Рекорд советской АПЛ так и не побит

Седьмого августа 1985 года был установлен абсолютный мировой рекорд по глубине погружения среди подлодок - 1027 метров. Советская АПЛ "Комсомолец", которая погрузилась на эту глубину, недолго прослужит флоту — через четыре года после этого рекорда она погибнет в Норвежском море. Рекорд, установленный "Комсомольцем", не побит до сих пор. В чем же секрет?

Pravda.Ru уже писала о трагической гибели этой субмарины, не будем лишний раз будоражить память. Вспомним только, что 7 апреля, день, когда она погибла, в России считается Днем памяти погибших подводников… Но вот о самой уникальной подлодке и об обстоятельствах того "вечного" рекорда рассказать надо.

Итак, К-278 "Комсомолец" — советская атомная подводная лодка так называемого третьего поколения, единственная лодка проекта 685 "Плавник". Вообще, задача создания глубоководной субмарины поставила перед учеными и конструкторами проблемы еще более сложные, чем, скажем, в авиации. Ведь вода в 800 раз плотнее воздуха, и давления на глубине отнюдь не шуточные. И корпус у этой лодки был титановый.

Командование ВМФ СССР выдало конструкторам тактико-техническое задание на создание опытной субмарины проекта 685 (шифр "Плавник") с предельной глубиной погружения в 2,5 раза больше, чем у других лодок, еще в 1966 году. Процесс проектирования закончился только в 1974 году. Применение титана позволило существенно уменьшить массу корпуса. Она составила всего 39 процентов от нормального водоизмещения, что не превышало соответствующий показатель других АПЛ при достижении значительно более высокой прочности.

Читайте также: Советский убийца американских авианосцев

Опыт, полученный при создании этой подводной лодки, предполагалось использовать для создания проекта глубоководных лодок, пригодных для серийной постройки. Однако лодка так и осталась в единственном экземпляре… Лодка, получившая индекс К-278, была заложена 22 апреля 1978 года, ее спуск на воду состоялся 3 июня 1983 года. В конце декабря того же года она вступила в строй.

Конструктивно лодка была двухкорпусной, одновальной. Из-за повышенной глубины погружения материалом прочного корпуса был выбран титановый сплав 48-Т с пределом тек. Легкий корпус также был выполнен из титановых сплавов и состоял из 10 бескингстонных цистерн главного балласта, носовой и кормовой оконечностей, проницаемых надстроек и ограждения выдвижных устройств.

Тщательно отработанные внешние обводы легкого корпуса снижали гидродинамическое сопротивление. Снаружи легкий корпус был облицован резиновым покрытием, повышающим скрытность корабля. Что интересно, испытание прочного корпуса подлодки производилось не внутренним, а внешним гидравлическим давлением, для чего был построен специальный стенд. Титан выдержал все испытания.

Эту лодку, кстати, оборудовали всплывающей спасательной камерой, вмещающей весь экипаж и рассчитанной на подъем с глубин до полутора километров, а в двух отсеках носовых сформировали так называемую зону спасения, ограниченную поперечными переборками, выдерживающими большое давление. Правда, 7 апреля 1989 года эта спасательная всплывающая камера так никого из экипажа и не спасла…

Прочный корпус лодки в средней части представлял собой цилиндр диаметром восемь метров, в оконечностях — усеченные конусы, заканчивавшиеся сферическими переборками. Для экстренного всплытия с больших глубин установили систему продувания одной из цистерн средней группы пороховыми газогенераторами. Наружный, также титановый корпус, состоял из 10 безкингстонных цистерн главного балласта.

Читайте также: Командир "Акулы" спас мир от катастрофы

Лодка служила не столько боевой единицей, сколько своеобразной базой для экспериментов в области глубоких погружений. Хотя наряду с участием в экспериментах лодка интенсивно использовалась и для учений флота и несения боевой службы, в частности участвовала в противолодочном охранении наших стратегических подводных лодок от, как тогда говорили, вероятного противника.

Автору этих строк довелось быть знакомым с капитаном 1-го ранга Юрием Зеленским — именно он командовал "Комсомольцем" во время того исторического глубоководного погружения на предельную глубину в 1027 метров. Юрий Александрович рассказывал о рекордном погружении не часто, но кое-какие подробности все-таки довелось от него услышать.

Например, о том, что на глубине 800 метров из торпедных аппаратов были произведены успешные выстрелы специальными болванками. Ранее на такой глубине никто не стрелял. Кстати, подводники убедились, что на такой глубине лодка была недостижима для других подводных лодок и остальных противолодочных средств, а также практически не фиксировалась гидроакустическими средствами обнаружения.

Когда лодка достигла предельной глубины, в седьмом отсеке раздался… выстрел! С таким звуком сорвало головку одного из болтов — давление воды на километровой глубине было таким огромным, что болт был словно разрезан ножницами. Двери некоторых кают и рубок заклинило, ведь под давлением воды обжало прочный корпус лодки.

Кстати, АПЛ К-278 носила имя "Комсомолец" лишь несколько месяцев — это имя было присвоено ей в октябре 1988 года, а 7 апреля года следующего она погибла… Увы, до сих пор главная тайна гибели уникальной лодки не раскрыта. Хотя официально озвученная версия, конечно, есть: в результате возникновения пожара в двух смежных отсеках были разрушены системы цистерн главного балласта, через которые произошло затопление лодки забортной водой.

Читайте также: Как "сумасшедший Иван" напугал Америку

Но вот дальнейшая оценка причин катастрофы в различных источниках значительно разнится — руководство ВМФ вовсю обвиняло в несовершенстве лодки конструкторов и судостроителей, а те, в свою очередь, заявляли о неумелых и порой даже безграмотных действиях экипажа. Как все было на самом деле, мы уже, наверное, не узнаем…

 

Автор Андрей Михайлов
Андрей Михайлов — офицер, журналист, собственный корреспондент Правды.Ру в Северо-Западном федеральном округе
Темы пожар
Обсудить