Екатерина Шумитская: Члены Евросоюза сгинут поодиночке

Научный сотрудник отдела европейских политических исследований ИМЭМО РАН, эксперт по Болгарии Екатерина Шумитская в интервью корреспонденту Pravda.Ru возможен ли развал Евросоюза в свете противоречий по вопросу санкций.

— Санкционная война привела к тому, что лидеры стран Евросоюза стали выдвигать к еврокомиссии требования возместить убытки фермерам. Многие лидеры отказываются отвечать на санкции России, то есть раскручивать спираль санкций. Например, Финляндия. Можно ли сказать, что внутри ЕС возросло внутреннее напряжение и противоречия между лидерами?

— Несомненно, противоречия возросли, более того, они были изначально, когда только ставился вопрос о санкциях. Была большая проблема между большой политикой и большим бизнесом, потому что крупные бизнесмены изначально были против санкций, которые затрагивали бы экономические отношения между Россией и странами Европы.

А сейчас, когда спираль раскручивается и попали даже мелкие фермеры, разоряются многие бизнесмены и мелкие предприниматели. Учитывая, что в Европейском союзе политика ставит на малый и средний бизнес, то это идет вразрез с общей экономической и предпринимательской политикой Европейского союза.

Думаю, что лидеры европейских стран в зависимости от вовлеченности в торговые отношения с Россией, испытывают давление бизнеса, и между лидерами в зависимости от давления бизнеса, тоже происходят разногласия. Напряжение возрастает, это тупиковый путь.

— Убытки составляют миллиарды, а компенсационный фонд всего 420 миллионов евро. Как будут выходить из ситуации?

— Будут выходить из ситуации в зависимости от того, насколько европейские политики могут на уровне Брюсселя представлять свои интересы и доказывать необходимость их компенсации.

То есть, предположим, страны Восточной Европы, в частности, Болгария и Румыния, вследствие слабости своих политиков, не умеют хорошо защищать интересы своего бизнеса и своей страны на общеевропейском уровне, поэтому они получат меньше, хотя они терпят убытки больше, чем другие страны.

Страны, которые защищают свои права, получают больше из этих дотаций. Но в любом случае того количества, которое выделил бы Европейский союз для поддержания и возмещения убытков, не хватит на всех.

Даже если кто-то получит в достаточном количестве, это все равно бьет по внешнеэкономическим связям напрямую, потому что убытки покрыть можно, но бизнес восстановить не просто. В дальнейшей перспективе убытков может быть гораздо больше, и покрыть их уже будет невозможно, потому что внешнеэкономические связи будут разрушены, рынки российские будут переориентированы на Латинскую Америку, на Азиатские рынки.

Никакие деньги не смогут изменить ситуацию с раскладом в бизнесе, потому что все это не просто.

— В каком случае речь может пойти о выходе страны из Евросоюза в контексте украинских событий и обострения отношений с Россией? Например, если Россия прекратит поставлять газ? Почему бы не пойти на это? Это крайне невыгодно?

— С экономической точки зрения это невыгодно, но у малых стран есть большая проблема, они не могут самостоятельно существовать. Оборонная система, экономические связи — все требует налаживания определенных взаимоотношений с более сильными, более богатыми государствами, не говоря уже о географическом положении и общих оборонных вопросах.

С экономической точки зрения, конечно, это может быть невыгодно, но ни одна страна, вступившая в Европейский союз, из него не выйдет, несмотря на то, что механизм предусмотрен. И отмечу, что вступление было связано не столько с экономическими потребностями страны, сколько с психологическими, культурными и военно-политическими.

Если мы говорим про малые страны, которые сами существовать не могут, то, даже участвуя в санкциях, они смогут переориентировать свою экономику.

На Западе раскручивается пропагандистская машина, согласно которой Россия выступает как агрессор в ситуации с Украиной. Естественно, там существует большой страх в том, что Россия может направить свои силы по возвращению этих постсоветских стран и восстановлению этого советского блока.

Здесь очень много проблем гораздо большего порядка, не только экономических, которые не позволят ни одной стране назад повернуть от Европейского союза. Пример, конечно, Молдавия, которая терпит самые большие убытки от санкций. Перспектив в Европейском союзе у нее никаких, но они подписали 27 июня соглашение об ассоциированном членстве, а уже в июле появился парламент.

То есть такая спешка говорит о том, что правящие круги Молдавии бегут от перспективы восстановления авторитета России на их территории, несмотря на мнение многих молдаван, которые не согласны с этим решением.

Россия предлагала Молдавии, прежде чем подписывать соглашения об ассоциации с ЕС, поработать в комитете Молдавия-Россия, чтобы они видели, что теряют, и что приобретают. Молдавия на это не пошла, несмотря на все экономические последствия, хотела вступить в ЕС. И это проблема всех малых стран.

— Читатели Pravda.Ru интересуются, в каких странах недовольство особенно сильно на уровне правительства?

— Я занимаюсь проблемами Молдавии, Болгарии, Румынии, проблемой Приднестровья и могу отвечать за них, что на уровне правительственных кругов оппозиция не выступает как пророссийский сторонник.

Если мы говорим про Молдавию, то ее Коммунистическая партия показала, что не является таким уж ярым оппонентом основному европейскому направлению. Они за связи с Россией, но в европейском контексте.

Проблема Болгарии, Молдавии, Румынии в том, что политическая система у них находится в кризисе, а альтернативы европейскому пути у них в политических кругах нет, несмотря на все проблемы.

Недовольство растет, но недовольство экономическое бизнеса и общественности. Они требуют от политиков урегулировать отношения с Россией, поступать с российским руководством так, чтобы это не било по экономике.

При этом мыслей о разрыве с ЕС даже в широкой недовольной общественности нет. Судя по тому, что происходит, по запросам, такого нет, альтернатива в правящих кругах Европейскому союзу тоже отсутствует.

Читайте также:

Юлий Нисневич: Евросоюз знает, где купить газ, если не будет российского

Петр Искендеров: Санкционная война может закончиться через три месяца

Валерий Островский: В Европе очень сильны антисанкционные настроения

Евросоюз: Чем Украина хуже Албании

Читайте последние новости о санкциях против России на сегодня, 20 августа 2014 года.

Обсудить