Молдова нужна еврочиновникам как пример "Восточного партнерства"

ЕС толкает Молдавию в объятия Румынии

Украина, Грузия и Молдавия 27 июня подписали договор об ассоциации с ЕС. Об Украине уже много сказано, а Грузия теперь мало кому интересна. А что принесет интеграция с Евросоюзом Молдове? Что общего и какие различия в нынешнем состоянии этих стран, каковы их перспективы? Как этот факт повлияет на сотрудничество с Россией? О последствиях подписания ассоциации с ЕС для Молдовы, их сходстве и различиях в прямом эфире видеоканала Pravda. Ru шел разговор с молдавским журналистом и политическим обозревателем Александром Исаевым.

— Многие наблюдатели отмечали, что молдавские власти опасаясь протестов пошли на ускоренный процесс подписания интеграционных документов без серьезных расчетов и анализа возможных экономических последствий. Это так?

— Дело в том, что молдавское правительство вряд ли принимало какие-то самостоятельные решения. Если оценить действия молдавского правительства за последние несколько лет, станет очевидно, что оно работает, как сугубо марионеточная структура. Мало того, что оно находится на содержании Брюсселя и Вашингтона, так еще отказывается даже от любых попыток сформировать национальные интересы. Та скорость, с которой Молдавия шла по пути подписания соглашения с Евросоюзом, связана не с какими-то личными опасениями, попытками обозначить национальные интересы или избежать конфронтации внутри страны.

Недавно состоялись выборы в Европарламент. И именно еврочиновникам крайне необходимо показать историю успеха "Восточного партнерства". Ведь Грузия более осторожно относилась к ассоциации после смены правления, а на Украине начались огромные проблемы. Молдавия была представлена тем успехом, который оправдывает многомиллиардные вложения в проект "Восточного партнерства". Поэтому был очень жесткий контроль. Эмиссары из Брюсселя, Страсбурга и Вашингтона практически каждую неделю приезжали в Кишинев. Поэтому, образно говоря, молдавское правительство держали за шиворот и никаких движений вправо-влево просто не подразумевалось.

— Тем не менее действия молдавских властей свидетельствуют об их опасениях. Эксперты говорят, что уже через несколько месяцев остро проявятся протестные настроения большинства простых людей. Может ли случиться молдавский майдан?

— Ситуация действительно может стать неконтролируемой. Дело в том, что ни в какой Евросоюз Молдавию не приглашают. Даже более того, это соглашение сейчас рассматривается как конец всяческой евроинтеграции. Конечно, протестная ситуация может принять неконтролируемые масштабы. В краткосрочной перспективе начнутся защитные меры со стороны Российской Федерации, потому что устами основных спикеров Россия в последние недели уже не раз демонстрировала свою озабоченность. Это означает в перспективе выход республики Молдова фактически из зоны свободной торговли в СНГ, что грозит огромными, колоссальными, катастрофическими последствиями и потерями для молдавской экономики. Это грозит потоком молдавских гастарбайтеров, которые будут вынуждены возвращаться на родину, потому что их коснутся защитные меры. А в республике Молдова никакой работы для них нет. Безвизовый режим с Евросоюзом, который Молдавия получила раньше всех — еще в апреле, никакой работы в Европе не обещает.

Читайте также: Рабочих Незалежной ждет конкуренция с неграми

Соответственно, мы получим экономическую катастрофу, которая приведет к социальной катастрофе. Будет огромное количество нетрудоустроенных озлобленных людей. Это может вылиться во что угодно. Но на самом деле правительство даже такие риски просто не оценивает. У них есть стержневая, столбовая дорога с шорами на глазах. Потому что их жестко контролируют, и никакая самодеятельность не допускается и допускаться в ближайшее время не будет.

— Дэвид Кэмерон недавно сказал, что нужно закрыть границы от таких государств, как Молдавия. И вероятно, несмотря на безвизовый режим, ограничения будут. У вас простые люди действительно решили, что они смогут свободно ездить и работать в Европе?

— На самом деле так никто не думает, хотя пропаганда, конечно, действует. Пропаганда каждый день вещает с экрана, что теперь можно свободно путешествовать по Европе. На многих, особенно выходцев из сельских районов Молдавии, которые были за последние несколько лет просто низведены до феодального уровня, она действие оказывает. Но действительность далеко не такова. Украина и Грузия с вожделением стремятся к безвизовому режиму. Для них это — чуть ли не свет в окошке, главный пряник, который им обещают за принятие всех условий. Молдавия имеет безвизовый режим с 27 апреля, и поток мигрантов совершенно не увеличился. Это было связано, прежде всего, с тем, что те, кто хотел, уже давно уехали, правдами-неправдами устроились. Сам по себе безвизовый режим права на трудоустройство не дает. К тому же безвизовый режим осуществляется по так называемым биометрическим паспортам. Среди выехавших за два последних месяца из Молдавии в страны Евросоюза людей с биометрическими паспортами не более 30 процентов. Все остальные едут по-прежнему с визой. Опять таки подчеркну, вся трудовая миграция, которая осуществляется из Молдавии, даже при безвизовом режиме будет нелегальной. Этих людей будут отлавливать и возвращать с черной пометкой в паспорте. Никакой радости по поводу безвизового режима после его введения в Кишиневе и Молдавии вообще не наблюдается.

— Тем не менее у вас пропагандируется евромечта. Премьер-министр Молдавии Юрий Лянке сказал: "У нас будут намного более функциональные институты власти, у нас будет правосудие намного более объективное, а не то, которое сейчас существует. Причем это будет хорошо и для российских инвесторов, которые в случае возникновения проблем будут знать, что решение судов будет приниматься по закону, а не по понятиям". То есть второе лицо в стране признает, что судебные решения в Молдавии принимаются "по понятиям". Можете пояснить, это он о чем говорил?

— Это — о телефонном праве. В республике Молдова можно решить любой вопрос (я подчеркиваю — любой) просто позвонив по телефону, если у вас имеется нужный номер, имеющий достаточный политический вес. Поясню, что Юрий Лянке является фактически первым лицом в стране, потому что президент республики Николай Тимофти ни по конституции, ни по своим управленческим качествам вообще ничего не решает. На самом деле никто не мешал правительству учреждать эту власть закона все последние годы. Республика Молдова на самом деле за последние десятилетия прошла достаточно большой путь гармонизации законодательства с европейскими стандартами, но никакого успеха на этом пути достигнуто не было. Предпоследний премьер-министр, предшественник Юрия Лянке, Владимир Филат является его партийным начальником, потому что господин Лянке — член партии господина Филата. Так вот, этот Владимир Филат был отправлен в отставку по обвинению в коррупции. Парламент официально объявил его коррупционером и отправил в отставку. Но у этих людей никаких проблем не возникает при подписании соглашения. Они даже с Украиной готовы подписать все, хотя там идет гражданская война.

Читайте также: Фашизм поднимает голову и в Молдавии

— Получается, таким образом государство заявляет о своей несостоятельности, но говорит о возможной привлекательности для российских инвесторов в связи с ассоциацией. Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заявил, что подписание Украиной, Грузией и Молдавией ассоциации с ЕС является суверенным правом этих государств, но Россия примет меры, если последствия заключения этих договоров нанесут ущерб российскому рынку. Какой, на ваш взгляд, может быть этот ущерб и ответные меры?

— Конечно, будет проблема реэкспорта. В республике Молдова остатки промышленности, которые до сих пор сохранились, они все реэкспортные. Сырье поступает из-за рубежа, здесь оно обрабатывается, и готовый продукт отправляется в страну, откуда сырье пришло. То есть фактически Молдавия не экспортирует товары, не развивает свое производство, а экспортирует дешевый труд, можно сказать, рабский труд. Потому что цены на труд в Молдавии ниже европейских и российских. Понятно, что ни о каком нормальном инвестировании речи идти не может, прежде всего, потому что никаких изменений в судебной системе или законодательстве не произойдет. Будут попытки внедрения директив ЕС. Но возникает огромное сомнение в том, что эти директивы будут внедрены. Задание с самого начала невыполнимое, потому что только в 2014 году по этому соглашению Молдавия должна внедрить 12 директив, в ближайшие 2-3 года — 200 директив Евросоюза. А на реализацию одной единственной директивы при нынешнем управленческом и юридическом уровне могут уйти долгие годы. Таким образом ЕС провоцирует больший хаос в молдавском законодательстве и соответственно в инвестиционном климате.

— Стандарты ЕС могут вообще угробить оставшуюся промышленность. Неужели люди, владеющие этими производствами, никак не влияют на решения правительства и не пытаются противостоять им?

— Ситуация в Молдавии с точки зрения экономики и государственного строительства очень похожа на украинскую. Государство в Молдавии, как и на Украине, захвачено олигархами. Все вопросы в Молдавии решают две небольшие группы олигархов, одну из которых возглавляет бывший премьер-министр Владимир Филат, другую — действующий вице-председатель демократической партии Плахотнюк. Они составляют правящую коалицию. Эти люди, их личное благосостояние и состояния их кланов никак не зависят от того, что производится в Молдавии. Они сидят на европейских грантах и кредитах. Развивается контрабанда, которая приняла совершенно необъяснимые размеры. Например, в Румынии говорят, что каждая третья сигарета — контрабанда из Молдавии. Эти люди никак не заинтересованы в легальном производстве. Молдавское производство ни на что не влияет. Молдавские производители голоса не имеют, потому что они и работать-то могут по тому же телефонному праву. Только поэтому их пока и не трогают. У нас в стране, к сожалению, все сконцентрировано в этих олигархических кланах. Украину это уже довело до катастрофы. К сожалению, это может довести до катастрофы и Молдавию.

Читайте также: ЕС ведет Молдавию к конфронтации с РФ

— Как подписание документов с ЕС отразится на Приднестровье?

— Приднестровье — самый больной вопрос. Именно об этом мы говорим, когда обсуждаем несостоятельность государства Молдова в связи с ассоциацией с Евросоюзом. Были огромные усилия приложены для того, чтобы Приднестровье оставалось в едином правовом и государственном поле с республикой Молдова. Это имело большое значение в плане интеграции на восток. Потому что очень хочется, чтобы республика Молдова полностью интегрировалась в Евразийский союз, в Таможенный союз. Сейчас на этом пути возникли огромные проблемы. Приднестровье уже заявило устами своих высших лидеров о том, что оно не собирается подписывать никакой ассоциации. Оно не входит в зону свободной торговли с Евросоюзом. Кроме того, поспешно подписанное Молдавией соглашение не предусматривает никаких механизмов, никакой интеграции Приднестровья в этот процесс. Не может соглашение действовать на части страны. Это означает, что возникает таможенная граница как минимум. А таможенная граница — это пролог полноценной государственной границы. Этого всегда пытались избежать при здоровых правительствах республики. Фактически, с подписанием этого соглашения Кишинев впервые добровольно соглашается, что Приднестровье не является в каком-то смысле частью Молдавии.

Читайте также: Объединение РФ и Приднестровья возможно

И нынешнее правительство это полностью устраивает. Потому что есть силы, не только в Тирасполе, но и в Кишиневе, которые заинтересованы в том, чтобы распроститься с Приднестровьем. Приднестровье воспринимается как тормоз на пути в НАТО. И на пути страны в мифический Евросоюз. Для Кишинева это — действительно мифическая цель. И эти силы сейчас торжествуют, потому что Приднестровье теперь отдалилось от Кишинева на максимально возможное расстояние со времен войны 1992 года.

— Что это означает для Молдавии, для ее политического положения и государственности?

— И в целом Молдавия, пожалуй, находится в самом сложном политическом положении начиная с того же самого 1992 года. Потеря государственности уже зрима и ощутима как никогда. Потому что без Приднестровья Молдавия фактически не существует. Без Приднестровья интересы Румынии по присоединению Бессарабии, которые всегда прослеживались и прослеживаются до сих пор, получают огромную вероятность, огромный шанс на успех. У сил, стремящихся к этому, появляется шанс, что Молдавия интегрируется в Евросоюз через присоединение к Румынии. Сейчас это направление набирает силу. И с каждым днем эта тема будет набирать силу все больше. Это очень опасно.

Автор Антон Фролов
Антон Фролов— журналист, корреспондент, видеоведущий Правды.Ру
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *