Светлана Руденко: Судить об успехах ЕГЭ можно будет через 15 лет. Эксперт о реформах образования и министре Ливанове. Правда ру 2014 год

Светлана Руденко: Судить об успехах ЕГЭ можно будет через 15 лет

Руководитель отдела школ "Учительской газеты" Светлана Руденко в интервью корреспонденту Pravda.Ru дала оценку деятельности Дмитрия Ливанова на посту министра российского образования.

— Мы не знаем большинства высокопоставленных чиновников ни в лицо, ни по имени. Но есть, так сказать, "народные" персонажи, о которых разве что только анекдоты не рассказывают. Еще недавно таковыми были господа Онищенко и Фурсенко, в последние два года пальму первенства все чаще перехватывает министр образования и науки Дмитрий Ливанов.

Как вы думаете, почему, несмотря на шквал критики в его адрес, Дмитрий Викторович фигура непотопляемая? Однажды журналисты спросили его, боится ли он отставки, на что Ливанов ответил с ухмылкой: "Нет". Все ли дело в связях и покровителях наверху?

— В том, что сейчас происходит в образовании, я вижу сдвиги к лучшему. Особенно, если особенно говорить о едином госэкзамене, то в этом году я бы отметила прозрачность и объективность. В этом году практически не было случаев списывания. Не было скандальных случаев, которые были в прошлом году, когда дети просто списывали в интернете.

Думаю, это заслуга, в первую очередь, Рособрнадзора и Сергея Кравцова, который им руководит. Но есть доля заслуги и Дмитрия Викторовича, потому что политика Рособрнадзора и министерства образования и науке в этом плане едина. Поэтому говорить о Ливанове, как об одиозной фигуре, нельзя. Но я думаю, что человек на таком посту имеет и покровителей.

Дмитрий Викторович — выходец из высшей школы, поэтому он хорошо знает систему образования, был ректором Университета стали и сплава. Думаю, что Дмитрий Викторович — фигура не случайная в образовании, он на своем месте.

— Существует ли лакмусовая бумага, при помощи которой возможно проверить истинность инициатив министра? Ведь даже у экспертов нет единства мнений, относительно их положительного или негативного эффекта?

— Лакмусовая бумага в образовании она всегда имеет отсроченные результаты, и говорить сегодня о какой-то реформе, наверное, сложно. Об этом можно говорить через 10-15 лет, когда вырастет поколение людей, которые смогут что-то сделать, и которые смогут быть действительно успешными или неуспешными в жизни.

ЕГЭ как раз является некой лакмусовой, но я думаю, что только по результатам ЕГЭ судить об успешности и качестве образования нельзя. Потому что тест есть тест, а кроме этого существует еще система образования, целый фундамент. ЕГЭ — не единственная лакмусовая бумага. И она не всегда может быть объективной.

Тест не всегда может выявить глубину знаний. Дмитрий Викторович совсем недавно говорил, что ЕГЭ будет меняться и появится устная часть на ЕГЭ. Как раз эта устная часть сможет сделать экзамен более объективным. Тестовые задания оценивают часть личности, а умение говорить, эрудицию тест не может выявить.

— Вы сказали про 10-15 лет. Не много ли это, чтобы оценить эффективность? То есть, да целое поколение пройдет.

— В образовании говорить о сиюминутных результатах нельзя. В 2000-м году ЕГЭ был в пилоте. С 2009 года ЕГЭ перешел в штатный режим. Вот, собственно говоря, в штатном режиме сколько? Всего пять лет.

Жизнь меняется и вносит свои коррективы. Какие-то реформы, какие-то вещи отсеялись сами по себе. Я вижу, что-то, что не жизнеспособно, уходит. Остается то, что жизнеспособно, что может меняться.

Понятно, ЕГЭ — это не единственный момент реформирования образования. Но когда я слышу, что все плохо, и что качество падает, мне кажется, говорить так нельзя, потому что жизнь меняется, и, конечно, образование то, какое было образование 20-30 лет, оно другое.

Потому что жизнь другая. Жизнь требует других компетенций, других способностей от человека, поэтому фундаментальное образование поменялось. Поменялся мир, поменялась страна, поменялось образование.

Читайте также:

Яков Турбовский: Мы спорим с Ливановым, а он не отвечает на вопросы

Зачем министр Ливанов копает под вузы?

Геннадий Месяц: Страна с великой наукой заслуживает лучшего министра

Обсудить