США вместе с НАТО строят агрессивные планы в отношении Арктики

НАТО посягает на Арктику и Севморпуть

Антироссийская истерия в США и Европе набирает обороты. Мол, Россия устроила кровавый переворот в Киеве, а затем гражданскую войну на востоке Украины. Однако задолго до событий на Украине "праведный" Запад приступил к широкомасштабному наращиванию сил в Арктике. За последние 10 лет численность "арктических сил" США и НАТО возросла на порядок.

К учениям в Арктике НАТО стало привлекать и нейтральные страны, как, например, Финляндию и Швецию. Какова цель столь резкого наращивания военной мощи? Может быть, арктическим владениям стран НАТО кто-то угрожает?

Увы, в 1991-1995 годах наши вооруженные силы практически ушли из Арктики, если не считать Кольского полуострова. От горла Белого моря до Чукотки не осталось ни одного военного аэродрома и ни одного взвода солдат.

А, может быть, Северная Корея, Иран и Аль-Каида планируют вторжение в Арктику?

Вот, к примеру, в марте 2012 года НАТО провело арктические учения Cold Response 2012. В маневрах приняли участие до 16 тысяч человек, боевые корабли и авиация Великобритании, Дании, Канады, Нидерландов, Норвегии, Франции, Швеции и США.

Цель проведения этих учений четко сформулировал в интервью Daily Telegraph министр обороны "теневого" кабинета Великобритании Лиам Фокс:

"Четыре из пяти сил, борющихся за Арктику, - члены НАТО, и мы должны быть уверены, что НАТО обладает желанием и возможностями, чтобы не допустить действий России в Арктике, идущих вразрез с международными соглашениями".

Но ведь РФ сейчас только изыскивает средства для обустройства и защиты своих арктических владений, и она физически не в состоянии покушаться на чужие. То есть Лиам Фокс имеет ввиду планы захвата Российской Арктики. Итак, США и НАТО готовились к конфронтации с РФ задолго до киевского майдана.

Немного истории. До 1982 года вся Арктика делилась лишь пятью странами - СССР, Норвегией, Данией, США и Канадой - на секторы, вершинами которых был Северный полюс, основаниями - обращенные к полюсу северные границы этих государств, а боковыми сторонами служили географические долготы.

В настоящее время арктические территории регулируются Конвенцией ООН по морскому праву от 1982 года, которая предоставляет прибрежным государствам контроль над континентальным морским шельфом (морское дно и недра подводных районов, находящиеся за пределами территориальных вод государства). При этом, согласно 76-й статье Конвенции, никакая страна не вправе устанавливать контроль над Арктикой, но имеющие выход к Ледовитому океану государства могут объявить своей исключительной экономической зоной территорию, простирающуюся на 200 миль от берега.

Эта зона может быть расширена еще на 150 морских миль, если страна докажет, что Арктический шельф является продолжением ее сухопутной территории. В своей экономической зоне прибрежное государство имеет преимущественное право на добычу полезных ископаемых.

Безусловно, подписанная СССР конвенция от 1982 года, равно как и ратификация этой конвенции РФ в 1997 году, были непростительными ошибками. Замечу, что США не (!) подписали этой конвенции. Ну, а главное, ее не подписала матушка Природа.

Дело в том, что сейчас в мире имеются многие десятки спорных территорий, но в Российском секторе в Арктике их физически не может быть, за исключением небольших участков по краям сектора.

Вот, к примеру, споры за Эльзас и Лотарингию идут между Францией и Германией как минимум со смерти Карла Великого в 814 году. Только за последние 150 лет Эльзас и Лотарингия четыре раза (1870, 1918, 1940 и 1945 годы) переходила из рук в руки. При этом обе провинции при любых властях интенсивно развивались в экономическом отношении, и если бы не новые войны, то давно бы полностью интегрировались в состав Франции или Германии.

Конвенция 1982 года худо-бедно подходит к Атлантике, Тихому и Индийскому океанам. Там и до конвенции за пределами территориальных вод свободно ходили корабли, а за пределами экономических зон рыбаки ловили рыбу, велись установки буровых платформ для разведки и добычи полезных ископаемых. Транспортировка грузов по теплому океану — самая дешевая.

А в Российском секторе Арктики по Конвенции 1982 года России принадлежали все без исключения острова, а нейтральной территорией являлась центральная часть Ледовитого океана, постоянно покрытая льдом зимой и частично летом.

Добраться туда, за исключением краев Русского сектора, можно, только используя Северный морской путь и заходя в территориальные воды России. Через полюс в Русский сектор на самолетах или подводных лодках можно доставлять полярные станции, исследовательское или шпионское оборудование. Но любое экономическое использование спорных вод в приполюсных районах Русской Арктики технически невозможно.

Замечу, что болтовня прожектеров от науки о быстром таянии льда в Арктике за последние 2-3 года заметно утихла. Такое потепление в Арктике, чтобы можно было транспортным судам ходить через полюс, — ненаучная фантастика.

Таким образом, России Запад навязывает не только кабальные, но и унизительные условия. Представим, что в плохо оборудованную часть вашего дома залез грабитель с целью завладения вашим имуществом. Так вот, на Западе считают, что вы не только не имеете право накостылять грабителю или выгнать его. Вы обязаны проводить его туда и обратно через обустроенную часть вашего дома.

Бандиту неудобно лазить в дымоход, и вы должны ему открывать дверь, предупреждать — вот здесь порожек, вот здесь угол, освещать дорогу. А упадет — поднять и оказать первую помощь.

Я совсем не преувеличиваю. Те, кто хотят оттяпать приполюсную часть Русской Арктики, уверены, что РФ обязана пускать их в свои территориальные воды, мол, нам обойти нельзя, произошла подвижка льда и т. д. Россия должна обеспечивать их метеорологическими и иными данными, разрешать пользоваться своими световыми и радиомаяками. Русские обязаны предоставлять свои ледоколы для проводки и спасения их судов и т. д.

Любой дальний заход в Российский сектор Арктики, я уж не говорю о сквозном проходе Севморпути, невозможен без российского обеспечения. Риторический вопрос, почему россияне должны из своего кармана обеспечивать попытки НАТО по захвату нашего сектора Арктики?

Не пора ли ввести разрешительный порядок прохода иностранных судов по всем участкам Севморпути? Попросту говоря, любое коммерческое судно должно заранее сообщить свой маршрут в Русском секторе Арктики и заплатить "канальные", "маячные" и другие сборы. Собственно, ничего в этом нового нет. Именно так происходит проход по каналам, проливам со сложными навигационными условиями, например, Керченскому.

Ну, а военным и разведывательным судам, особенно замаскированным под Гринпис, вообще не должно быть хода в Русскую Арктику.

Читайте также: 

Российская Арктика нуждается в современном ледокольном флоте

Китай становится сильным игроком в противоборстве за Арктику?

Какие у России экономические планы на Арктику

Арктика. Военный аргумент в политических маневрах Канады

Автор Александр Широкорад
Александр Широкорад — физик, писатель, внештатный корреспондент Правды.Ру *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить