Какие события предшествовали Второй мировой войне

Как Сталин оттягивал начало Второй мировой

Смотрите фоторепортаж: Брестская Крепость - символ Мужества 

23 августа 1939 года министры иностранных дел СССР и Германия Вячеслав Молотов и Иоахим Риббентроп подписали в Москве Договор о ненападении, вошедший в современную историю как Пакт Молотова-Риббентропа. Одновременно был подписан секретный протокол о разделе сфер влияния в Восточной Европе между двумя державами.

Действия Иосифа Сталина перед Второй мировой войной и уже началом Великой Отечественной являются очень дискуссионной темой в исторической науке. Якобы Сталин слишком доверился Гитлеру, не предвидел такого поворота и не готовился к самому худшему… Но так ли это в действительности? Тем более, что во все времена политика была искусством возможного.

Третьего мая 1939 года Литвинов был отправлен в отставку и заменен Вячеславом Молотовым. Политика должна была измениться. Черчилль так прокомментировал позицию Британии и Франции: "… длилось молчание, пока готовились полумеры и благоразумные компромиссы. Эта проволочка оказалась роковой для Литвинова. Его последняя попытка добиться ясного решения от западных держав была осуждена на провал. Наши акции котировались очень низко. Для безопасности России требовалась совершенно иная внешняя политика, и нужно было найти для нее нового выразителя".

Советские дипломатические представители получили указания уведомить правительства, при которых они были аккредитованы, что эта перемена не означает изменения во внешней политике СССР. Московское радио объявило 4 мая, что Молотов будет продолжать политику обеспечения безопасности на Западе, которая в течение многих лет была целью Литвинова. 31 мая Молотов выдвинул предложения: трехстороннего договора о взаимопомощи СССР, Англии и Франции, гарантий малым государствам и военной конвенции.

Проект предусматривал, что союз вступает в силу в случае нападения одной из европейских держав (то есть Германии) на договаривающуюся сторону; в случае немецкой агрессии против Бельгии, Греции, Турции, Румынии, Польши, Латвии, Эстонии или Финляндии (всем им договаривающиеся стороны давали гарантии защиты), в случае если одна из сторон будет вовлечена в войну из-за предоставления помощи по просьбе третьей европейской страны. Эти условия были приняты Лондоном и Парижем лишь частично. Переговоры тянулись до августа. Тогда СССР понял, что нужно менять партнеров.

Черчилль отмечал: "Союз между Англией, Францией и Россией вызвал бы серьезную тревогу у Германии в 1939 году, и никто не может доказать, что даже тогда война не была бы предотвращена. Даже сейчас невозможно установить момент, когда Сталин окончательно отказался от намерения сотрудничать с западными демократиями и решил договориться с Гитлером. В самом деле, представляется вероятным, что такого момента вообще не было. По-видимому, что-то произошло еще в феврале 1939 года. Это, впрочем, почти наверняка было связано с проблемами торговли, на которых сказывался статус Чехословакии после Мюнхена и которые требовали обсуждения между двумя странами.

Включение Чехословакии в рейх в середине марта осложнило эти проблемы. У России были контракты с чехословацким правительством на поставки оружия заводами "Шкода". Какова должна быть судьба этих контрактов теперь, когда заводы "Шкода" стали германским арсеналом?"

22 августа маршал Ворошилов сказал главе французской военной миссии генералу Думенку: "Вопрос о военном сотрудничестве с Францией висит в воздухе уже несколько лет, но так и не был разрешен. В прошлом году, когда погибала Чехословакия, мы ждали от Франции сигнала, но он не был дан. Наши войска были наготове… Французское и английское правительства теперь слишком затянули политические и военные переговоры. Ввиду этого не исключена возможность некоторых политических событий…".

На следующий день в Москву прибыл Риббентроп. Он включил в проект преамбулы фразу относительно установления дружественных германо-советских отношений. Сталин возразил против этого, заметив, что советское правительство не может представить своей общественности германо-советскую декларацию о дружбе после того, как нацистское правительство в течение шести лет выливало на советское ушаты грязи. Поэтому данная фраза была исключена из преамбулы.

Сталин полагал, что Гитлер будет менее опасным врагом для России после года войны против западных держав. Гитлер следовал своему методу разгрома противника поодиночке. Как заметил Черчилль: "Тот факт, что такое соглашение оказалось возможным, знаменует всю глубину провала английской и французской политики и дипломатии за несколько лет. В пользу Советов нужно сказать, что Советскому Союзу было жизненно необходимо отодвинуть как можно дальше на запад исходные позиции германских армий, с тем, чтобы русские получили время и могли собрать силы со всех концов своей колоссальной империи.

В умах русских каленым железом запечатлелись катастрофы, которые потерпели их армии в 1914 году, когда они бросились в наступление на немцев, еще не закончив мобилизации. А теперь их границы были значительно восточнее, чем во время первой войны. Им нужно было силой или обманом оккупировать прибалтийские государства и большую часть Польши, прежде чем на них нападут. Если их политика и была холодно расчетливой, то она была также в тот момент в высокой степени реалистичной".

Но все-таки Вторая мировая война еще не была предрешена. Гитлер отложил день нападения с 25 августа на 1 сентября и вступил в непосредственные переговоры с Польшей, как хотелось Чемберлену. Только 31 августа, то есть через неделю после заключения пакта с СССР, Гитлер отдал свою "Директиву № 1 о ведении войны":

"1. Теперь, когда исчерпаны все политические возможности урегулировать мирными средствами положение на восточной границе, которое нетерпимо для Германии, я принял решение урегулировать его силой.

2. Нападение на Польшу должно быть произведено в соответствии с подготовкой к "Белому плану" — с изменениями, вытекающими, поскольку дело касается армии, из того факта, что она тем временем уже почти закончила свои приготовления. Распределение задач и оперативные цели остаются без изменений.

Дата наступления — 1 сентября 1939 года. Час атаки 04.45 (вписано красным карандашом).

3. Важно, чтобы на Западе ответственность за начало военных действий лежала, безусловно, на Англии и Франции. Сначала действия чисто местного характера должны быть предприняты в связи с незначительными нарушениями границы".

Так начиналась Вторая мировая война

Читайте также:

Вторая Мировая война стирается в памяти людей

Секреты из архивов Ватикана: Вторая мировая война могла начаться еще в 1938 году

Спасибо Америке! Вторая мировая продолжается

Вторая мировая шлет смертельные приветы

Более половины россиян не знают, когда началась Вторая мировая

Вторая мировая: факты и интерпретации 

Автор Андрей Михайлов
Андрей Михайлов — офицер, журналист, собственный корреспондент Правды.Ру в Северо-Западном федеральном округе
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить