Новый полис ОСАГО ударит по страховщикам?

ОСАГО: поперек горла страховщикам

Первого июля парламентарии проведут второе чтение проекта изменений в ОСАГО. Правительство убедило депутатов не откладывать реформу в этом секторе страхования, одном из самых обширных и востребованных. Проект якобы улучшит положение автовладельцев, но страховщики уже называют его "политико-экономическим терроризмом отрасли" и грозятся уйти из бизнеса.

В общем-то, страховое лобби в Госдуме (только не делайте круглые глаза, его существование чуть ли не в открытую признано!) практически не скрывает особого недовольства утвержденной правительством версией поправок. А вот сами автолюбители, между прочим, сильного лобби в парламенте не имеющие, очень даже за новшества. Как сообщил Pravda.Ru кандидат юридических наук, член Международной ассоциации адвокатов и активист Общества автолюбителей России Игорь Шмидт, мало кто из них падает в обморок от словосочетания "реформа ОСАГО". И именно некой "подковерной" борьбой в парламенте, по его мнению, объясняется такое долгое прохождение проекта документа через своеобразный "фильтр интересов" в Госдуме. Примерно о том же говорят и в других общественных организациях автолюбителей.

Ведь с момента первого чтения документа с поправками в Госдуме прошло больше года, но последние разногласия по ним удалось снять буквально только на днях на совещании у первого вице-премьера Игоря Шувалова.

Прежде чем отвечать на поставленные в анонсе непростые вопросы, попробуем окунуться в цифры и голые факты, так будет нагляднее. Документ по ОСАГО уже с 1 октября 2014 года увеличивает со 120 до 400 тысяч рублей выплату по ущербу имуществу в ДТП, а с 1 апреля 2015 года - выплату по ущербу жизни и здоровью с 160 тысяч до полумиллиона рублей. Такие данные приводит "Коммерсантъ".

Читайте также: Обман потребителей: от ОСАГО до кредитов

Возмещение можно будет получить в виде ремонта пострадавшей в ДТП машины. Причем на территории Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга, Ленинградской области можно будет не вызывать сотрудника ГИБДД для оформления аварии. И если в ДТП нет жертв, а в столкновении участвовало лишь два автомобиля и они оборудованы средствами фото- и видеофиксации, тоже можно дорожного полицейского не отвлекать от несения патрульной службы на дорогах. Максимальный процент износа деталей при расчете выплаты сократится с 80 процентов до 50. Штрафы страховщикам за затягивание выплат вырастут.

Кроме того, одновременно с выплатами вырастут и тарифы - Центробанк увеличит базовые ставки ОСАГО с 1 октября максимум на 24 процента, затем за полгода примет решение по повышению тарифов в связи с ростом выплат по жизни и здоровью. По информации "Коммерсанта", поправки вводят и понятие тарифного коридора, то есть страховщики смогут конкурировать не только сервисом в ОСАГО, но и ценой. Причем Центробанк, во всяком случае на начальном этапе реформ в этом секторе страхования, не планирует тарифный коридор широким. Вот такая обстановочка, если в цифрах и фактах. Ну а что автоэксперты со своим мнением, которое очень часто не совпадает с правительственным и даже депутатским?

"Если поправки в ОСАГО будут приняты в нынешнем виде и компании действительно сдержат свою угрозу и с рынка начнут уходить, то выгоды не будет абсолютно никакой, по крайней мере, на данный момент, - считает главный редактор портала "Колеса" Филипп Березин, поделившийся своим мнением с Pravda.Ru. - Система ОСАГО и работа страховых компаний по выплатам и, вообще, по всему комплексу услуг и так вызывает большое количество нареканий. Но я отчасти эти нарекания связываю с тем, что сам факт того, что все российские автовладельцы обязаны иметь этот полис, определяет очень сложного клиента".

И то верно: вообще среднестатистический российский автовладелец - клиент очень сложный, и страховой компании угодить ему очень сложно, даже если (что вообще предел мечтаний!) компании работали бы идеально. Та схема, которая предлагается с увеличением тарифов, но без изменения расходов автовладельцев, чисто с экономической точки зрения выглядит странно, считает Филипп Березин.

Странно, что стоимость услуги не возрастает, а страховая выплата растет - так не бывает, здесь явно есть какой-то подвох. Совершенно очевидно, что страховым компаниям это не выгодно, а автовладельцам это может быть выгодно только в том случае, если эта система будет работать. Но если сами страховщики говорят, что работать система не будет, то они не так уж, простите, и не правы! Руководители страховых компаний все чаще высказываются в прессе, что их хотят заставить продавать ОСАГО дешевле себестоимости, плюс открывают двери мошенникам.

Читайте также: Страховщиков можно заставить платить, если...

"Конечно, польза для людей будет, лимит выплат будет больше. Но нельзя зажимать страховщиков! - говорит генеральный директор компании Cherehapa.ru Максим Пичугин, с которым связался корреспондент Pravda.Ru. - Почему себя так ведут в страховых компаниях - потому что это реально им не выгодно. Во многих регионах убыточность далеко за 100 процентов, какой акционер захочет работать себе в убыток. Поэтому им приходится выкручиваться, находить различные лазейки, как минимизировать свои убытки. Новые изменения, безусловно, направлены на то, чтобы страховые компании еще больше пострадали от этих поправок. Это, к сожалению, будет так...".

Таким образом, вполне возможно, что некоторые страховые компании уйдут с рынка. Переходный период будет сложный, возможно, страховым компаниям придется массово отказывать в заключении договоров по ОСАГО в регионах, где убыточность большая. Положительное в этой истории лишь то, что Центробанк теперь будет регулировать тарифы. И, возможно, с ЦБ страховщикам будут проще договориться, чем с Госдумой, считает Максим Пичугин.

Читайте также: Выплаты по ОСАГО: кто судить будет?

В общем, чем все закончится и для страховых компаний, и для простых автолюбителей или руководителей транспортных предприятий, сейчас спрогнозировать трудно. И вообще трудно даже сказать, когда именно такой прогноз можно будет сделать. Но то, что в сфере ОСАГО трудности все равно не закончатся, даже если Госдума и во втором, и в третьем чтении примет реформистские поправки по обязательному страхованию автогражданской ответственности, ясно уже сейчас. Очередная, которая уже по счету, загадка огромной машины отечественного производства. Не четырехколесной и не железной. Бюрократической...

Автор Андрей Михайлов
Андрей Михайлов — офицер, журналист, собственный корреспондент Правды.Ру в Северо-Западном федеральном округе
Обсудить