Героическая история крейсера "Аврора"

Крейсер "Аврора": от легенды к скандалу

Легендарный крейсер "Аврора" отправился в очередной (сложно сказать, в какой по счету) ремонт. Чего только не пережил крейсер на своем веку: выстоял в Русско-японской войне, сражался в Первой мировой, стал символом Революции, был потоплен фашистами, но даже после этой истории восстал, как Феникс, из пепла. Но в чем, собственно, героизм крейсера?

Наверное, этот материал не столько на темы истории, сколько просто — мысли по поводу. Хотя и не простые… Но сначала о героическом. В уникальной технической операции на Неве и в Финском заливе по пути к Кронштадту приняли участие 11 вспомогательных судов, буксиров и катеров Ленинградской военно-морской базы Балтийского флота и свыше 150 гражданских и военнослужащих. Буксировочная операция завершилась постановкой исторического крейсера в не менее исторический "док Велещинского". Музейные предметы с крейсера на время ремонта переведут на временное хранение в помещения Центрального военно-морского музея, филиалом которого является "Аврора". На борту останутся старинное пианино еще императорских времен (о нем еще будет упомянуто ниже), панорама невского рейда и ряд предметов в машинном отделении.

Закончить ремонт и вернуть крейсер на место у Петроградской набережной Санкт-Петербурга планируется в 2016 году. Стоимость работ — 120 миллионов рублей. Экспозиция корабля-музея "Аврора" после ремонта крейсера будет расширена с 284 до 487 предметов, а революционные события 1917 года перестанут быть ее главной темой. Но вот история флота России забыта явно не будет — во всяком случае, в это хочется верить. То, что флот у нас как таковой героический, верится без труда. А вот сама "Аврора", ставшая как бы носителем этой истории…

Предвижу, что некоторые ветераны ВМФ вознегодуют, прочитав следующие вопросы. В чем, собственно, героизм крейсера? Давайте попробуем разобраться. Может, не такой уж он и героический и легендарный, как мы привыкли думать в не такие уж и забытые советские времена? Но ведь действительно — никаких особых подвигов этот корабль за свой долгий век так и не совершил. Хотя выстрел из бакового орудия "Авроры" в отдаленном приближении (чуть не написал — притягивая за уши) чем-то неординарным назвать, по-видимому, можно. Считается, что именно с этого выстрела началась революция — так наше поколение в школе учили. Но как было на самом деле — тут вот уже споры начинаются.

Читайте также: Северный морской путь: c Россией навсегда

Pravda.Ru. помнится, несколько лет назад уже приводила некоторые малоизвестные широкой публике факты про "Аврору", и теперь, как говорится, продолжение последовало. Строительство крейсера началось 4 июня 1897 года на верфи "Новое адмиралтейство" в Санкт-Петербурге. Свое название крейсер получил в честь фрегата "Аврора", защищавшего Петропавловск-Камчатский в годы Крымской войны (1853-1856 годы). Строительство корабля началось 4 июня 1897 года в Санкт-Петербурге на судостроительной верфи "Новое адмиралтейство". Крейсер "Аврора" был спущен на воду 24 мая 1900 года при личном участии царя Николая II, а в июле 1903 года вступил в строй боевых кораблей флота России.

В сентябре 1903 года "Аврора" в составе отряда крейсеров была отправлена на Дальний Восток, где занималась Русско-японская война. 27 и 28 мая 1905 года крейсер принял участие в Цусимском сражении, в этом бою экипаж потерял 15 человек убитыми и более 80-ти ранеными. Как выяснилось, в этом историческом сражении "Аврора" выпустила по японским кораблям 303 152-миллиметровых, 1282 75-миллиметровых и 320 37-миллиметровых снарядов. Правда, ущерба противнику от этих выстрелов было нанесено немного.

В отличие от большинства остальных русских кораблей, прошедших Цусимский бой, крейсер "Аврора" избежал уничтожения и вместе с двумя другими крейсерами умудрился прорваться в нейтральный порт Манилу, где и был интернирован 25 мая 1905 года. В 1906 году крейсер "Аврора" своим ходом вернулся на Балтику, где стал учебным судном морского корпуса.

"Аврора" приняла участие и в Первой мировой войне, правда, геройских дел за крейсером замечено тоже так и не было. В конце 1916 года корабль был отправлен для ремонта в Петроград на франко-русский завод. Большинство экипажа в 1917 году присоединилось к большевикам. В ночь на 25 октября 1917 года по приказу Военно-революционного комитета команда "Авроры" захватила и свела мост, соединявший Васильевский остров с центром Петрограда.

По легенде, 25 октября в 21:45 холостой выстрел носового орудия "Авроры", произведенный по приказу комиссара Белышева, подал сигнал к штурму Зимнего дворца. Однако, по мнению некоторых историков, которые изучали документы, относящиеся к Октябрьской революции, выстрел был сделан из Петропавловской крепости — на самой "Авроре" якобы вообще не было боеприпасов, ни боевых, ни холостых по причине нахождения ее в ремонте.

Впрочем, сейчас ни доказать, ни опровергнуть сей факт уже не представляется возможным. Так или иначе, те советские "пиарщики", которые и сделали "Аврору" настоящей легендой, рассчитали верно. Конечно, куда романтичнее начать революцию с выстрела корабельного орудия, чем берегового.

Читайте также: Фильм "К-19" - полный комплект лжи

Известный публицист, историк и кинематоргафист, капитан первого ранга Сергей Апрелев напомнил автору этих строк о воспоминаниях Льва Андреевича Поленова, командира "Авроры" с ноября 1922 по январь 1928 года. Так вот, согласно этим воспоминаниям, миф об "Авроре" как корабле революции был создан лишь в 1926 году. В 30-х годах воспоминания командира уже советской "Авроры" были изъяты почти все найденные НКВД книжки мемуаров Поленова. Но кое-что осталось, в том числе и память.

Итак, 25 октября 1917 года из Смольного неожиданно приказано было стрелять фугасными снарядами по Зимнему (а сигнал к штурму, вполне логично, подавался из Петропавловки — крепость-то почти напротив дворца, а сама "Аврора" стояла вообще далеко, у Николаевского моста (ныне мост лейтенанта Шмидта, или Благовещенский).

В советские времена принято было пламенно преувеличивать революционность матросов Балтфлота. И революционность экипажа "Авроры" вполне заслуженно вызывала сомнения в штабе большевиков, но менять корабль на вполне себе революционную "Диану", стоявшую тогда в Кронштадте, было поздно. Судовой комитет во главе с комиссаром Белышевым не мог проконтролировать все фазы исполнения приказа…

Памятуя о грустной судьбе прежнего командира крейсера Никольского, убитого матросами за контрреволюционность, избранные судовым комитетом новые командиры, получившие революционный приказ, решили слукавить… На крейсере "Аврора", где царил в тот момент присущий революционной ситуации бардак, долго искали то ли затворы, то ли какие-то запальные приспособления. Что-то нашли.

И, в конце концов, перекурив, порешили так: шмальнем холостым. Мол, если устоит Временное правительство — скажем, что специально нарушили приказ, чтобы не нанести ущерба, а если победят красные — скажем, что промахнулись. Ну и бабахнули. То есть выстрел был. Вот только именно ли с него стартовал штурм Зимнего, и вообще, является ли "Аврора" хоть каким-то своим бортом, носом или кормой, "крейсером революции", сами понимаете, большой вопрос… Хотя то, что он "легендарный" — это точно. Легенд вокруг него масса.

В 1918 году крейсер был переведен в Кронштадт и законсервирован. С 1922 года "Аврора" снова становится учебным судном, но в годы Великой Отечественной войны башенные орудия были демонтированы с крейсера и использовались для защиты Ленинграда от фашистов. Сам крейсер был обстрелян 30 сентября 1941 года и затонул в порту Ораниенбаума. После войны "Аврору" подняли, отреставрировали и поставили на вечную стоянку.

В 1984 году крейсер был вновь отправлен на капитальную реставрацию, которая продолжалась до 1987 года. При реставрации часть корабля ниже ватерлинии вследствие невозможности восстановления была заменена на новую сварную: по сути, ему отрезали нижнюю половину и приварили новое днище. Так что тот корабль-музей, который радовал глаз любителей военно-морской истории до недавних дней, уже наполовину не "Аврора".

Читайте также: Советский убийца американских авианосцев

Ну и еще немного явно не героического. Подводная часть крейсера была утилизирована и затоплена у населенного пункта Ручьи Кингисеппского района недалеко от Санкт-Петербурга. Торчащие из воды части остова в 1980-х годах прошлого века растащили на стройматериалы жители близлежащего поселка.

В июле 2010 года к историческим обломкам впервые отправилась экспедиционная группа подводных исследователей из Москвы и Санкт-Петербурга, но проведению детального осмотра остова крейсера помешала плохая видимость под водой, вызванная сильным волнением. Так что как поживает реальное днище корабля, из которого сделали "легенду", "героя" и "колыбель революции", неизвестно…

Вообще-то такое впечатление, что слава крейсера "Аврора" меняет свой оттенок. Если раньше его называли "легендарным" по указанным выше причинам, то в последние годы многие СМИ лепят из него просто "легендарно-скандальный" корабль. Действительно, ни один корабль ВМФ в последние годы не окружает столько скандальных слухов, как "Аврору".

Ну вот, например, скандал, в котором как-то коротко упоминала Pravda. Ru: в 2009 году, во время проведения Петербургского экономического форума, на крейсере была якобы проведена вечеринка. "Гости развлекались антикризисными частушками и икрой, а водку разносили официантки в тельняшках!" — вот лишь одна из цитат о том "могучем" мероприятии. Приводить список высоких гостей вечеринки не будем. Он тоже был могуч. Однако многое из этого оказалось "уткой".

Также, увы, неким странным образом в последние пару лет крейсер "Аврора" стал также и фигурантом еще и уголовного дела. Несколько лет назад оно возникло по факту диких хищений при переезде Центрального военно-морского музея минобороны РФ, которому принадлежит и крейсер "Аврора", из основного своего здания на Биржевой площади на площадь Труда в Санкт-Петербурге. Следствие по этому делу продолжается.

Читайте также: Американцы запретили искать советского аса

Остается только пожелать "Авроре" успешного ремонта. И после него снова войти в строй флота российской морской истории — и пусть уж не как легендарный крейсер Революции (без кавычек), а как рядовой представитель действительно героического российского военного флота. И любимый всеми жителями Санкт-Петербурга, без которого этот город уже представить просто невозможно. Как, собственно, и наш флот…

В общем, думаю, что эта статья вызовет бурю эмоций у многих читателей. Но уверен: мнения разделятся. Ну что ж, пишите свои комментарии ниже, будем разбираться…

Автор Андрей Михайлов
Андрей Михайлов — офицер, журналист, собственный корреспондент Правды.Ру в Северо-Западном федеральном округе