет, поскольку требуется консолидировать усилия именно на реформе и на создании дальнейшего потенциала и развития ракетно-космической отрасли.

Ясно, что нельзя проводить реформу исключительно в промышленности. Нужно проводить также реформы в области заказа и в области правильного определения технических заданий, которые необходимы для промышленности, то есть целиком во всей системе. Плюс, конечно, ситуацию, связанную с санкциями и внешними факторами тоже надо учитывать. Чтобы они меньше влияли на нас, необходима консолидация все сил.

— Санкции привели к разработке программ импортозамещения. На сельское хозяйство это вообще прекрасно повлияло. Наконец-то наши производители стали больше производить. А разрушенные связи в космической сфере как быстро можно чем-то заменить?

— Думаю, гораздо правильней будет говорить не импортозамещение, а импортонезависимость. Это гораздо важнее, разница большая. Одно дело — вы изготавливаете продукт, который замещает уже существующий на рынке, а другое — вы создаете абсолютно новую вещь, которая позволит вам и функцию необходимую выполнить, но также и получить способное далее развиваться целое направление, которое даст перспективу и в промышленности, и в технологиях. В этом и заключается разница.

Сейчас надо именно это. Конечно, нет возможности сделать такое в одночасье, особенно если речь идет о сложной технологической цепочке, о создании сложных продуктов, которые связаны, например, с электроникой. Что тут говорить — отстали мы в некоторых случаях очень серьезно. Это — факт, который известен всем, но преодолеть трудности и решить вопросы вполне возможно.

Читайте также: 

Игорь Буренков: Россия защищена из космоса

США строят батут для прыжков в космос

Украина попала пальцем в космос

В США пробуют изобрести свой "Союз"

Читайте статью на английской версии Pravda.Ru

Автор Инна Новикова
Инна Новикова - с 2000 года - генеральный директор, главный редактор интернет-медиахолдинга "Правда.Ру". *
Обсудить