Российские автомобили практически полностью закрывают потребность в импорте

Автопром России спасет "китайский метод"

Госкомпаниям России предлагается запретить закупку импортной продукции, в том числе автопрома, при отсутствии отечественных аналогов. Однако массовой пересадки исключительно на "Волги" или "Жигули" не будет — в России производится достаточно престижных и качественных машин с иностранными брендами, которые уже можно считать отечественными…

Можно себе представить, как испуганно перекрестились российские госчиновники, вспомнив лихие 90-е и распиаренную тогда "пересадку" служивых исключительно на отечественные колесницы, инициированную тогдашним вице-премьером Немцовым. Который и сам, в конце концов, на "Волге" проездил очень недолго — идея была признана утопической… В отличие от лихих затей непутевого Бориса Ефимовича, сегодня российское правительство идет на сознательное поощрение российских производителей, выпускающих и иномарки — причем с крупными иностранными технологическими инвестициями. Между тем, проблема не так уж и нова.

"Правило, по которому для государственных компаний и правительственных учреждений разрешена закупка только автомобилей, произведенных в России, де-факто действует еще с лета, — отметил в разговоре с корреспондентом Pravda. Ru заместитель главного редактора журнала "За рулем" Игорь Моржаретто. — Список таких автомобилей достаточно длинный, присутствует большая часть мировых марок, и, в общем, никакой проблемы я тут не вижу. Просто ранее не оговорено было специально, что нельзя по госзакупкам приобретать импортные машины, если есть российские аналоги, и вот теперь это оговорили".

В России уже производится достаточное количество автомобилей, которые могут заменить поставки импортной техники в случае принятия ограничительных мер по их закупкам для государственных корпораций. Во всяком случае, об этом заявил прессе лично сам глава минпромторга Денис Мантуров. Около 90 процентов государственных закупок, в том числе и по автомобилям для тех же чиновников, уже состоят из продукции российского производства. И в данном случае министру нет поводов не доверять.

А пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков тоже уже высказался по этому поводу достаточно однозначно: в Кремле идею запретить госкомпаниям закупки импортной продукции поддерживают. По его словам, многие госкомпании "уже играют по этим правилам", и введение ограничений будет лишний раз их к этому подталкивать.

Окунемся для начала в недавнюю историю вопроса. В середине 2000-х у нас начали реально появляться заводы полного цикла, первым из которых стал завод Ford во Всеволжске. Такие заводы производят большинство компонентов самостоятельно или закупают их у других российских предприятий. Сборочные производства автомобилей-иномарок в России функционируют в основном в режиме промышленной сборки, который позволяет предприятиям импортировать автомобильные компоненты по низким таможенным ставкам в обмен на принятие на себя обязательств по локализации производства автомобилей.

В режиме промышленной сборки в России работают все предприятия с иностранным капиталом — General Motors, Renault Nissan, Toyota, Ford, Volkswagen, PSA Peugeot Citroen, Mitsubishi и другие, а также ряд чисто российских заводов, собирающих иномарки, — включая Sollers (Fiat и SsangYong), ИжАвто (Kia) и ТагАЗ.

К концу 2000-х многие автоконцерны построили в России собственные заводы. В 2010 году количество проданных иномарок российской сборки (то есть, по сути, отечественных) впервые превысило количество импортированных иномарок (то есть чисто привозных).

В результате активного строительства заводов по сбору иномарок в России сформировались два крупных автомобильных кластера, в которых расположены сборочные предприятия иностранных автоконцернов — калужско-московский и санкт-петербургский. В первом осели европейские компании, а во втором — американские и японские. Вот-вот окончательно сформируется подобный кластер на Дальнем Востоке, ориентированный на производство автомобилей в первую очередь азиатских марок.

Сейчас производятся в России автомобили таких брендов: Audi, BMW, Citroen, Chevrolet, Kia, Skoda, SsangYong, Mitsubishi, Opel, Hyundai, Volkswagen, Nissan, Renault, Peugeot, Toyota, Ford - и все эти марки вполне можно считать уже отечественными.

По итогам 2013 года в России было произведено 1,39 миллиона автомобилей-иномарок (по сути, отечественных). В нынешнем году (по прогнозам), несмотря на санкции и некоторые элементы стагнации в экономике, будет если и меньше, то очень не намного. Так что "пересадка на "Волги" по господину Немцову нам не грозит, уже есть из чего выбирать (даже по строгим тендерам) отечественное, не противореча законам.

Но именно в связи с этим возникает масса других вопросов, например: как обстоят дела, скажем, с Автовазом? Ведь недавно в СМИ проходила информация, что завод закрывается. И могут ли в перспективе быть открыты принципиально новые отечественные автомобильные производства и заводы, или пока можно говорить только о совместных производствах автомобилей с иностранными концернами? И интересно ли для России сотрудничество со странами Азиатско-Тихоокеанского региона именно по части автопрома?

"То, что у нас производится — это и является плодом работы как раз отечественного производителя, — рассказал в интервью Pravda.Ru заместитель директора по маркетингу компании "Балт-Авто" Вадим Гриб. — То есть, например, BMW, собранные у нас, российские учреждения по тендерам покупать могут. Потому что они производятся в России, они имеют российский vin-код, у них надпись made in Russia. Как раз, собственно, с машинами вопросов нет. У нас не производится только Mercedes из премиального класса, ну и Infinity и Lexus, но они и не так популярны у чиновников. То есть, с точки зрения госзакупок разнообразных автомобилей проблем никаких нет, и никого это всерьез не затронет".

По мнению эксперта, изначальная страна разработки модели не имеет значения, так как в законе говорится о том, что нельзя покупать только ту продукцию, которая не производится на территории РФ. А то, что делается у нас, уже в основном подогнано к нашим ГОСТам и другим стандартам. Зарубежные специально организовывают крупноузловую сборку, чтобы просто получать наш vin - и все, это уже наш автомобиль, российского производства. Его могут покупать все, и по тендерам тоже.

Ну, а по поводу АвтоВАЗа — завод не закрывается. Просто когда идет спад продаж, идет падение на рынке, Автоваз, который, кстати, работает на 80 процентов на российский рынок, приостанавливает производство, сокращает количество смен. Вот и все. То есть, когда склады будут освобождаться, тогда, соответственно, он и будет по мере возможности увеличивать объемы, добавил Вадим Гриб.

"Я в этом вижу немножко другой важный момент, - сказал президент холдинга ЯРОВИТ Андрей Бирюков, с которым связался корреспондент Pravda.Ru. - В отношении легковых автомобилей - это не является самой главной проблемой страны, у нас достаточно локализованных производств, кроме АвтоВАЗа. И, в принципе, здесь я не вижу проблем, скажем, ухода этих производителей с рынка. Им эти рынки нужны. А стимулировать нужно тяжелое машиностроение, это абсолютно реальная позиция. В перспективе могут быть открыты принципиально новые отечественные автомобильные производства и заводы, тут возможно все".

И сотрудничество со странами Азиатско-Тихоокеанского региона развивать надо во всех направлениях, и по части автопрома тоже, считает эксперт. Но Россия должна реализовать конкретно свой потенциал. Нужно смотреть в будущее и создавать новые продукты на основе хотя бы тех своих разработок, которые имеются. И этот потенциал у России самый сильный. У нас есть абсолютно все возможности самостоятельно все развивать, добавил Андрей Бирюков.

Кстати, по словам всех экспертов, опрошенных Pravda.Ru, тот же Mercedes уже хочет открыть у нас завод, чтобы в конечном итоге иметь доступ к выгодному "тендерному" рынку. Так что проблемы с выбором автомобилей для госзакупки по тендеру нет.

В общем, вывод таков: госслужащие могут не опасаться, что повторится довольно бестолковая эпопея по их пересаживанию на отечественные "Волги" или "Жигули", какую учинил когда-то Немцов. Почти все приличные автомобили представительского класса, кроме, пожалуй, премиальных брендов Mercedes (пока), Infinity и Lexus, уже собираются у нас. 

Читайте также:

Алексей Аксенов: Автомобили совместного производства тоже относятся к отечественным

Налоговики нашли управу на дорогие автомобили

ОСАГО "разобьет" старые автомобили

Китай тянет руки к российскому автопрому

Российский автопром сгубили большевики

Престиж России доверили родному автопрому

 

Автор Андрей Михайлов
Андрей Михайлов — офицер, журналист, собственный корреспондент Правды.Ру в Северо-Западном федеральном округе
Обсудить