США в ярости: деньги пошли мимо их кассы

В последнее время ряд стран Европы заявил о желании участвовать в создании Азиатского банка инфраструктурных инвестиций, позднее к банку, который может стать конкурентом Всемирного банка, проявила интерес и администрация американского президента. Вице-президент Ассоциации российских банков, член целевых групп В20 "Инфраструктура и инвестиции" и "Финансирование роста" Олег Прексин рассказал Pravda.Ru о новом участнике глобального инвестиционного рынка — АБИИ.

"На сегодня глобальные инвестиции в инфраструктуру составляют порядка 9 трлн долларов в год. Из них вложения в так называемую "экономическую инфраструктуру", — а это транспортная сеть, энерго- и водоснабжение, а также телекоммуникационная инфраструктура, — оцениваются в 2,5 трлн. На транспортную сеть и на водо- и энергоснабжение приходится примерно по 1,1 трлн долларов, а на телекоммуникации — около 400 млрд. Остальное падает на социальную инфраструктуру, на инвестиции в добывающую промышленность, а также на недвижимость (здания и сооружения). Все вместе это близко к 7,5 трлн долларов", — заявил Олег Прексин.

Эксперт отметил, что, по оценке экспертов, предполагаемый дефицит инвестиционных ресурсов только по глобальной экономической инфраструктуре до 2030 года составит порядка 20 трлн долларов. "Ожидается, что при сохранении нынешнего тренда общие инвестиции в экономическую инфраструктуру составят 40 трлн. долларов, тогда как требуется 60 трлн. В итоге — крупный дефицит".

Олег Прексин подчеркнул, что у Азиатского банка с уставным капиталом в 50 млрд долларов стоит задача финансировать инфраструктурные проекты преимущественно в Азиатско-Тихоокеанском регионе. "Подписание соглашения о его учреждении состоялось 24 октября 2014 года. Первоначально его подписали представители 21 государства, преимущественно из Азии, к которым затем присоединились еще несколько стран, в том числе из других регионов. Соглашение уже подписали Казахстан, Узбекистан и Таджикистан, а в 2015 году к нему присоединились Франция, Италия, Люксембург и Новая Зеландия. Сейчас идет процесс ратификации".

Эксперт отметил в беседе с корреспондентом "Правды.Ру", что проект АБИИ изначально был настороженно воспринят в США. "Почему такая реакция? США, наверное, рассчитывали на серьезное укрепление своих экономических позиций в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР), инициируя формирование Транс-Тихоокеанского партнерства (ТТП), а тут масштабная китайская инициатива".

Олег Прексин подчеркнул, что Китай уже стал крупнейшей мировой державой по размеру ВВП, в то время как в сфере глобальных финансов, в международных валютно-кредитных и финансовых отношениях (МВКФО) до сих пор сохраняется ситуация, которая принципиально мало изменилась за последние 70 лет. "Ключевые позиции в глобальных финансах по-прежнему занимают Бреттон-Вудские институты — Международный валютный фонд (МВФ) и Всемирный банк (World Bank), где США удерживают за собой право единоличного вето по принимаемым решениям, а позиции КНР явно не соответствуют нынешней экономической мощи страны".

Эксперт отметил в беседе с корреспондентом Pravda.Ru, что золотовалютные резервы Китая, крупнейшие в мире, составляют без малого 4 трлн долларов, а у Соединенных Штатов только государственный долг достиг 17 трлн долларов. Китаю выгодно вкладывать свои резервы в перспективные зарубежные проекты, но КНР не так интересно наращивать вложения в такие институты, как Всемирный банк, где доминируют США, хотя китайская сторона там выполняет свои обязательства".

Прексин подчеркнул, что еще в 2010 году США вместе с остальными странами-членами G20 приняли принципиальное решение об увеличении доли Китая в капитале и о повышении роли в управлении по ключевым Бреттон-Вудским структурам, но Соединенные Штаты до сих пор тормозят реализацию. В этих условиях китайское руководство стало искать альтернативные пути повышения роли страны в МВКФО. Рассуждая об инфраструктурных инвестициях, не стоит замыкаться на вопросах создания и деятельности АБИИ. Ведь незадолго до заключения соглашения об его учреждении на саммите лидеров стран БРИКС было подписано соглашение об учреждении Нового банка развития (НБР), будущая деятельность которого во многом также связывается с инфраструктурными проектами. Учредителями банка, который может начать работу уже в конце текущего года, стали Россия, Бразилия, Индия, КНР и ЮАР".

Олег Прексин отметил, что уставный капитал НБР определен в 100 млрд долларов. И этот банк, как АБИИ, тоже будет работать в Евразии, а штаб-квартира будет находиться в Китае. В уставе НБР прямо говорится, что новый банк будет работать во взаимодействии с уже существующими международными банками развития, потому противопоставлять его другим банкам будет ошибкой. Со стороны руководства МБРР было сразу заявлено, что оно поддерживает создание АБИИ и готово сотрудничать с ним. То же самое заявили и в АБР. Проблемы в инфраструктурном строительстве настолько велики, что на этом поле дел хватит еще не одному банку. И всем им лучше сотрудничать. Для поддержки и развития инфраструктуры требуются колоссальные средства и, чем больше будет институтов, способных их предоставлять на приемлемых условиях, тем лучше для глобальной экономики".

Читайте также:

Moody's замусорило всю Россию

Как на нас отразится цена на нефть

Запад переоценивает эффект от своих санкций

Читайте последние новости Pravda.Ru на сегодня

Обсудить