Кому выгодна украинская Руина

Мамаши кураж украинской бойни ликуют

США обвиняют Россию в развязывании конфликта на Украине. Давайте взглянем на происходящую там трагедию не через замутненные геополитические очки или искаженную призму предвзятости, а попытаемся разобраться по существу. Может, имеет смысл поближе посмотреть, а кому все-таки выгодна новая украинская Руина, кто наживается на людских несчастьях.

Руина, или разруха, — это период в истории Войска Запорожского между 1657-м и 1687-м годами, который на деле был гражданской войной. Выяснить степень той разрухи не представляется возможным. Скажем, очень долгое время считалось, что Тридцатилетняя война в Европе, кстати, произошедшая немногим ранее Руины (с 1618-го по 1648 год), нанесла колоссальный экономический вред германским княжествам. Население страны сократилось на три четверти. И только в первой половине прошлого века историки убедились в ненадежности источников того времени. В частности, в перечне ущерба, нанесенного Германии и представленного шведскому правительству, данные о разрушенных деревнях в некоторых районах превышали их общее количество, известное до военных действий.

В любом случае, война уничтожает материальные ценности, и на ней гибнут люди.

"Все-таки вы не убедите меня, что война — это дерьмо", — говорила небезызвестная брехтовская маркитантка. Мамаша Кураж кормится войной, а войне платить оброк не хочет. Представляется, что и в нынешней ситуации ничего не изменилось, как не изменилась сама человеческая природа. И есть люди, для которых война — это благо. Видимо, они заинтересованы в подобных конфликтах.

Pravda.Ru обратилась к экспертам, которые позволили взглянуть на ситуацию с разных точек зрения. Можно сказать, как с практической стороны, так и с теоретической.

Чтобы найти преступника, юристы древнего Рима задавались вопросом Cui prodest — "Кому выгодно?" Уже в ХХ веке появился афоризм: у каждого преступления есть имя. Возможно назвать людей или группу лиц, кому выгоден конфликт на Украине?

Первым откликнулся заместитель директора Института международных исследований, дипломат, политолог, историк, публицист МГИМО Виктор Мизин: "Я могу начать с того, кому он, прежде всего, не выгоден — России. Не говорю уже об экономике, но чисто политически Россию сейчас везде выставили агрессором, у которого агрессивность и империализм в генах. Такого не было даже и в 1970-х годах. Надо ли это Украине? Кому-то на Украине, наверное. По личному наблюдению могу сказать, что очень большая часть Украины, может быть, наивно подумала, что они могут жить по-европейски. Что с распростертыми объятиями их ждут в Европе. Что отменят визы и начнется всеобщее счастье. Что гастарбайтеры будут ездить не в Москву и Петербург, а куда-нибудь в Португалию, Испанию, Англию. На Украине произошла настоящая классовая война, когда пролетарии Донецка и Луганска схлестнулись с крестьянами из Западной Украины. С крестьянами с гор, с интеллигенцией, мелким и средним бизнесом из Центральной Украины. Вспомним, что Украина — это лоскутное образование, созданное большевиками".

Россия, как это неоднократно подчеркивалось ее руководством, не является стороной конфликта и, как видим, он не играет ей на руку. Но есть еще один "третий радующийся" — соседняя с нами Европа. Как быть с ее выгодами?

"Я не думаю, — отвечает Виктор Мизин, — потому что это показывает слабость Европы и ее зависимость от американцев. Даже если она будет сопротивляться и не вводить те жесткие санкции, которые хотели бы американцы, все равно идет большая критика, что Европа выступает, чуть ли не каким-то агентом США и во вред своим экономическим интересам. Да, мы знаем, что только в одной Германии шесть тысяч фирм и 350 тысяч рабочих мест завязано на контракты с Россией. Понятно, что если даже Россия не будет адекватно отвечать, как вчера сказал Лавров, глаз за глаз, зуб за зуб, все равно, последствия будут очень сильные".

По мнению российского дипломата, война на Украине выгодна "США, потому что у администрации Обамы одно фиаско за другим, начиная с Афганистана. Ближний Восток, там американцы просто не знают, что делать и как реагировать, получается, я не побоюсь этого слова, идиотская ситуация: им приходится чуть ли не поддерживать духовных братьев тех террористов, которые взрывали башни-небоскребы в США. Им необходим какой-то успех".

Виктор Мизин: Кроме Америки, война на Украине выгодна Польше

Еще один собеседник "Правды.Ру" директор Центра разработок глобальной политики Сергей Городников полагает: "Люди хотят жить так, как им велит их культура, их миропонимание. На Востоке люди высказались совершенно определенно: они хотят оставаться в том цивилизованном пространстве, которое создавалось русским Московским государством. Получается, что выгодно (если уж рассуждать, кому выгодно) и тем, кто провозгласил независимость, и тем, кто отказывается ее признать. Этот тезис — кому выгодно — он очень сложный. Потому что здесь идет столкновение цивилизационных и экономических интересов. И этот конфликт между восточной частью Украины и западной ее частью предсказывали довольно давно".

Сергей Городников: Война на Украине выгодна обеим сторонам

При этом Сергей Городников уверен, что украинский "конфликт более сложный, чем цивилизационный. Цивилизационный — это уход от некоторых конкретных экономических интересов. Конфликт идет между средневековым земледельческим образом мышления, образом представления об окружающем мире и урбанизированным (городским) индустриальным. Урбанизированный, индустриальный — это русская часть Украины. Юго-восток Украины. Он мыслит уже категориями урбанизированного представления о своих интересах и своем развитии. Вы обратите внимание, что большая часть всей истерики по поводу голодомора исходила от выходцев из крестьянской среды. По сути дела, голодомор — это было раскрестьянивание. То, что в Европе происходило на четыре века раньше, в эпоху протестантской реформации, раскрестьянивание сознания культуры определенной части Европы, наиболее развитой части Европы. И контрреформация — это та часть Европы, которая была наименее развита и сохраняла крестьянский образ жизни".

Это эпоха Тридцатилетней войны, описанная в романе Гриммельсгаузена "Симплициссимус" и пьесе Брехта "Мамаша Кураж и ее дети".

"Советский режим — это была та же самая буржуазная протестантская реформация, только в новых обстоятельствах, когда в экономике уже господствовали индустриальные производственные отношения. В эпоху Сталина произошло мощнейшее раскрестьянивание. Я считаю, что это управляемое раскрестьянивание коммунистическим режимом проходило с меньшими жертвами, с меньшими потрясениями, чем это было осуществлено в Европе в эпоху протестантской реформации", — продолжает Сергей Городовников.

В настоящее время Украина переживает тот же конфликт, утверждает директор Центра разработок глобальной политики, "то есть украинская культура, украинская психология, украинское мышление — это крестьянское средневековое мышление и крестьянская культура".

Пока Украина продолжала жить по стародавним понятиям, Россия уже после эпохи Петра переживала первый опыт раскрестьянивания. Появилась первая городская культура, первоначально дворянская. "На Украине всего этого не было, — подчеркивает Сергей Городников. — Это единственная республика, которая не развивалась фактически после распада Советского Союза. Она имела до распада колоссальные преимущества перед всеми остальными республиками, а 23 года стоит на месте. Нулевой, по данным Международного валютного фонда, ВВП за 23 года. Такого в мире, наверное, больше нигде нет".

Сергей Городников полагает, что процесс украинизации населения на постсоветской Украине неуклонно вел страну к пропасти — к деиндустриализации и к деурбанизации. Собственно говоря, ученый и предсказывал именно такое развитие событий еще 23 года назад. После развала Советского Союза.

"В последнее время об этом многие стали уже говорить, — с удовлетворением отмечает Сергей Городников. — Меня это радует. Даже кто-то высказался, что начавшаяся на Украине нынешняя война — это последняя крестьянская война в Европе. Последнее крестьянское средневековое сознание, которое восстало против урбанизации. Говорить о том, кому это выгодно, очень сложно. Там идет борьба за свое будущее. Если победит украинизация, то страна погрузится в страшную средневековую дикость. Она сможет жить только сельским хозяйством. Там все вернется к сельскому хозяйству. А так как в современном мире 40 миллионов сельским хозяйством не могут жить на такой территории, там произойдет колоссальная депопуляция. На порядок может уменьшиться численность населения. Потому что все разбегутся. Либо там произойдет русская урбанизация. Победит Юго-Восток, который вернет территорию, называемую нами Украиной, на путь русской индустриальной урбанизации, и даст уже новый толчок к развитию урбанизированной экономики, и выведет страну из хаоса и кризиса. Поэтому говорить, кому выгодно, здесь очень сложно. Просто есть те, кто пользуется этим обстоятельством. То есть, с одной стороны, Соединенные Штаты стремятся воспользоваться, Европа стремится воспользоваться в своих интересах".

О любой войне, даже о гражданской, можно сказать: кому война, а кому мать родна. Помимо заинтересованных в разжигании конфликта, в расколе Украины на две части, о чем вы говорили, и нестабильности на границах России, появляются те, кто паразитирует и наживается на этой войне. Кто они?

"Запад, как осьминог, будет втягивать экономическими щупальцами Украину в свое лоно. Понятно, что никому там украинские металлы и пшеница не нужны, она будет сама себя кормить и служить рынком, прежде всего, для западно-европейских товаров. Уже появились сообщения, что ряд американских компаний очень заинтересованы в покупке каких-то украинских заводов, цена которых дальше только будет падать в условиях войны и социально-экономического кризиса, если не политического. Вот кому это выгодно", — полагает Виктор Мизин.

"На востоке Украины сейчас возникли два четко различимых мира. Восток Украины, где идет процесс, который приобретает антиолигархический, демократический характер, и Киев, где власть захватили олигархи, в общем и целом превращающие носителей крестьянского сознания, по сути дела, в люмпенов", — рассуждает Сергей Городников.

Собеседник Pravda. Ru Виктор Мизин обращает внимание на такой аспект этого противостояния: "На Украине всегда была проблема с наркотиками, особенно в восточных регионах. Не дай Бог, если окончательно произойдет разрыв в политическом плане между Москвой и Киевом, то это будет только хуже для Украины, поскольку опыта и сил там меньше. Наркомания — это такая проблема, как международный терроризм, для решения которой необходимо международное сотрудничество".

Читайте также:

Война на Украине — "священная корова" США

Украина: Маховик насилия раскручен

Страшные тайны Одесской хатыни скрыты

Автор Игорь Буккер
Игорь Буккер — журналист, очеркист *
Куратор Людмила Айвар
Людмила Áйвар — российский юрист, общественный деятель *
Обсудить