Мария Иванова: Безумные цены на продукты - из-за психоза покупателей

Аналитик по продуктам питания Мария Иванова рассказала Pravda.Ru, почему так растут цены на продукты и как это остановить.

— Повышающаяся стоимость гречневой крупы послужила толчком к взлету цен на рис и макароны. Увеличились стремительно и цены на пшено — за прошедшую неделю прирост составил 650 рублей и дошел до 12,9 тыс. рублей за тонну. Такая цепочка неприятностей закономерна? Чем это можно объяснить? Многие эксперты утверждают, что в большей степени психология виновата. Люди паникуют, скупают про запас, и рынок реагирует повышением цены? Вы согласны? Какие еще причины видите?

— Да, все так и есть. Основной фактор, конечно же, это ажиотажный спрос. Потому что если и есть какой-то дефицит гречки на внутреннем рынке, то он, во-первых, локальный, во-вторых, не такой значительный, чтобы вызвать масштабный прирост цен. Основной фактор — это именно поведение потребителей, которые активно покупают данный товар.

То, что дорожают рис и макароны, тут тоже все логично с точки зрения экономической теории, поскольку эти товары заменяют друг друга в потреблении. Грубо говоря, они являются гарниром. Поэтому люди начинают покупать более дешевые, по сравнению с гречкой, рис и макароны, соответственно, спрос на эти товары также растет, плюс общий ажиотаж на продовольственном рынке будет способствовать тому, что производители начинают повышать цены. Отчасти тут, конечно, влияет динамика курса, поскольку доля импорта приходится и на рис, и на макароны. Но основной фактор — это все-таки ажиотажный спрос.

— Как с этим бороться? Что нужно делать сейчас в этой ситуации?

— Нужно успокаивать население, потому что пока на рынке паника, изменить что-то не получится. Конечно, можно вводить какие-то меры, например, не продавать больше двух пачек в одни руки. Но, к сожалению, они еще больше будут стимулировать население на то, чтобы скорее бежать в магазин за покупками. Потому что люди боятся, что завтра не будет вообще или что будут слишком высокие цены. Соответственно, все эти искусственные ограничения приводят к тому, что население уверено в правильности своих действий.

Поэтому надо как-то этот ажиотаж сбить, а ситуация потом нормализуется, просто понадобится какое-то дополнительное время на это. Это все не добавляет оптимизма, поскольку инфляционный процесс действительно ускоряется, это негативный фактор. Инфляция — это процесс самовоспроизводящийся. Если все ожидают, что будет высокая инфляция, то она и будет такой. Население тем самым и провоцирует рост инфляции.

Ажиотаж на рынке видят и производители других товаров и стараются как-то тоже отреагировать. Плюс сейчас есть объективные факторы для повышения цен, и всегда можно на это сослаться.

В экономических новостях по большей части негативная информация — про сокращение производства товаров и нехватку сырья. То есть все это может восприниматься экономическими агентами, как сигнал к тому, что цены будут расти и дальше. И они действительно будут расти.

— С санкциями, с эмбарго это тоже связано?

— Тут все связано, на продовольственном рынке на текущий момент сложилась крайне нервозная ситуация. Есть объективные факторы, такие как курс, санкции. Все это приводит к снижению предложения, к росту цен на импортные и отечественные товары. А на это уже накладываются общие ожидания, негатив в экономике с инфляцией на потребительском рынке, на рынке продуктов питания. Вот так все грустно.

 

Читайте также:

Аркадий Злочевский: Поставки зерна на восток надо стимулировать

Россияне останутся без гречки, макарон и риса

Александр Калинин: Гречка дорожает из-за жадности бизнеса

Читайте последние новости Pravda.Ru на сегодня.

Обсудить