Оригинальные идеи создания боевой бронетанковой техники

"Колхозный" тюнинг для украинских танков

Насколько высока боеспособность украинской армии? Вполне определенное мнение уже сложилось: хороша против мирных граждан, а в серьезных боестолкновениях малопрофессиональна и труслива. К тому же незалежные вояки имеют привычку "тюнинговать" устаревшую бронетехнику в стиле, который принято называть "колхозным". Что из этого в итоге получается?

Известно, что боевая бронетанковая техника это единство огня, брони и маневра. Создать образец такой техники — исключительно сложная инженерная задача. С 1916 года, то есть когда на поля сражений Первой мировой войны вышли танки, конструкторы самых разных стран мира решали эту задачу по-разному, кто как. Кто-то больше доверял практике — то есть сначала мастерил, потом смотрел, что вышло, кто-то умел чертить и знал сопромат и тогда сначала чертил, рассчитывал, а затем уже воплощал свои идеи в металле. Причем все это, так или иначе, записывалось, то есть опыт предшественников становился достоянием потомков.

Иногда появлялись оригинальные идеи, но они отвергались, так как уровень технологии не был так высок, как хотелось бы их создателям. Например, наш советский инженер Д. Палийчук из Одессы придумал "динамо-реактивную броню" в конце 20-х годов, но… идею благополучно отклонили, поскольку ну как же это можно обкладывать свой собственный корабль (и танк) зарядами взрывчатки? Вернулись к ней уже в 1982 году и с тех пор активно используют — "идея дозрела". Американский инженер У. Кристи придумал в начале 30-х "летающий танк", попавший даже на обложки многих журналов, но реально в воздух так и не поднявшийся!

Многое решалось, так сказать, "смекалкой трудящихся масс". Например, в годы Гражданской войны в Испании нехватка бронетехники и наличие промышленной базы у республиканцев, что они в массовом количестве начали строить бронеавтомобили "из всего, что под руками". Там, где имелись цистерны, их резали на куски и делали из них машины-колобки, со всех сторон закругленные и "зализанные". Зачем? А для того, "чтобы пули отскакивали". Некоторые из этих машин-монстров просто поражают, благо фотографий их до наших дней сохранилось изрядное количество.

Читайте также: Морпехов США снабдили "Дубинкой" и "Шершнем"

Поскольку пулестойких шин они не имели, на некоторых машинах придумали закрывать колеса экранами из цепей. Насколько это помогало, сейчас уже и не скажешь, но идея использовать цепи в качестве броневой защиты у кого-то, видно, в памяти осталась. Потому, что когда началась Вторая мировая война и против немецких танков наши войска начали применять собак с зарядами взрывчатки на спине, эта идея была реанимирована. Собак учили пробегать под танком, после чего они взрывались вместе с ним, ну, а экран из цепей в этом им препятствовал. За препятствия они особенно не цеплялись, а если такое и случалось, то одну две-три цепи танк вполне мог и оборвать!

Затем опять же немцы опробовали на своих танках бортовые экраны из сетки и тонких броневых листов, которые должны были по идее их защищать от кумулятивных гранат и пуль советских противотанковых ружей. Экраны эти доставляли танкистам немало хлопот. Они срывались, когда машина задевала за препятствие, ухудшали обзор, и могли даже заклинить гусеницу. А вот как они защищали? Установить это помогли исследования, проведенные в том 1945 году нашими военными специалистами на наших же советских и немецких трофейных танках. Дело в том, что — и об этом кто только уже не писал, — когда в конце войны наши танкисты столкнулись с немецкими фауст-патронами, они по примеру тех же немцев принялись наваривать на свои машины и кроватные сетки и различные решетки — лишь бы отдалить расстояние подрыва кумулятивной гранаты от брони.

И вот что показали исследования: все эти эрзац-экраны цели не достигают! То есть броня (причем броня танковая!) все равно пробивается. Разница лишь в том, что "дырка" в некоторых случаях была меньше. Без экране порядка 80 мм, а с экраном около 30… Но для экипажа в танке это было небольшим утешением, вот почему после войны от этого пути отказались конструкторы всего мира.

Но вот сегодня мы получаем многочисленные фото с Украины, на которых хорошо видно, как подчиненные Киеву военные формирования наваривают на броню своих БТР "экраны" из металлических прутков, а под днищем между колесами зачем-то "занавеску" из цепей. Неужели ополченцы Новороссии дошли до того, чтобы применять против них "боевых собак" с зарядами взрывчатки на спине? Что-то не слышал об этом, хотя в принципе такое и возможно. Но если этого все-таки нет, то… значит, это делается на перспективу либо, как это уже отмечалось, это не что иное, как типичное ИБД!

Читайте также: Атомный "Жнец" поднимется в небеса

Что же касается всех этих бортовых решеток, то поскольку они сделаны из самой обыкновенной стали, то… про их эффективность можно и не говорить. Мне могут возразить, что есть же такие вот "решетки" и на наших российских танках и БТР, вот только вещи эти не сопоставимые. Так, если присмотреться, к фотографиям наших машин, то за сеткой видны навесные экраны как минимум из керамики или брони типа "чобхэм", они вкупе с сеткой как раз и срабатывают. Но только это совсем не то, что наваривают на свои БТР люди там, которые видимо, хоть и служат в армии, но очень отдаленно представляют себе пробивную мощь современных РПГ. В общем — чисто внешняя имитация без какого-либо понятия принципов работы.

Да, было так, что американцы наваривали на люки своих танков в тропиках Азии вертикально торчащие металлические штыри. Но… делали они это против конкретных японских магнитных мин, имевших кумулятивную боевую часть. И работало это "приспособление" только лишь против этого и никакого иного боеприпаса. Так же, как и "броня" из бальзовых досок, покрытых краской с песком. На них не прилипали магнитные мины, но больше ни от чего другого они не защищали! На Украине, насколько я знаю, тропиков нет, нет и японских магнитных мин на длинном шесте, чтобы ставить на броню такие приспособления. Такого, кроме Японии 1945 года, больше вообще нигде не было, так что все эти изыски, попросту говоря, бесполезны!

В общем, как ни считай, но такие вот "кустарные" решетки, в реальности остановят лишь около половины гранат, да и то, поражение БТР все равно при этом получит. А вот то, что весь этот "металлолом" серьезно перегружает БТР, почему-то никто не думает. Из-за этого механики-водители будут вынуждены проверять давление в шинах по нескольку раз за день, а первые же пробоины в шинах вызовут серьезное его падение маневренности.

То есть имитация решетчатого экрана для брони понятна. Ну, а зачем же все-таки цепи под носом? Для того же самого? У израильского танка "Меркава" сзади под башней есть точно такой же экран из цепей, причем на конце у них висят гири. И да — израильтяне знают толк в защите экипажа… Но зачем цепи ставить под нос?

Ну, а теперь подумаем о выводе из всего вышесказанного. То, что всего этого не знают украинские солдаты и всевозможные "добровольцы" из батальонов "Днепр" и "Азов" меня ничуть не удивляет. 80 процентов людей по закону Парето вообще мало что знают, ничего не читают. Но их командиры?! Ведь они-то уж чему-то учились? Они-то должны бы это знать? Есть же в Харькове предприятие мирового уровня, где родился и танк Т-34 и нынешний украинский Т-64, и неужто у тамошних специалистов нельзя было проконсультироваться и не заниматься не нужной работой? Или это способ занять руки, пустые мозги и придать этим воякам немного уверенности? Но только ведь когда эта "защита" не сработает, станет еще хуже, неужели это не понятно?

Читайте также: Что придет на смену новейшему эсминцу?

Дальше — больше! Появилось фото "самодельного" блок-поста в виде броневой коробки на колесах с башней от разведывательной машины БРДМ. Уж кто такое чудо там придумал, я не знаю, но только это не что иное, как передвижной… "гроб на колесах". Стенки вертикальные. Броня на них тонкая. Первая же кумулятивная граната их РПГ поджарит внутри всех, кто там находится! Опять же истории они, что ли не знают? Еще до Первой мировой войны немцы делали так называемые "коробки для пилюль" — броневые цилиндрические бронекорпуса с полусферической бронебашней наверху. Вооружались они пушкой, привозили их на позиции на колесах, где затем устанавливали в специально подготовленные бетонные казематы. То есть от прямого попадания в основание они были защищены бетоном изрядной толщины! К тому же обычно каретка устанавливалась в нише бетонного или земляного бруствера форта таким образом, чтобы над последним купол выступал только на 35 см. А тут идея самая простая — привезли, посреди дороги поставили — вот тебе и готовый блок-пост! Ха-ха!

То есть налицо непрофессионализм украинских военных даже в таких мелочах, а чего же тогда ждать от тамошних "отцов-командиров" по большому счету? Вот потому-то и говорят, что пустая голова шабала!

Автор Олег Шевченко
Олег Шевченко — журналист, филолог, внештатный корреспондент Правды.Ру