Как России наладить поставки оружия в Африку

Африка будет воевать оружием России

Несмотря на провал 90-х годов, Россия сохранила за собой позиции на мировом рынке вооружения. Но потери по регионам все же есть. Сейчас ВПК РФ, например, пытается вернуть потерянные позиции в Африке, но наталкивается на конкуренцию Запада. Об этом на видеоканале Pravda.Ru — военный эксперт, главред журнала "Арсенал Отечества" Виктор Мураховский.

— Со многими странами Cеверной Африки у нас давние и тесные связи, достаточно большие объемы военно-технического сотрудничества. Египет, Алжир — одни из наших крупнейших партнеров. Также — Тунис, Ливия до того, как свергли там режим Каддафи. Со странами Восточной, Центральной, Западной и Южной Африки объем сотрудничества намного меньше. Все эти регионы огромнейшие дают всего 2 процента, к сожалению. В советское время поставки туда были гораздо более масштабными. Естественно, они в основном производились не за деньги. Это были не рыночные поставки, а в основном — политические.

Тем не менее, сами позиции, которые наши предшественники создали, можно использовать, как платформу для продвижения туда нашего ВПК.

Эта техника до сих пор в строю. Но она уже практически вырабатывает ресурс, требует либо ремонта и модернизации, либо замены на новое поколение техники. В числе стран, с которыми мы развивали военно-техническое сотрудничество, и Южно-Африканская Республика. Это крупнейшая в экономическом и военном плане, мощнейшая страна.

В период, когда там действовал режим апартеида, правительство тогдашнее в основном сотрудничало с Великобританией по поставке вооружения и военной техники. Оно сотрудничало с Израилем. И только после прихода к власти национального правительства, оно стало сотрудничать с Советским Союзом, а затем с Россией, но в небольшим объемах. Основу по-прежнему составляет западная военная техника. Но ЮАР является площадкой с достаточно развитой промышленностью, в том числе военной, где мы совместными усилиями можем развивать производство и поставки в страны по всей Африке вплоть до Сахарского региона.

Читайте также: Франция намеренно губит Центральную Африку

— Но африканские страны долгое время являлись колониями и до сих пор подвержены влиянию Запада. Бывшие метрополии будут мешать?

— Естественно, мешать будут. Законы жесткой конкуренции на рынке поставок вооружения военной техники никто не отменял. Тем более, что этот рынок, на самом деле, не совсем рынок. Положение стран на этом рынке определяется, прежде всего, не экономическими факторами и техническими характеристиками техники, а, прежде всего, политическими факторами. Ведь недаром окончательное решение о возможности поставок техники в ту или иную страну принимает президент, а федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству, МИД, министерство обороны только готовят предложения.

Каждый элемент сотрудничества с другой стороной в военной области — это политическое решение и принимает его президент, исходя, прежде всего, из политической целесообразности, из интересов России. Аналогичная ситуация и в других странах, в том числе и бывших колониях.

Франкофония — международная организация сотрудничества франкоязычных стран — объединяет десятки членов по всему миру. В Африке были германские колонии, итальянские колонии и многие другие. Там заметно это влияние не только в языке, но даже и в технике. Не только в военной, а и в автомобилях, бытовой технике это заметно. Сразу видно, где находится метрополия. Во многих странах, когда пришли к власти национальные правительства, руководители предпочитают проводить независимую политику. Понятно, что Запад стремится не допускать этого. И одним из основных инструментов такой привязки стороны являются поставки вооружения и военной техники, оказание экономической помощи, преференции какие-то.

На слушаниях в ООН в последние месяцы в связи изменившейся геополитической обстановкой, когда Россия выступила авангардом нового мирового порядка, многополярного мира, в Африке очень многие страны с большим уважением отнеслись к этому. И хотя они не рискуют с трибуны ООН прямо выступать в пользу России, то негласно они это поддерживают. Это позитивно отражается и на двухсторонних отношениях. В развитии военно-технических связей они проявляют большой интерес.

Читайте также: Быть ли российской военной базе в Египте?

— Выставка Aerospace and Defence в ЮАР прошла для России удачно?

— Да, хотя на этой выставке непосредственно контрактов не подписывалось. Потому что это все-таки длительная работа. А соседнюю страну Зимбабве недавно посетила российская делегация. Там мы подписали соглашение о военно-техническом сотрудничестве и поставках вооружения и военной техники. Сама ЮАР выразила большую заинтересованность в расширении военно-технического сотрудничества. Их интересуют не столько прямые поставки техники, сколько совместное производство. ЮАР на своей территории имеет серьезные военно-промышленные компании, как национальные, так и филиалы крупнейших корпораций. Например, корпорации BM-systems, корпорации Lockheed Martin.

Нашей техники в Африке огромное количество. Она себя прекрасно зарекомендовала и вызывает большое уважение у военных и политиков этих стран. Поэтому возникли перспективы совместного сотрудничества. ЮАР несколько лет назад самостоятельно без согласования модернизировала наш вертолет Ми-24, который известен по всему миру. Это вызвало определенные трения. В итоге этот вертолет никуда не поставлялся. Но теперь мы рассматриваем возможность уже официально, с сертификацией, с участием компании "Вертолеты России", сделать приемлемую по цене и качеству модернизацию и предложить их партнерам в африканских странах.

— Какая еще наша авиационная и другая военная техника там популярна?

— Некоторым африканским странам мы поставили уже или выполняем контракт по самолетам Су-27. Выполняем для некоторых стран работы по ремонту и модернизации штурмовиков Су-25. Это два основных типа авиационной техники. Сейчас многие страны проявляют интерес к учебно-боевому самолету Як-130. Это уже нового поколения. И, естественно, огромным успехом пользуется наша вертолетная техника. Это, прежде всего, транспортно-десантные и многоцелевые вертолеты семейства Ми-8, боевые вертолеты Ми-24. В рамках программы ремонта и модернизации — Ми-35 как глубоко усовершенствованный вариант.

Пока такие страны в виду малых экономических возможностей не могут закупать самые перспективные и передовые российские вертолеты типа Ка-52 или Ми-28. Но вот на те варианты, о которых я говорю, они идут и с большой охотой. Кроме того был представлен в Южной Африке еще на прошлой выставке новый универсальный вертолет "Ансат" и тоже вызвал большой интерес. В Африке "Вертолеты России" уже создали совместно с южноафриканцами сервисный центр по обслуживанию и ремонту вертолетов, подготовки пилотов и техников. Он работает, естественно, не только на Южно-Африканскую Республику, но и на весь регион южнее Сахары.

Конечно, прежде всего, популярна наша бронетанковая техника. Там в большом количестве до сих пор работают и работают, лучше чем батарейки в рекламе, советские танки Т-55 и Т-62. Они простые, надежные, как молоток, доступные для специалистов местных. Но требуется их ремонт и модернизация. В некоторые страны поставлялись Т-72. Это уже следующее поколение, но тоже абсолютно надежные изделия "УралВагонЗавода", известные по всему миру. Также — легкая бронетехника. Хотя мы здесь, конечно, несколько отстаем от французов. Они туда в основном легкую бронетехнику поставляют.

Читайте также: Ангольский военный пирог готов к дележу

Также — наша система ПВО, начиная с переносных зенитно-ракетных комплексов типа "Игла", которые все знают, все любят и видят их эффективность. Зенитно-самоходные установки, например, "Шилка" еще советского производства пользуются любовью, уважением за свою надежность и высочайшую эффективность. Но тоже нужна модернизация. Еще другие системы ПВО, противотанковые комплексы. Всемирно известные гранатометы РПГ-7 — практически во всех африканских странах. Семейство стрелкового оружия концерна "Калашников". Ну, это мировой бренд…

Главное — надежность. Недавно был скандал в Бундесвере. Оказалось, что БМП Boxer из 47 только 3 катаются, из военно-транспортных самолетов из 15 и 1 летает, из вертолетов нового поколения — тоже процент технической готовности очень малый. Зачем это барахло держать на вооружении? Первейшее требование — надежность. Вот этим советское и российское оружие всегда отличается и всегда выигрывает. За это оно пользуется любовью и уважением у тех, кто непосредственно действует на поле боя.

Россия на протяжении многих лет занимает твердое второе место по торговле вооружением на мировом рынке. Этих позиций мы не собираемся уступать. В прошлом году было экспортных поставок в целом около 15 миллиардов долларов, пакет заказа порядка 48 — на несколько лет вперед работой обеспечены. Мы занимаем твердое положение в вертолетах, по системам противовоздушной обороны, в бронетанковой технике, прежде всего в танках, в противотанковом вооружении, по некоторым образцам военно-морского флота. То есть каких-то провальных направлений нет. Есть проблемы со средствами связи и автоматизации еще с советских времен, но сейчас мы это наверстываем. Но чтобы выйти на мировом рынке так же масштабно, как крупнейшие западные компании, еще много поработать предстоит. Высокотехнологичные передовые позиции в некоторых направлениях нам еще предстоит завоевать.

Автор Антон Фролов
Антон Фролов— журналист, корреспондент, видеоведущий Правды.Ру
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *