США работают над созданием вертолета третьего поколения

США готовят вертолетного монстра

Командование вооруженных сил США взялось за создание вертолета "третьего поколения", для чего проводит тендер на его разработку. Одна из моделей будет представлена уже в 2017 году. Однако настоящего вертолетного монстра Штаты планируют создать к 2030 году. Это будет мультикоптер, который сейчас можно увидеть только в фантастических фильмах.

Известно, что этот первый вертолет Мамфорда имел шестилопастный воздушный винт с лопастями длиной 7,6 метров, но вот мощность его двигателя составляла всего лишь 25 лошадиных сил. Интересно, что вертолет был собран из бамбука, и только позднее выполнен из металла — удел многих новаторов делать свои машины из всего, что у них под рукой. В 1912 году пилот смог поднять машину на высоту всего в три метра и немного на ней повисеть. Так что очевидно — прогресс в этой области в те годы не спешил.

Еще двенадцать лет понадобилось на то, чтобы в 1924 году Эмихен смог пролететь в 360 метров в горизонтальном полете на вертолете с четырьмя лопастями и с двигателем в 180 лошадиных сил. Между прочим, это был первый вертолетный рекорд, признанный Международной ассоциацией аэронавтики. Так что в этом году вертолетчики вполне могут отметить это событие как своеобразный юбилей.

Затем, уже в годы Второй мировой войны, у немцев и американцев появились первые серийные вертолеты. А уже в годы войны в Корее именно благодаря вертолетам — как это очень хорошо показано в забавном телесериале "Чертова служба в госпитале МЭШ", удалось спасти жизнь многим солдатам и офицерам американской армии. С тех пор вертолет повсеместно превратился в "рабочую лошадку", в том числе и армейскую.

А вот превратиться в полноценную боевую машину ему до сих пор мешал недостаток в скорости. Ведь если вертикально вверх вертолет поднимается за счет воздушного винта с лопастями большого диаметра, то в горизонтальном полете толкаться ему просто нечем! Конструкторы придумали наклонять ось вращения винта, чтобы поток воздуха от него еще и толкал машину вперед.

Читайте также: Первая мировая стала революцией в артиллерии

Однако высокую скорость таким образом получить невозможно. Кроме того с одним горизонтальным винтом вертолет испытал все прелести закона "действие равно противодействию". Поэтому, чтобы он не крутился в сторону противоположную его вращению, его пришлось оснащать винтом меньшего диаметра на длинной хвостовой балке. Два винта один над другим — соосная схема, проблему эту вроде бы решили, но вот как при этом разгоняться вперед?!

В 1967 году в США были начаты испытания высокоскоростного ударного вертолета АН-56 "Шайен", созданного фирмой Lockheed. Планировался он как машина сопровождения для транспортных вертолетов армейской авиации, но из-за сложностей практической реализации и заложенных в него амбициозных требований проект был закрыт в 1972 году, хотя 10 опытных вертолетов все же построили.

Дело в том, что машина получилась по тому времени очень уж сложной. Помимо подъемного винта он имел еще и крылья малого размаха, убирающиеся шасси, хвостовой винт, компенсирующий реактивный момент несущего винта, плюс трехлопастный воздушный толкающий винт на самом хвосте машины. Вон он-то и создавал дополнительную тягу, обеспечивавшую высокую скорость полета.

И вот с ним-то "Шайен" и сумел развить непревзойденную дотоле скорость у земли — 407 км/ч. Как боевая машина оснащался 30-мм пушкой, гранатометом или пулеметом в носовой турели, противотанковыми ракетами и ракетами "воздух-земля" на подкрыльевых пусковых направляющих. Но при всех этих вроде подкупающих достоинствах, высокая сложность его погубила, и армейцы остановили свой выбор на машинах попроще, хотя и не таких скоростных.

Однако время пришло и для них. Наверное, все видели кадры кинохроники, снятые на Украине, на которых показывается, как украинские боевые вертолеты Ми-24 проносятся низко над землей и вроде бы даже достаточно быстро. Но именно вроде… Реально времени достаточно для применения по ним самого различного зенитного вооружения, а на относительно небольшой высоте по современным вертолетам отлично "работают" даже 23-мм зенитные пушки! То есть старая ковбойская поговорка "кто ездит быстро, тот долго и живет" в данном случае оправдывается целиком и полностью.

Поэтому вряд ли стоит удивляться, что в концепции вертолета третьего поколения доминирует такой показатель, как высокая средняя скорость. Больше скорость — меньше время пребывания под огнем противника. Пока командование армии США выбрало две компании, которые будут заниматься разработкой этой перспективной многофункциональной винтокрылой машины — но пока что всего лишь на уровне так называемого "демонстратора технологий". Как сообщает справочник Jane's, компании были выбраны по итогам тендера JMR-TD, проводившегося с 2013 года, и хотя подробности пока что еще не разглашаются, итоги тендера уже было сообщено, что его итоги будут обнародованы в конце августа — начале сентября этого года. Однако и того, что известно вполне достаточно именно для такого вывода — скорость будет являться приоритетным показателем этой машины, хотя простоту и технологичность, естественно, также никто не отменял!

Читайте также: Мировой океан бороздят подлодки-мясорубки

Согласно действующим планам командования армии США, первый полет новой машины должен состояться в 2017 году. Ну, а позднее военные намерены объявить уже следующий тендер на разработку "винтокрылой машины будущего", которую планируется принять на вооружение к середине 2030-х. Четкие требования к этому летательному аппарату пока еще не определены, поэтому его участники смогут предложить различные компоновки машины, начиная от классической схемы и вплоть до многовинтового мультикоптера из кинофантастики.

Пока лишь известно, что консорциум Boeing/Sikorsky предложил армии США высокоскоростной вертолет JMR-TD на базе ранее разработанного опытного X2. "Демонстратор технологий" планируется построить по соосной схеме с толкающим винтом. Эта схема широко применяется на отечественных вертолетах фирмы Камова и выгодна тем, что хвостовой подруливающий винт ей не нужен: два винта один над другим (вращающиеся в разные стороны) взаимно гасят реактивный момент.

Сообщается, что этот вертолет сможет совершать полеты на крейсерской скорости 425 километров в час, то есть будет намного более скоростным, чем даже считавшийся когда-то скоростным "Шайен". Фирмы AVX Aircraft предложила военным вертолет AVX JMR. Эта машина также будет построена по соосной схеме, но при этом иметь еще и два толкающих вентилятора в хвостовой части. Скорость этой машины будет еще выше: она сможет совершать полеты на крейсерской скорости 430 узлов (796,4 километра в час).

В свою очередь, Bell Helicopter предложила армии США конвертоплан V-280 Valor. Данная машина сможет совершать полеты на крейсерской скорости в 518,6 километра в час, а ее боевой радиус может составить до 1481 километра при перегоночной дальности до 3,9 тысячи километров. Отличительной чертой V-280 станут неподвижные двигатели, которые не будут отклоняться (угол будут менять только плоскости вращения воздушных винтов), и необычное V-образное хвостовое оперение. Какую именно машину намерена представить компания Karem Aircraft, пока что еще неизвестно.

Читайте также: Немецкая самоходка выходит на шоссе

Как бы там ни было, сегодня очевидны две вещи: первая — соосная система в глазах американских авиаконструкторов выглядит намного более привлекательной, нежели традиционная с подруливающим задним винтом, и вторая — повышение скорости вертолета любыми средствами — вот та задача, которая ставится при конструировании перспективных винтовых машин во главу угла!

Автор Вячеслав Шпаковский
Вячеслав Шпаковский — журналист, писатель, внештатный корреспондент Правды.Ру