Эксперт о ситуации в российской экономике. Сергей Сильвестров: Силуанов прав, правительству придется быть аскетичнее

Сергей Сильвестров: Силуанов прав, правительству придется быть аскетичнее

Проректор Финансового университета при Правительстве РФ, доктор экономических наук, профессор, заслуженный экономист РФ Сергей Сильвестров в интервью корреспонденту Pravda.Ru рассказал, как будет складываться экономическая ситуация в России.

— Ситуация в России идет от плохого к худшему. Так считают авторы исследования, опубликованного в приложении "Деньги" к порталу CNN . Они пишут, что двойной удар по России — падение цен на нефть и санкции, привели к безудержной инфляции, резким колебаниям валютного курса, застойной экономике и потере доверия среди иностранных инвесторов. Ваша оценка причинно-следственной связи?

— Падения экономики пока не наблюдается. Есть явления, связанные со стагнацией — замедление роста и тенденция к снижению — но это произошло до введения санкций по Украине и до колебания курса.

Введение плавающего курса заведомо предполагало высокую волатильность, поиск равновесия реального курса. И поэтому это процесс, который должен устояться. Это рыночное явление. Нужно иметь в виду, что уже в 2012 году снизились темпы роста экономики, экономисты, минфин и ЦБ прогнозировали дальнейшее снижение.

Поэтому не надо нагнетать атмосферу и говорить, что это неожиданное, внезапное падение. Падение связано с тем, что резко снизилась инвестиционная активность, снизились расходы федерального бюджета на инвестиционную деятельность. Сокращены программы государственных корпораций и ведущих инфраструктурных монополий на инвестиции. Об этом говорят уже два года.

Естественно, снижение инвестиций приводит к снижению темпов роста и, к сожалению, прогноз к бюджету 2012-2016 года, который сейчас корректируется в связи с изменением курса и инфляционными процессами, говорит, что инвестиционная деятельность тоже будет снижаться.

Это означает, что темпы роста будут снижаться. Самое неприятное в этом процессе то, что капитал очень динамично движется либо на наш рынок, либо с нашего рынка, он убежал еще в конце 2013 года, в 2014 году прогнозируемые объемы могут достигнуть 90-100 миллиардов.

Но в целом, у экономики большой потенциал. Задача в том, чтобы повернуть инвестиции и накопленные средства на развитие реальной экономики, а не просто на продолжающуюся работу и игру с макроэкономическими показателями, связанными только с курсом и инфляцией, что продолжает делать Центробанк.

ЦБ закрывает глаза на то, что практически заблокирована возможность инвестиционной деятельности в стране. Без этого экономика вряд ли сможет в короткие сроки начать тенденцию к восстановлению роста.

Но я бы не паниковал. Нужно просто перестраивать экономическую политику, в том числе, и денежно-кредитную.

— Российские банки накопили около 192 миллиардов иностранных долгов в долларах, но активов в долларах мало. Это приведет большим трудностям в погашении долга и может привести к снижению ВВП на 1 процент. Как вы оцениваете эту угрозу?

— На самом деле активы банков достаточно большие. Причем задолженность нужно по отношению к активам всем посмотреть, я думаю, что в процентном соотношении это не катастрофично. У меня нет такого алармистского настроения.

Я не очень понимаю, каким образом посчитан этот один процент потери роста ВВП. Потенциал достаточно большой с точки зрения накопленных средств в стране.

— В следующем году образуется бюджетная дыра, поскольку в 2015-2017 в российском бюджете заложена цена на нефть в 100 долларов за баррель, а Центробанк прогнозирует нулевой рост в следующем году, а бюджет рассчитан на цене 95 долларов. Оба варианта гораздо выше складывающейся цены в 85 долларов. Правительству необходимо сократить расходы на 10%, чтобы компенсировать разницу.

Закладывался диапазон от 94 до 107 долларов. Есть разные сценарии, один из которых предполагает 80 долларов за баррель нефти. Это серьезная ситуация, которая нас проваливает в очень серьезную рецессию. И возможно, даже подойдет к какому-то депрессивному состоянию экономика.

При 80 долларах мы социальные обязательства не можем выполнять. При диапазоне до 90 будет сокращение социальных расходов или будут внесены корректировки в налоговую политику. Если не затронуть интересы большого бизнеса и инфраструктурных монополий, то все это упадет на самообеспечение населения. Население будет вынуждено увеличить свои расходы. Повысятся цены, усилится налоговая составляющая.

Силуанов прав, придется внести некие нормы аскетизма. Но нужно понимать, что есть определенные социальные пределы.

— Есть мнение, что санкции будут ужесточаться и продляться до 2017 года. Что вы об этом думаете?

— Я не стал бы прогнозировать, сколько они будут продолжаться. Экономика настолько открыта, что слишком много инструментов, которые могут оказать очень серьезное давление на нашу экономику. То, что сейчас происходит, может быть основанием для стимулирования нашего собственного внутреннего развития.

Нам надо переориентироваться на организацию инвестирования собственного производства и восстановления того, что мы потеряли только за счет Украины. Плюс к этому, конечно, потеря прозрачности территорий, через которые осуществлялись транспортные потоки, в том числе, авиационный маршрут и многое другое.

Что касается усиления санкций, стоит опасаться, что они могут ударить по финансовой системе. Поэтому переориентация кредитно-денежной политики и банковского сектора на внутреннее развитие — центральный вопрос. Так, как в свое время поступил Китай во время кризиса. Другого выхода нет.

Читайте также:

Сергей Сильвестров: Украина зажата со своими проблемами между Россией и Европой

Сергей Сильвестров: Европа пытается спастись от кризиса, легализуя преступность

Сергей Сильвестров: Мы видим попытку сделать войну способом выхода из кризиса