Интервью балерины Илзе Лиепа: о балете, спорте, искусстве

Илзе Лиепа: Женщине полезен балет

Pravda.Ru взяла интервью у известной балерины, народной артистки России Илзе Лиепа. Разговор состоялся во время I международного женского конгресса, который проходил в Казани. Илзе Лиепа рассказывает о своем отце, детстве, исцеляющей силе балета, пользе классического танца для детей и о том, какие виды физической нагрузки идеальны для женщин.

— Раньше как-то было модно отдавать детей заниматься танцами, музыкой. Балет был вообще пределом мечтаний любой девочки. Потом это прошло, а сейчас опять возрождается. Вы приложили много сил, чтобы дать детям возможность начинать первые важные шаги в искусстве. Вы считаете, что балет нужен только для того, чтобы появлялись новые Илзы Лиепы и Майи Плисецкие, или чтобы соприкасаться с прекрасным, развить душу?

- Я считаю, что балетом должна заниматься каждая девочка. Это наш слоган. Балет — это удивительное занятие, методика, которая гармонизирует человеческую природу. Когда мы смотрим на портреты 19 века, то понимаем что это люди другой породы. И это воистину так. Все эти люди, чьи изображения сейчас нас вдохновляют, особенно женщины, прошли серьезную школу хореографии. И как весь божий мир существует по законам, как день сменяется ночью, как одно время года сменяется другим, так и человеческое тело чувствует себя намного лучше, когда оно знает законы его существования и развития, когда есть гармония тела.

Это совершенно не значит, что нужно заниматься балетом профессионально. На развитие гармонии направлены наши лучшие программы. Когда мы начинаем с детьми заниматься с двух с половиной лет, мы не сразу их ставим к балетному станку, это приходит позже. Очень важно не упустить момент для занятий музыкальной ритмикой, которая открывает ушки ребенку, способствует раскрытию внутренней природы ребенка, предотвращает многие проблемы опорно-двигательного аппарата.

На это направлены детский пилатес и другие наши программы. Меня это очень волнует. Мне очень хочется популяризировать балет, сделать его модным. И сейчас мы видим, что этот процесс идет, он в действии. Мне очень нравится, что в балет возвращаются и взрослые женщины, понимая, что это прекрасная альтернатива спортивному залу. Я везде пытаюсь говорить и даже призывать женщин, что занятие на тяжелых тренажерах — это не наше дело. Потому что нельзя отделить то, чем ты занимаешься, от твоей природы. Это все накладывает на нас большую нагрузку.

Читайте также: Николай Цискаридзе: Большой меня погубил

— Может быть все-таки кому-то лучше — тяжелые тренажеры, а другим — балет, третьим — хореография, четвертым — легкая атлетика… Или балет — это нечто универсальное?

— Мы занимаемся не только балетом, мы пропагандируем и пилатес тоже. Пилатес — это удивительная система тренировок, показанная для всех. Это реабилитационная система тренировок. Она удивительно подходит женщине. Она готовит ее к материнству, быстро восстанавливает ее после рождения детей, поддерживает здоровье, потому что направлена на укрепление глубоких мышц. А потом, мне кажется важно, что это сознательное занятие. Я как профессионал сама по себе чувствую изменения, когда мне необходимо сделать какой-то комплекс тренировок в настоящем тренажерном зале. Я даже чувствую, как у меня меняется выражение лица. Это — неизбежно, невозможно, чтобы этого не случилось.

Читайте также: Айседора Дункан, жена Есенина, королева танца

— В балете главное — это движение и эмоции? Или важнее душевные силы, сердце? Важен ли в балете ум, голова?

- Ну, с одной стороны, как говорила Фаина Георгиевна Раневская, актер может быть на сцене и дураком. Хотя надо выходить на сцену умным. Если есть какая-то точечка на лбу, это называется талант. Может быть такое. Но мы по истории и по опыту знаем, что умный артист — развитой, образованный артист. Я родилась в семье выдающегося танцовщика и знаю, как мой отец был глубоко образован в области культуры, как он развивал себя, учился всю свою жизнь, учился у своих друзей, учился даже у своих собственных интересов. Он увлекался иконописью, древнерусским искусством. Он очень серьезно ко всему этому подходит. Он никогда не был коллекционером просто в таком утилитарном смысле. Он много книг читал, любил это, потому что таким образом развивался.

Поэтому, конечно, наша идея создания профессиональной балетной школы — одно из наших направлений, которым занимается и вновь созданный фонд "Культура детям". В наших планах создание профессиональной балетной школы. Для меня это важно. Надеюсь, что с божьей помощью у нас это получится осуществить. Мне очень хочется, чтобы дети получали многогранное образование. В нашей стране кризис хореографов. Их действительно нет. Их и в мире не очень-то много, вот таких крупных ярких хореографов, которые способны были бы поставить большой прекрасный спектакль. Мне кажется, что это связано, прежде всего, с недостаточным уровнем общей культуры.

Потому что, если танцовщик еще может быть, как говорит Фаина Раневская, дураком, то чтобы быть хореографом, нужно иметь энциклопедическое образование. Нужно знать музыку. Нужно быть переполненным, чтобы от этой переполненности рождались замыслы. Нужно что-то иметь, чтобы отдавать.

Я представляю на этом собрании новое женское движение "Союз женских сил" и прошу обратить на него внимание. Он только начинает свою деятельность. Я думаю, что объединившись все вместе, мы сможем реализовать лучшее из наших программ.

Читайте также: "Поцелуй меня в почку", или Наряд для балерины

— Очень важно, что вы делаете. Мало состояться самому и отдать себя искусству. Замечательно, что вы даете детям возможность приобщиться и почувствовать прекрасное.

— У детей, которые занимаются в нашей в школе, действительно другие лица. Абсолютно другие лица. И вот это — наша самая главная радость.

Автор Инна Новикова
Инна Новикова - с 2000 года - генеральный директор, главный редактор интернет-медиахолдинга "Правда.Ру". *
Обсудить