Юбилей дальней авиации России - Петр Дейнекин

Дальняя авиация: столетие открытий

Российской дальней авиации сегодня 100 лет. В нынешней сложной ситуации к ней приковано пристальное внимание всего мира. Даже если российских самолетов и близко нет, они кое-кому мерещатся. Об истории дальней авиации, ее тайнах и победах — в эфире видеостудии Pravda.Ru герой РФ, генерал армии, командующий ВВС и летчик дальней авиации Петр Дейнекин.

— Петр Степанович, дальняя авиация, и не только российская, но и во всем мире, всегда была скрыта от "постороннего большинства" плотной завесой военной тайны. Однако за 100 лет какие-то факты уже стали историей и могут быть открыты для нас, потомков. Какие главные итоги развития дальней авиации за 100 лет?

— О дальней авиации мало кто знал, потому что мы жили в закрытой стране. Даже о истории ее создании мало говорили, хотя у нас уже до революции года был летчик-герой — Петр Нестеров. Всего же было несколько сот летчиков в императорском воздушном флоте. Но о нем, как и о российской промышленности, и других достижениях России просто было запрещено не только говорить, но даже думать.

Это было не секретом и не военной тайной. Просто была советская пропаганда — о хорошем в дореволюционной России молчали. И никто не знал о том, что именно в России накануне Первой мировой войны русским гением Сикорским была создана первая в мире эскадра воздушных кораблей. И эти самолеты носили гордое название былинного русского богатыря — Илья Муромец. Это было крупно кириллицей начертано на фюзеляжах этих боевых машин. Сейчас, слава Богу наступило такое время, когда мы можем говорить об этом открыто и с гордостью.

Юбилей дальней авиации отмечается несколькими крупными мероприятиями. Первое — 12 ноября на Девичьем поле на Плющихе, в центре Москвы, был открыт памятник летчикам дальней авиации.

Памятник был посвящен летчикам-защитникам отечества. Там три фигуры пилотов: времен Первой мировой войны, Великой Отечественной войны и летчика, который охраняет воздушные рубежи России в наши дни. За ними щит, изображающий земной шар, вокруг него в лавровых и дубовых венках лозунг летчиков дальней авиации: "Мастерство, отвага, мужество и честь". Открыл памятник Сергей Кужугетович Шойгу. Очень много было народу, ветеранов, кадрового состава. И памятник, конечно, теперь останется навеки. Сейчас идет вовсю набор в типографии второго тома книги к столетию дальней авиации. Там очень много ранее не публиковавшихся документов.

Представлено много событий, которых раньше не знали даже журналисты. 23 декабря в Центральном академическом театре Российской армии будет торжественный сбор многих поколений авиаторов дальнего действия.

Надо отметить, что среди летчиков дальней авиации находятся в полном здравии два Героя Советского Союза, которые бомбили Берлин. Тогда этот город называли — логово фашистского зверя.

— В 45-м?

— Да нет, в 45-м мало кто не бомбил Берлин. А вот в 42-м туда могли прорваться только единицы — выдающиеся летчики. Один из таких героев живет в Краснодаре. Он 17-го года рождения. Его фамилия Жуга. И второй летчик более известный по той причине, что он долгие годы был командующим дальней авиации — Василий Васильевич Решетников. Он живет в Москве. Я напомню, что немцы тогда штурмовали вовсю Сталинград. Это были, конечно, героические полеты по своему летному мастерству и по противоборству с немецкой противоздушной обороной.

За каждым таким полетом Сталин следил лично. Потому что материального и военного ущерба вряд ли эти бомбардировки Германии могли много нанести, однако их политическое звучание было очень мощным.

Но слишком много событий из истории дальней авиации, о ее полетах, в том числе к берегам Америки, считалось военной тайной. Это было недоступно прессе и об этом народ не знал. Вот в чем дело. Но все равно летчики долгие годы были национальными героями, все девушки о них мечтали. Потом эту славу затмили, конечно же, космонавты. Ну, а сейчас наступило время олигархов, нефтяников и других.

— Да как-то уже с олигархов ореол сдувается, из героев и мечтаний современных девушек они уходят, потому что у олигархов с личными душевными качествами обычно очень плохо.

— Да. Совершенно верно. Все-таки симпатии уже поменялись, это очень заметно.

— Расскажите, что сейчас из ранее секретного стало возможном обнародовать. Какие-то полеты были необычные?

— Предавалось забвению то обстоятельство, что Россия явилась родиной тяжелого самолетостроения. Сикорский после революции был вынужден уехать в Америку, иначе его могли бы расстрелять. Но еще в начале прошлого века этот самородок начал строить небольшие самолетики, закупал моторы вначале во Франции, потом в Германии и постепенно шаг за шагом переходил от легких самолетов к тяжелым воздушным кораблям.

Он нашел единомышленников в лице выдающегося организатора российской промышленности, Михаила Владимирович Шидловского. Это был воронежский помещик, землевладелец, который закончил в Санкт-Петербурге морской кадетский корпус, ходил в плавания. А затем после окончания юридической академии перешел в финансы. И возглавил коллектив российского Балтийского вагонного завода. Они делали трамвайные и железнодорожные вагоны, затем перешли на автомобилестроение.

Когда судьба свела Шидловского с Сикорским, то они решили заняться строительством тяжелых воздушных кораблей. Вот так был создан "Илья Муромец" — первый в мире тяжелый четырехмоторный воздушный корабль. Начиная от носа и до клотика — все на этом корабле было новым. На нем было открыто и опробовано все то, что сейчас с успехом применяется Боингами и Эйрбасами, Ильюшиным и Туполевым.

Руссо-Балтийский завод находился вначале в Риге, затем его передислоцировали на Строгановскую набережную в Санкт-Петербурге. Там и было открыто авиационное отделение. На нем работало несколько тысяч рабочих высочайшей квалификации. Они были мастерами по дереву и металлу. Но в то же время, у нас была такая традиционная русская болезнь — отставание по двигателям. В то время англичане, немцы и французы, уже наладили производство автомобильных моторов. И поэтому, как только авиация перескочила из Америки в Европу, благодаря братьям Райт, то они бурно начали штурмовать летательные машины. Автомобильный рынок позволил им создать двигатели легкие и вместе с тем мощные.

Наши первые конструкторы закупали паровые машины, которые были достаточно мощными, но настолько тяжелыми, что иногда не могли оторвать от земли не только самолет, но и себя. Автомобильные моторы позволяли развить при небольшом размере и весе достаточную мощность, для того, чтобы машина летала. Вначале это считалось как бы на уровне циркового искусства. И только гений Сикорского предвидел, что для России с ее необъятными просторами, с труднодоступными местностями нужны воздушные корабли. Они уже тогда предлагали применить воздушные корабли на Главсевморпути, чтобы вести разведку льдов при переходах. Россия здорово в те годы набирала силу.

Когда грянула Первая мировая война, "Илья Муромец" мгновенно приобрел качество могучего бомбардировщика. Эта машина по своим боевым возможностям намного превосходила самолеты фронтовой авиации. Один из лидеров и организаторов российского воздушного флота Шидловский пробился к императору и добился, что государь подписал указ о создании управления первой в мире эскадры воздушных кораблей. Эти тяжелые самолеты были собраны под единое начало, под одни знамена. Они успешно занимались стратегически воздушной разведкой, бомбардировали скопление войск, бомбили железнодорожные станции, то есть боролись с резервами. Это было очень мощное оружие.

После революции пришлось уничтожить эти самолеты, также как Черноморский флот, чтобы они не достались наступающим немцам. Но в Санкт-Петербурге в заделе остались эти машины. Пилоты и командиры, которые перешли на сторону советской власти и стали красными пилотами, возродили эскадру. Она воевала в годы гражданской войны. Панкратьев добился у председателя ВЦИК Калинина открытия воздушной трассы Москва — Белгород — Харьков. И "Муромцы" летали по этой воздушной трассе как почтовые и пассажирские самолеты.

— Во время Великой Отечественной войны какие были самолеты? Кто их разрабатывал?

— Перед войной тяжелыми машинами у нас занимались многие конструкторы. Среди них были Туполев и Ильюшин, расстрелянный затем георгиевский кавалер Калинин. Наша авиация набирала силу. Но войну мы встретили тяжелыми воздушными кораблями Петлякова — ТБ-7, которые затем стали называться Пе-8. Они тоже бомбили Берлин, правда, не всегда удачно. Выполняли официальные задания Верховного. Например, наркома иностранных дел Молотова возили на самолете авиации дальней дистанции в Америку.

Затем самым популярным самолетом времен Великой Отечественной Войны стал бомбардировщик Ильюшина — Ил-4. Он вынес на себе всю тяжесть борьбы с танковыми механизированными колонами противника, которые рвались к Москве и Сталинграду.

Потому что в первые две недели Великой Отечественной Войны наша авиация была практически полностью уничтожена на аэродромах. Летчики тяжелых воздушных кораблей были вынуждены положить свои жизни. В кинофильме "Живые и мертвые" по Симонову есть эпизод. Обгоревший майор говорит, что это были лучшие ночные экипажи, но применялись они днем без прикрытия истребителей.

Наша дальняя бомбардировочная авиация понесла очень тяжелые потери. Ее возрождение началось, когда наша промышленность после эвакуации в глубокий тыл начала выпускать необходимое количество самолетов. Очень крепко помог авиации дальнего действия гражданский воздушный флот. Его полностью подчинили в 1943-м году авиации дальнего действия. И гражданские летчики воевали отважно на боевых машинах. 274 героя Советского Союза были воспитаны в авиации дальнего действия.

А когда мы закончили войну в небе Берлина и у нас появился первый носитель ядерного оружия, самолет Ту-4, который был, конечно, грозой для нашего вероятного противника. Потом появились стратегические корабли с весом около 200 тонн конструкторов Мясищева и того же Туполева.

На протяжении лет так эдак 20 после развала СССР был период забвения. И многие, не самые худшие умы, новой России были категорически против стратегических воздушных кораблей. Но затем все-таки истина восторжествовала. Стало понятно что дальняя авиация нам необходима, она является авиацией державной, которая летает в удаленные военно-географические районы. И то, что сейчас мы снова залетали — это является обычным нормальным состоянием.

— Летчики должны летать.

— А дальняя авиация как раз является авиацией Верховного главнокомандующего. Надо в Никарагуа слетать, слетали в Никарагуа. Надо слетать к Гибралтару, они слетали к Гибралтару. Надо подежурить у берегов Америки, они способны выполнить эту задачу. Надо подежурить без посадки вокруг границы Российской Федерации, они летают 42 часа без посадки, но с многократными дозаправками топлива в полете. Мы действуем в Атлантике и в Тихом океане, раньше постоянно летали на разведку авианосцев США. Этим занимались как раз стратегические корабли дальней авиации.

Но мы никогда не нарушали установленных законов, никогда не подходили к этим авианосцам ближе заданного расстояния, и никогда не спускались ниже минимальных определенных международными законами высот.

Все обвинения отметаются очень просто. У нас в авиации на слово не принято верить. К примеру, нужно представить нормальные снимки, где видны бортовые номера, ясно что это именно тот авианосец. Представьте записанные частоты, свойственные только радиолокационным системам этого корабля — тогда ваш полет считается зачетным. Пусть и они представят такие доказательства, если они у них есть.

Наши стратегические корабли бороздят небо своей Родины и в удаленных военно-географических районах. Дай Бог, чтобы это было мирное небо.

Беседовала Инна Новикова

Читайте также:

Гражданская авиация: сколько можно падать?

Бывший главком ВВС: Пока рано говорить о причинах трагедии в Казани

ВВС России: "Хватит вытирать слезы!"

Эксперт: Надо менять систему хранения боеприпасов

"Самолеты падают, потому что нет личностей" 

Автор Инна Новикова
Инна Новикова - с 2000 года - генеральный директор, главный редактор интернет-медиахолдинга "Правда.Ру". *
Куратор Александр Артамонов
Александр Артамонов — военный обозреватель, редактор французской версии, ведущий обзоров «Контрольный выстрел» — на канале медиахолдинга «Правда.Ру» *
Обсудить