Николай Хренков: Трансадриатический газопровод не страшен для России Последние новости 6 октября 2014 года

Николай Хренков: Трансадриатический газопровод не страшен для России

Независимый эксперт в области энергетики Николай Хренков поделился с Pravda.Ru мнением, что в ближайшие 30 лет расстановка сил на мировом энергетическом рынке вряд ли изменится.

— На фоне антироссийских санкций появляются новости о том, что Евросоюз совсем скоро добьется независимости от российского газа. Да и в целом делается многое для того, чтобы ослабить влияние России как энергетической державы — стало известно, что Украина заключила контракт с норвежской Statoil о поставке газа. Кроме того объявлено, что первый рубеж строительства Трансадриатического газопровода преодолен. Готова ли Россия к таким изменением на энергетической карте?

— Избавиться от российского газа, как бы европейцы того ни хотели, но, на самом деле, далеко не все они этого и хотят, у них не получится. Хотя бы потому, что брать газ им больше неоткуда. А Россия — надежный поставщик, поставляет очень значительные объемы. Собственная же добыча в Евросоюзе падает, в том числе, и в Норвегии, которой принадлежит компания Statoil, заключившая договор с Украиной. Падает добыча в Северном море, а потребности в газе, как в экологическом самом эффективном топливе, возрастают.

Газ, который СПГ — сжиженный из Катара, из других государств, значительно дороже российского газа. Вот в чем дело. У них 20 процентов терминалов только работают в полную мощь, остальные 80, по большому счету, простаивают. И здесь нужно напомнить, что по итогам прошлого года Россия вышла на рекордную сумму поставок, несмотря на все разговоры о какой-то энергетической независимости Европы от России. Поэтому в ближайшей перспективе ближайших 10-ти, 20-ти, даже, может быть, 30-ти лет, отказа от российского газа просто не произойдет.

— Будем ли мы отвязывать экономику от энергетического сектора и усиливать производственную базу или просто переключимся на азиатскую часть света? Найдем ли мы там равносильный европейскому спрос?

— Переключение на Азию совершенно не означает отказа поставок газа в Европу. Это диверсификация поставок - совершенно нормальное явление для любой страны. При этом посмотрите, в Китай газ пойдет через Чаяндинское месторождение, которое никак с европейским рынком не связано. Сейчас, скорее всего, будет подписан договор, по которому газ пойдет из традиционных наших месторождений, из Западной Сибири. Это тоже не означает, что мы отказываемся от поставок в Европу. Мы просто увеличиваем объем поставок, тем самым увеличивая и доходную базу российского бюджета. Это один момент.

Второй момент, надо развивать другие отрасли, кроме энергетики. Об этом говорится очень много, и определенные попытки и сдвиги в этом направлении имеются. Более того, я хочу сказать, что и само по себе развитие энергетики положительным образом способствует развитию промышленных секторов российской экономики. Достаточно сказать, что благодаря заказам Газпрома, наши трубники научились делать трубы большого диаметра, которые раньше делать не умели. Научились делать газоперекачивающие агрегаты, научились различные технологии развивать.

Так что нельзя противопоставлять — или только энергетический сектор, или только развитие промышленности. Или только Европа, или только Восточная Сибирь. Нет, это взаимосвязанные вещи. Они дополняют друг друга, а не противоречат.

— Вопрос на счет Трансадриатического газопровода, который якобы будет запущен с 2020 года. Не поднимается ли эта информация просто для того, чтобы устрашить Газпром и каким-то образом надавить на него?

— Здесь надо понимать, что мощности Трансадриатического газопровода, по которому будет поставляться газ из Азербайджана через Турцию, потом через Адриатическое море в Италию, весьма ограничены. Он поставляет всего 10 миллиардов кубометров газа. Европа же потребляет от 450 до 500 в зависимости от того, спрос поднимается или падает.

И из этих 10 миллиардов 6 миллиардов хочет забрать себе Турция, потому что у турков достаточно интенсивно развивается экономика, и они во многом переходят на газ. У них потребление газа растет. Они попросили "Голубой поток" увеличить объемы поставок и расширить пропускную мощность. Поэтому Трансадриатический газопровод на фоне других газопроводов и других поставок газа, это небольшая, дополнительная, так сказать, лепта в газоснабжение Европы. Но она существенно не повлияет ни на энергетический баланс, ни на ценовую политику. Тем более, что поставщики тоже не собираются продавать газ по минимально дешевой цене. Поэтому это не страшилка для России, это просто проект поставок газа, который никоим образом для России никакую угрозу не несет в плане экспорта.

Читайте также:

 Экс-премьер Словении: Добыче сланцевого газа должен предшествовать анализ защиты окружающей среды

 Литва обсудит с США возможную разведку сланцевого газа

 Юрий Саакян: У Statoil может не хватить газа для Украины

Читайте последние новости на сегодня, 6 октября 2014 года.

 

Обсудить