Михаил Ремизов: России стоит корректировать свой имидж "мягкой силой"

Сербская газета "Блиц", анализируя "изоляцию" России в мире, пишет: "Причина не в том, что НАТО завоевало большую часть Восточной Европы, но и в том, что внешняя политика Путина имеет нулевой выход, поскольку огромная "мягкая сила" России — культура, язык, знания — не играет в ней никакой роли, а вся она сводится к экономическим рычагам власти и, если это необходимо, вооруженной силе. Украина является последним примером". Президент Института национальной стратегии Михаил Ремизов прокомментировал Pravda.Ru эту оценку иностранных СМИ, а также он признал, что Россия недооценивает роль своей "мягкой силы" в плане культуры, языка, знаний. Как отметил Ремизов в интервью корреспонденту Pravda.Ru, Россия использует этот инструментарий не достаточно эффективно, в том числе и на постсоветском пространстве.

"Недавно даже глава МИД Сергей Лавров признал, что политика русских на Украине на протяжении всего постсоветского периода была крайне неэффективной. Москва практически потеряла общественное мнение, в том числе в тех регионах Украины, которые во многом жили русской культурой, которые были русскоязычными, и потеряла задолго до событий второго Майдана. То есть это полностью наша вина", — подчеркнул Михаил Ремизов, напомнив, что были негативные обстоятельства, связанные с развитием украинского национализма, однако все это не обошлось без безразличия к этим факторам со стороны России, неумения с ними работать.

Вся роль отводилась на контакты на высшем уровне и бизнесу, прежде всего, в газовой сфере. Не было ответа на то, как надо работать в российском ключе с украинским общественным мнением, чтобы сделать его более дружественным, расположенным к стратегическому союзу с Россией.

"Если мы посмотрим на страны, которые сегодня являются нашими союзниками, Казахстан и Белоруссия, то мы увидим, что и в этих странах работа, связанная с инструментарием мягкой силы, эффективно практически не ведется. А мы зря думаем, что такое союзничество нам гарантировано навсегда. Это абсолютно не так. Если такая работа не будет вестись, то эти союзники в перспективе будут потеряны. Что касается Запада, то несколько сложнее такую работу выстраивать на фоне того, что западное общественное мнение априори враждебно не только к Путину, но и в целом к России, ее историческому образу", — отметил эксперт, подчеркнув, что это вовсе не значит, что здесь нельзя ничего сделать.

Ремизов отметил, что по идее Федеральное агентство по делам СНГ, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество) и должно заниматься улучшением взаимоотношений, но по результатам эта деятельность неэффективна. Представители русских диаспор, общественных организаций практически во всех странах СНГ жаловались на то, что российские официальные структуры, начиная с посольств, их фактически игнорируют и стараются не осложнять себе жизнь, в том числе и отношения с местными режимами, поддержкой русских общественных организаций.

В качестве идеального примера он привел Китай, отметив, что секрет успеха этой страны в силе китайского национализма, в безусловной лояльности китайцев за пределами Китая к своей стране, способности образовывать диаспоры. Это сила национализма, прошитого на молекулярном уровне. Именно благодаря этому Китай эффективен. Но, как отметил эксперт, если нам это не дано, мы должны какие-то аналогичные механизмы выстраивать уже через голову.

Что касается имиджа России, то этот вопрос ставился еще 2 года назад. "Даже такой знаковый проект, как "Северный поток", например, тормозился только потому, что его настороженно воспринимала общественность тех или иных государств", — заявил Медведев, выступая на совещании представителей Россотрудничества за рубежом в 2012 году. Как отметил эксперт, за эти два года ничего не изменилось, однако положительный образ можно сконструировать из исторического материала, из достижений России петербургского и советского периодов.

"Сегодняшний образ России, безусловно, можно очистить от черной краски, этим нужно заниматься, но в нем не хватает сильных, позитивных акцентов. Россия ассоциируется с нефтяной экономикой, олигархами, нефтегазовой экономикой, авторитарным политическим режимом. Что этому можно противопоставить. В советское время этому можно было противопоставить какие-то особо выдающиеся научно-технические достижения, космос. Сейчас аналогичных факторов нет. То есть необходимы какие-то знаковые достижения страны, которые сформировали бы ее позитивный бренд уже на современном уровне", — подвел итоги Михаил Ремизов в интервью Pravda.Ru.

 

Читайте также:

Россияне уверены в благоприятном имидже России за рубежом

Россия тратит на имидж в 15 раз меньше Франции

Михаил Фрадков: нефтяной скандал нанес ущерб имиджу России

 

Читайте последние новости Pravda.Ru на сегодня.

Обсудить