История освоения Русской Арктики

Неизвестные факты освоения Русской Арктики

Третьего июля 1648 года из устья Колымы вышли в море и повернули на восток семь кочей с экипажем из 90 человек. Возглавлял экспедицию торговец и промышленник Федот Алексеевич Попов. Историки уже почти не спорят, что Берингов пролив и проход из Северного Ледовитого океана в Тихий открыл именно Попов. Однако история забыла этого славного героя.

Увы, имя помора Федота Попова в истории освоения Русской Арктики звучит гораздо реже, чем имя казака Семена Дежнева. Наверное, были тому причины — все-таки Дежнев, в конце концов, и прожил дольше, чем Попов. Во время долгого плавания несколько кораблей экспедиции Попова погибли, а сам он будет сначала ранен в стычке с "чукочьими людьми", а позже на море его коч разнесло в шторм — так уверяют весьма немногочисленные исторические монографии на эту тему.

А Семен Дежнев все-таки более или менее благополучно завершил свое плавание, и весть об этом дошла до царя. Кроме того, Дежнев был, как бы сейчас сказали, непосредственным начальником Попова — ведь именно он как казак был назначен "сверху" ответственным сборщиком ясака (то есть подати, взимавшейся соболями) в тех далеких от Москвы краях.

Наверное, кто-то из "узкоспециализированных" профессиональных историков сможет найти и какие-то нестыковки в этом материале, и даже привести одним им известные тончайшие нюансы событий тех лет. Однако автор этих строк не ставит целью как бы документально переписать историю освоения Русской Арктики — хочется просто вспомнить незаслуженно подзабытые имена тех, кто действительно ее открывал.

Pravda.Ru уже посвящала этой тематике немало материалов в последние годы. Причем по вполне понятным причинам — будущее нашей в основном северной страны как раз за Арктикой. Так что не обессудьте, если что.

Читайте также: Десант в Арктике: На такое способны только русские

Сначала цитата из Большой Советской энциклопедии самого последнего издания, вышедшего накануне кончины СССР. Этот многотомник, по мнению практически всех ученых-историков, с кем мне довелось пообщаться во время подготовки этого материала, может служить примером непредвзятости и точности подачи информации: "Одним из важнейших этапов великих русских географических открытий XVII века явилось плавание русских казаков, промышленников и торговцев вокруг Чукотского полуострова, подтвердившее наличие морского прохода из Ледовитого моря в Восточный океан. Это выдающееся достижение связано с именами торговца Федота Алексеева Xолмогорца (Попова) и казака Семена Иванова Дежнева". Тут Холмогорец — прозвище Федота Попова, а Алексеев — отчество, если что…

Итак, Федот Попов (давайте его так называть, все-таки это ближе к современному восприятию старинных имен), как и многие тогда в Сибири, был с Русского Севера, из села Холмогоры. Скорее всего (судя по фамилии), был он из семьи священника и знал грамоту и счет, что вообще-то было нужно не столько для путешествий, сколько для торговли. Он был приказчиком крупных устюжских (или московских) купцов гостиной сотни Василия и Алексея Усовых.

У Усовых, торговавших в Сибири, были торговые агенты на Урале, в Мангазее, Енисейске, Якутске, Илиме, на Селенге, в Нерчинске и Китае, вплоть до Южного Китая. В 1630-х годах Василий Усов отправил "на разведку" в Сибирь из Великого Устюга двух приказчиков: холмогорца Федота Алексеева Попова и устюжанина Луку Васильева Сиверова, дав Попову, кроме товаров, денег 3500 рублей, что по тем временам было прямо-таки гигантской суммой — например, небольшое речное судно стоило пять рублей.

Как гласят исторические первоисточники, Федот Алексеев (по нынешнему — Алексеевич) шел на реку Оленек с большим количеством товаров, надеясь на длительные соболиные промыслы и торговлю. Он взял с собой 700 пудов ржаной муки, 100 аршин холста и других товаров. Дела на реке Оленек шли плохо, в 1644 году местные эвенки (тунгусы) восстали и вытеснили русских коммерсантов из лесов, где водился соболь, в тундру.

Тогда Попов со сподвижниками двинулся на реки к востоку от Лены — Яну, Индигирку и Алазею, а в 1647 году появился на Колыме. Но и там уже были сильные конкуренты, правда, не местные племена, а приказчики других купцов. Пришлось искать альтернативу. В этой неблагоприятной обстановке Федот Алексеевич узнал о противоречивых слухах о реке Погыче-Анадыри, на которой еще не бывали русские. И он принял решение идти морем далее на восток, вплоть до устья этой загадочной реки.

Федот Попов и другие торговые и промышленные люди обратились к колымскому приказному человеку Гаврилову, чтобы он выбрал как бы официального руководителя похода, которым мог быть только служилый человек, и им стал как раз Семен Дежнев. По другому тогда и быть не могло, "чистым" торговцам, частному лицу, промышленнику, каковым и был Федот Попов, поручить такое государственное дело не могли. А Дежнев все-таки был казаком, то есть именно официальным служивым человеком.

Читайте также: США послали Канаду повоевать за Арктику

Чтобы сохранить первенство среди торговых людей, пожелавших идти с Дежневым, Федоту Алексееву пришлось увеличить свой отряд и вложить в предприятие еще большие средства. Это намного усилило экспедицию Дежнева и Попова, к ним пришло большое число опытных мореходов с прекрасными для того времени навигационными приборами.

Кроме Попова и Дежнева, в состав экспедиции входило шестьдесят два человека, в том числе двенадцать покручеников, не имевших собственного снаряжения и поэтому нанявшихся к Холмогорцу, и пятьдесят своеуженников -- промышленников, имевших свои капиталы и товары. Последние, по-видимому, выступали в роли пайщиков Федота Алексеевича, самого состоятельного среди них, внося свои доли в организацию экспедиции. Из наказной памяти видно, что Холмогорец был назначен целовальником, то есть получал официальный чин и принимал на себя некоторые обязанности перед властями. Это указывает на то, что частная экспедиция принимает до известной степени правительственный характер.

Отряд кочей вышел вниз по Колыме 20 июня 1648 года из Среднеколымска. А как раз 3 июля того же года негоцианты вышли в море. Кстати, совершенно разные первоисточники в один голос утверждают, что вместе с Федотом Поповым отправилась в плавание его жена, местная жительница, якутка, которую он очень любил. По всему выходит, что это самая первая в истории женщина, которая, несмотря на трудности, отправилась исследовать Русскую Арктику!

В проливе Лонга во время шторма о льды разбило два коча экспедиции Попова, команды высадились на берег и погибли: часть из них была убита коряками, а часть умерла от голода. Но в сообщениях Дежнева, кстати, об этом почти ничего нет, это историки восстановили уже потом, по разным отрывочным сведениям.

В начале сентября оставшиеся негоцианты экспедиции Попова они вошли в Берингов пролив. В проливе участники экспедиции видели или бывали на островах где жили "зубатые люди" — эскимосы, так их назвали из-за их украшений в губах. 20 сентября на берегу в стычке с чукчами или эскимосами Попов был ранен. А через несколько дней примерно, 1 октября, оставшиеся кочи Попова разбросало штормом, правда, кое-кто из его команды спасся, в частности, любимая жена. На этом закончилась не только его история, но и его жизнь…

Читайте также: Защита Арктики: проблемы для России

Кстати, в некоторых монографиях указано: в сибирских отчетах "царевых людей" из Якутской приказной избы сохранились упоминания, что в 1654 году Семен Дежнев "отгромил у коряков якуцкую бабу Федота Алексеева. И та баба сказывала, что-де Федот помер цынгой, а иные товарищи побиты, и остались невеликие люди и побежали в лодках с одною душею, не знаю-де куда". В общем, приходят к выводу историки, возможно, коч Попова выбросило где-то в Анадырском заливе или несколько южнее…

Автор Андрей Михайлов
Андрей Михайлов — офицер, журналист, собственный корреспондент Правды.Ру в Северо-Западном федеральном округе