Цены на перелеты за границу в России могут повыситься

Железный занавес для международных перелетов

Вопрос слишком высоких цен на авиаперелеты по России на фоне попыток повысить привлекательность внутреннего туризма не раз выносился на повестку дня в Госдуме. Однако найти способ понизить цену на региональные рейсы депутаты, по-видимому, не смогли. И решили пойти по пути наименьшего сопротивления — повысить стоимость международных авиаперелетов…

Инициативу повысить стоимость билетов на воздушные пассажирские перевозки за рубеж озвучил депутат от "Справедливой России" Олег Нилов. Согласно его проекту, ставку налога на добавленную стоимость для услуг международных перевозок следует поднять с нуля до 18 процентов. Соответственно, ставку НДС на услуги авиаперевозок внутри страны предлагается, наоборот, приравнять к нулю. То есть, по сути, это не снижение стоимости на региональные маршруты, а перераспределение той же нагрузки на маршруты заграничные. Надо заметить, что предложение хитрое, но очень поверхностное, ведь главная задача — снижение стоимости авиабилетов — никоим образом не решается.

При этом ответ на вопрос, почему в России столь высокая стоимость на услуги авиакомпаний, давался уже не раз. И дело не в том, что, к примеру, до Сибири лететь дольше, чем до Европы. То есть, дело не в расстояниях и расходовании топлива. Вот доказательство. Билет от Москвы до Праги и обратно на ближайшие дни стоит порядка 12-15 тысяч рублей. Время в пути без пересадок составляет около двух с половиной — трех часов. А прямой рейс от Москвы до Астрахани (опять же билет туда и обратно) обойдется вам не меньше, чем в 20 тысяч, с тем же временем в пути. Аналогичная ситуация обстоит и с перелетами до Иркутска, вблизи которого расположен уникальный водный резервуар — озеро Байкал, отдых на котором при правильном подходе можно было бы сделать популярным не только среди россиян, но даже иностранцев.

Байкал, к слову сказать, тоже полон мифов и легенд и вполне мог бы стать российским ЛохНессом, если не чем-то большим. Однако на данный момент ситуация такова, что ЛохНесс является одной из самых посещаемых достопримечательностей в мире, а Байкал, к сожалению, может посетить даже не каждый россиянин в связи с высокими ценами. Туры на Байкал стоят дороже отдыха в Таиланде. Впрочем, путешествовать самостоятельно выходит не намного дешевле. Трудно говорить о развитии внутреннего туризма в таких условиях, согласитесь.

Так из чего складывается стоимость авиабилетов? Во-первых, этот самый налог, которым почему-то (что само по себе удивительно) облагаются именно внутренние перелеты и не облагаются международные. Во-вторых, в стоимость включены различные мероприятия, связанные с воздушными судами, такие как обработка от снега и других осадков, чистка снега зимой и т.д. В-третьих, по стране много аэропортов, которые сами по себе убыточны из-за недостаточного спроса, и содержание этих вокзалов включается в стоимость билетов. И не в последнюю очередь на дороговизну билетов влияет стоимость топлива. Здесь начинается самое интересное, потому как конкуренции в этой сфере в России нет, а значит, у нас имеет место топливный монополизм, при котором цены на топливо устанавливаются совершенно безоспновательно…

"Корень зла в дорогих российских авиабилетах лежит в первую очередь в дорогом керосине. В Европе, которая сама не является нефтедобывающим регионом, керосин дешевле, чем в Российской Федерации. Это и сговор монополистов, это и просто желание наших дельцов заработать и нагреть руки. Потому что имеет место непрозрачность ценообразования на керосин, а цена на керосин составляет порядка 30-40 (здесь эксперты расходятся во мнениях) процентов от стоимости билета. И что бы мы ни делали, если цены на керосин будут вздуваться, то никакой НДС туда или сюда не может быть панацеей", — рассказал корреспонденту Pravda.Ru депутат Государственной думы РФ от КПРФ, член комитета по транспорту Андрей Андреев.

На вопрос, почему в России топливо стоит так дорого по сравнению с другими странами, нашему корреспонденту ответил президент Московской топливной ассоциации Евгений Аркуша.

"Вопрос о дорогом топливе в стране стоит очень остро. Но, к сожалению, все действия нашего правительства направлены на то, чтобы с этой отрасли получить больше налогов. Видимо, больше неоткуда, я не знаю. Поэтому любое увеличение налоговой нагрузки приводит к увеличению цен. Сейчас этот налоговый маневр, который придуман минфином, минэнерго, тоже в нем основная задача получить больше денег в бюджет. В любом случае, это, в конце концов, все равно приведет к увеличению цен. Я не говорю о том, что будет что-то более эффективно или менее: экспорт, переработка. Я даже не беру эти вещи. Просто налоговая нагрузка увеличится, увеличение налоговой нагрузки автоматически означает увеличение стоимости этого топлива. Поэтому все, что мы видим на протяжении последних пяти-шести лет, говорит только об одном: налоговая нагрузка увеличивается, цены растут. И очень хорошо бы уменьшить стоимость топлива, но для этого надо, как минимум, налоги уменьшить. Этого не получается, видимо, по каким-то общим экономическим соображениям в стране", — полагает Евгений Аркуша.

Поэтому какие бы налоговые изощрения ни придумывали справороссы, ситуацию это мало изменит. Более того, цены на региональные перевозки могут вовсе не упасть, поскольку одни и те же авиакомпании осуществляют в России рейсы и внутри страны, и за границу. Они просто переложат нагрузку на плечи покупателей, желающих приобрести международный авиабилет, а внутренние цены оставят без изменений.

Пожалуй, единственным правильным решением в борьбе за низкую стоимость перелетов по территории России является создание лоукост-компаний, вроде "Добролета" или Sky Express. А о том, почему лоукостеры в России до сих пор так и не прижились, читайте в февральской статье Pravda.Ru "Лоукостеры: дешево летать не запретишь".

Читайте также:

Кто стоит за развалом российской авиации?

Мертвая петля российского авиапрома

Старый Boeing лучше российских двух?

Автор Мария Сныткова
Мария Сныткова — журналист, обозреватель, редактор экономического раздела Правды.Ру *
Обсудить