Чем Донбасс отличается от Южной Осетии?

Отмечая шестую годовщину начала войны в Южной Осетии невольно проводятся параллели с войной на Донбассе. Тогда Россия заступилась за южноосетинский народ и начала операцию по принуждению Грузии к миру. Почему этого сейчас не делается на Донбассе? Как оценивают ситуацию в Новороссии в ЮО, Абхазии, Приднестровье? Просматривается самый главный фактор жизнеспособности самопровозглашенных республик — это позиция населения.

По первому вопросу сразу напрашивается вывод, что Саакашвили расстрелял из "Града" российских миротворцев с мандатами ООН. Поэтому у России были на вторжение сильные международные правовые аргументы. Потом, Южная Осетия, по сути, была российской территорией еще до войны. "Значит, во-первых, наши граждане имели российское гражданство, во-вторых, на территории Южной Осетии действовали законы РФ и, в-третьих, Южная Осетия никогда не отказывалась от рубля, — сказал Pravda.Ru независимый политолог Илья Плиев. — У нас все 20 лет, начиная с 1992 года, единственной валютой был российский рубль". Всех этих вводных на Украине нет. И нет самого главного фактора — безоговорочной пророссийской позиции населения, как это было во всех перечисленных самопровозглашенных республиках.

Читайте специальный сюжет Pravda.Ru Донбасс глазами Южной Осетии

"Я понимаю то, что там сейчас происходит, и мы в Абхазии пережили эти ужасы осенью 1992 года, когда фактически безоружные наши ополченцы остановили хорошо вооруженные грузинские банды, тоже, кстати, была национальная гвардия, вновь созданная. А здесь я наблюдаю то же самое. Сейчас главная задача у ополченцев - получить в той или иной форме поддержку населения, твердый фронт, границу, в пределах которой они полностью контролируют ситуацию. В настоящее время я такого не наблюдаю. Пока нельзя сказать, что они полностью контролируют даже Донецк", — сказал Pravda.Ru президент Фонда содействия развитию Республики Абхазия Виталий Лабахуа.

Но Россия не спешит признавать и Приднестровье, где российские миротворцы есть, действуют российские законы, паспорта, рубль и население безоговорочно поддерживает РФ. Почему Россия так избирательна в своих предпочтениях? Удивительно, но все опрошенные Pravda.Ru эксперты в самопровозглашенных республиках затруднились ответить на этот вопрос. "Сложно сказать. В августе 2008 года сложилась такая геополитическая реальность, что нужно было решать вопрос относительно Абхазии и Южной Осетии кардинально, — сказал Pravda.Ru Инал Хашиг, главный редактор абхазской газеты "Чегемская правда". Понятно, что Грузия не собиралась решать конфликт путем переговоров, и эта война была бы перманентной. Чего не скажешь в отношении Приднестровья. А Карабах - это еще более запутанная вещь, там слишком все сложно. Карабах даже Армения не спешит признавать".

Читайте также: Игорь Небейголова: Украина не столько прозападная, сколько антироссийская

По мнению российского политолога Бориса Межуева, признание сейчас Новороссии в одностороннем порядке невозможно для России. "России это было довольно сложно сделать и с учетом давления партнеров по Евразийскому союзу — Белоруссии и Казахстана. Нет у России по этому вопросу поддержки Китая и стран БРИКС", — считает эксперт. Хочется спросить, разве БРИКС и Назарбаев с Лукашенко защитят Россию от бандитов Коломойского, когда они подавят Новороссию и ринутся мстить москалям?

Если признание сегодня невозможно, то каковы шансы ДНР и ЛНР на выживание? "Пока я оцениваю эти шансы невысоко, в силу того, что, к сожалению, республики после провозглашения собственной независимости, суверенитета не пошли дальше. До сих пор там не сформировались нормальные органы власти, юстиции, правопорядка. Пока идет фактически защита от агрессии со стороны националистически настроенных сторонников Майдана. Защищаться можно достаточно долго, но защита не приводит к победе. Чтобы победить, нужно что-то большее, чем просто отражать атаки националистов" — сказал Виталий Лабахуа.

"Достаточно высокие. Есть у них шансы. И неплохие. Главное, использовать тот резерв, который у них есть. Он еще не использован, — сказал Pravda.Ru Игорь Небейголова, атаман Черноморского казачьего войска из Приднестровья. - Им необходимо сейчас, я думаю, национализировать те предприятия, которые есть, потому что договориться с нынешними олигархами на Украине, которые и развязали эту войну для того, чтобы переделать собственность, перехватить друг у друга власть, не удастся. Так было и у нас в 90-х годах, предприятия не подчинялись тогда Приднестровской Молдавский республике, мы им сказали: "Ну, хочешь, пожалуйста, уезжай, но предприятие ты же не заберешь отсюда". Так, наверное, и у них можно было бы сделать, но сегодня у них идет активная фаза боевых действий. Я не думаю, что сегодня это реально сделать".

Читайте также: Виталий Лабахуа: России придется вмешаться в украинскую войну

"Там выиграет тот, кто обеспечит себе поддержку мирного населения в такой степени, чтобы это мирное население уже не на словах, а с оружием в руках защищало ту или иную сторону, — сказал Инал Плиев. - В 1991 году в связи с ослаблением России многие народы пожелали повернуться к ней спиной, начали говорить о независимости, суверенитете, но мы не видим, чтобы эти народы стали более счастливыми. Я говорю не только об экономическом благополучии, а просто об эмоциональном самочувствии".

"А осетинский народ выбрал путь (исключительно и только) сохранения и соблюдения тех обещаний, которые наши предки дали России еще в 1774 году. Народ Южной Осетии с колоссальными потерями, несмотря на посулы Грузии и западных государств, не изменил своего геополитического выбора и остался верен России", — сказал Инал Плиев.

Читайте также: Донбасс еще надеется на Россию

Будем надеяться, что осознание подобного выбора к народу Донбасса придет. А пока можно поддержать Новороссию нетривиальным ходом — создать аналог Восточного партнерства Евросоюза. В него могли бы войти непризнанные государства с целью их дальнейшей интеграции, считает политолог Борис Межуев. "В первую очередь, это Южная Осетия, Абхазия, Приднестровье, Новороссия. Если посмотреть шире — Нагорный Карабах, Косово и Северный Кипр, то есть территориальные образования Евразии, которые сейчас находятся в полупризнанном состоянии. Так они могли бы как-то найти себя, заручиться взаимным признанием и поддержкой. Тогда перед ООН могла быть заявлена реальная проблема, вызванная распадом СССР и не только и требующая правового осмысления. Правовым решением здесь может стать пакетное признание непризнанных государств в рамках какого-то объединения", — сказал эксперт.

Автор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить