Польша собирается воевать против советских танков

Польские специалисты, сотрудники Совета по Совета по охране памяти борьбы и мученичества и юристы настаивают на пересмотре некоторых пунктов польско-российского договора о памятниках. 

Основная его часть - это договор между правительством Польши и правительством Российской Федерации о захоронениях и местах памяти жертв войн и репрессий от 22 февраля 1994 года - не вызывает особых нареканий. Проблемы у поляков начинаются тогда, когдаречь идет о памятниках и иных аналогичных местах.

Проблема касается в первую очередь мемориальных мест, на которые распространяется охрана такого высокого уровня, что органам местного самоуправления зачастую нелегко их ликвидировать, а при таком желании с их стороны из России начинают звучать голоса возмущения и обвинения в нарушении двустороннего договора. В перечень попали все, даже самые незначительные объекты, увековечивающие память советских солдат, так называемые памятники благодарности и даже монументы в виде танков.

Официальный перечень был создан на основе материалов, которыми располагает Историко-мемориальный отдел при посольстве России в Варшаве, а также картотеки Совета охраны памяти борьбы и мученичества. Любопытно, что составлен он преимущественно на русском языке. В нем перечислено 561 мемориальное место, к которым, в первую очередь, относятся памятники: 415 (в основном, «памятники благодарности» или «братства»).

Число памятников благодарности изучала недавно Доминика Чарнецка (Dominika Czarnecka). «Таких объектов было у нас возведено определенно более 470, подсчитала историк в ходе недавнего круглого стола в Институте национальной памяти, посвященного сохранившимся монументам времен ПНР. - После 1989 года в отношении памятников благодарности принимались разные решения, примерно 30% (около 150) этих объектов были полностью демонтированы, некоторые были перенесены на кладбища, другие - в музеи. Бывали ситуации, что монументы оставались в публичном пространстве, но были лишены тоталитарной символики - серпа и молота или красной звезды - иногда менялся текст надписи. У более 40 монументов полностью изменили названия и оформление». 

Помимо этого в перечень внесено 77 обелисков, 40 мемориальных досок, а также «23 вида различных образцов боевой техники», в основном, танков. Больше всего такого рода мемориальных мест находится в Поморском регионе и в Силезии, в основном, в крупных городах.

Представители Совета по охране памяти борьбы и мученичества подчеркивают, что договор следовало бы пересмотреть. «Договоры всегда можно пересмотреть, всегда можно расторгнуть», - подчеркивает Мушинский.

Речь идет о демонтаже многих советских памятных мест, с заявками на который обращаются локальные власти. «С точки зрения договора для демонтажа памятника согласие противоположной стороны не требуется», - указывает Кароль Карский. Однако когда появляются такие заявки, российская сторона либо протестует, либо не высказывает официальной позиции. Совет по охране памяти борьбы и мученичества обычно ждет ответа полгода.

«Из духа закона следует, что существует требование информирования, но нет требования бесконечного ожидания, можно определить срок, который представляется на ответ. Однако позиция противоположной стороны ни чему не обязывает. В отличие от вопроса захоронений, по поводу памятников в договоре обязанность проведения консультаций не записана», - говорит наш собеседник.

Карский добавляет, что в договоре есть положение о возможности в случае «крайней необходимости» ликвидировать даже кладбище, памятников это касается тоже. «Памятники можно сносить в одностороннем порядке. Консультации для согласования необходимы только при смене места размещения монумента», - подчеркивает он.

Читайте также:

"Европа должна помнить, кто обеспечил ей мир"

Суд после трех лет тяжбы постановил оставить крест на мемориале 9/11 в Нью-Йорке

Неизвестные провокаторы испортили памятник Независимости Украины в Харькове

Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить