Когда в экономику вмешивается политика, страдает потребитель

Санкций нет, Таможенного союза - тоже

Представители западного бизнеса активизировались для смягчения режима санкций, причем Москва играет самую активную роль в этом процессе, "приободряя" бизнесменов и не особенно рьяно закрывая контрабандные потоки запрещенных товаров через рынки стран ТС. А есть ли он вообще, этот Таможенный союз, о котором мы так долго вожделели?

Россия больше Запада страдает от санкционной войны. Наиболее заметное влияние западные санкции оказали на российский финансовый сектор. За первый квартал этого года иностранные инвесторы вывели из России 70 миллиардов долларов, за второй квартал — до 90 миллиардов. Спекулятивный ажиотаж на валютных рынках вызван, помимо падения цены на нефть, нехваткой валютной ликвидности из-за отказа кредитовать российские госбанки. Над Россией висят гораздо более весомые риски в связи с тем, что ее экономика привязана к доллару и импорту. Запад если и страдает, то в основном от потери целевых рынков сбыта в России, например, продуктов питания и машиностроения. Но это не влияет на общее состояние экономики еврозоны, а разорительно только для определенных фирм и брендов, конечно, часто крупных и влиятельных. Но, как сказала фрау Меркель, теперь никто не живет по Марксу, ради единой политики, надо бизнесу уступать в экономике. Как мы увидим ниже, такого единства в ТС не наблюдается.

Именно Москва ищет пути обхода санкций, в том числе своих, причем часто не афишируя их. Так, в Москве 5 ноября прошла встреча бизнесменов из Германии с крупными российскими чиновниками. МИД анонсировал встречу, но комментировать отказался. Среди участников были руководители фирм Winterhall Holding GmbH, Metro AG, Daimler AG и Siemens AG. Участники уехали "приободренными", пишет "Коммерсантъ", ссылаясь на свои источники. Что такого для поднятия настроения им могли сказать в Кремле?

"Очевидно, что основная позиция Москвы на данный момент заключается в том, чтобы не обострять отношения с Европейским союзом и выступать за взаимодействие в экономической сфере. Собственно говоря, именно эта позиция как базовая, скорее всего, и была заявлена бизнесменам", — сказал Pravda.Ru Дмитрий Абзалов, вице-президент Центра стратегических коммуникаций. "Организовывали эту встречу немецкие бизнесмены, у которых, конечно, есть ключевые интересы в России, — сказал Pravda.Ru Иван Стариков, руководитель Центра экономических стратегий Института экономики РАН. - Siemens, например, полностью поставляет подвижной состав для "Сапсанов". Поэтому, как мне кажется, на встречах и с Шуваловым, и с Лавровым немецким бизнесменам были даны некие обещания, а может, даже и гарантии в том, что Россия будет постепенно находить политические пути выхода из украинского кризиса".

Но хочется сказать, что бизнес не верит обещаниям политиков. Поэтому действует сам. Например, запрет на поездки и ограничения по счетам отечественные бизнесмены обходят следующим образом. Контакты осуществляются через представителей семей, ближайшее бизнес-окружение, а активы частично продаются им же. Западные бизнесмены в той же автомобильной отрасли давно построили или строят профильные заводы в России, что санкции не ограничивают. Западные компании ТЭК работают через свои филиалы, структуры в Юго-Восточной Азии, торгуют оборудованием через третьи страны, например, Китай. Кроме того, номенклатура поставляется таким образом, чтобы она не попала под действие санкций. А что там на самом деле лежит в ящиках — никто не знает или не проверяет.

Эта же схема используется и при реэкспорте продуктов питания в Россию через Белоруссию, Казахстан, Швейцарию. Иногда всплывают сведения о перехвате Россельхознадзором контрабанды таких товаров, например, европейской свинины в Россию под видом замороженных соков, овощей и грибов, но не видно, чтобы принимались меры. Представляется, что транзит через Белоруссию идет с молчаливого одобрения Москвы. Вот только на каком уровне это одобрение идет, на уровне высоком или таможенном, — не ясно.

"Реэкспорт продовольственных товаров через Белоруссию и Казахстан идет, и это серьезная потеря для российского бюджета, - сказал Иван Стариков. — Запад продолжает поставлять на российский рынок значительную часть своей продукции. Но за счет транзакционных издержек, перевалки, перенаклейки это все отражается на цене. Это, безусловно, усиливается динамикой валютного курса и бьет по российскому потребителю".

Бюджет тоже теряет от снижения экспортно-импортных пошлин, сказал эксперт. Однако автору кажется, что гораздо более серьезна была бы другая потеря — потеря доверия избирателя. Дело в том, что мгновенно заместить 50-80-процентный ассортимент продуктов питания, попавших под санкции, невозможно. Это привело бы к тотальному дефициту и росту недовольства населения и, как вариант, обострению и так непростой социальной обстановки.

Но есть и другая точка зрения. "7 августа (введение антисанкций. - Ред.) для меня стало абсолютно очевидно, что на самом деле никакого Таможенного союза не существует, - сказал Иван Стариков. — Подписаны бумаги, и говорятся красивые слова, но когда Россия объявила о масштабных контрсанкциях в части продовольственных товаров, ни Казахстан, ни Белоруссия не присоединились к ним. В отличие от западных санкций. Как бы тяжело ни было, но 27 стран, входящие в Европейский союз, без изъятий, их поддерживают. Поэтому в этом смысле говорить о том, что мы готовы наших партнеров по Таможенному союзу склонить к единой, в данном случае протекционистской политике, у нас оснований нет, они не поддержали. Наоборот, немедленно этим воспользовались".

Читайте также:

Хитрый способ обойти санкции Запада

Экономику России погубит бездействие

Братская Белоруссия: И ты Брут?!

Рубль в свободном плавании. Загадка скачка

Леонид Гелибтерман: Вам крокодила или хамон?  

Автор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить