Россия должна пользоваться "газовым оружием"

У России есть оружие похлеще ядерного

Удивительно было наблюдать за главой Газпрома Алексеем Миллером, который возмущался тем фактом, что сам же закачал бесплатно 11,5 миллиарда кубов российского газа в хранилища Украины, тем самым поддержав украинскую экономику до весны. Миллер плохой хозяйственник? Или Россия не умеет пользоваться своим главным политическим и стратегическим оружием?

Алексей Миллер, переведя, наконец, Украину на режим предоплаты, на пресс-конференции в минувшее воскресенье очень сердился. Однако возникает вопрос — на кого? Вряд ли на себя или на украинцев. "Нафтогаз" делал то, что ему позволяли делать, а сам Миллер вряд ли допустил бы подобную нераспорядительность. Тогда, вероятно, Миллер сердился на президента России Владимира Путина, поскольку газ — "это наше национальное достояние".

Каковы были мотивы руководства страны так спонсировать враждебный РФ режим Яценюка-Порошенко? "Вокруг Украины сложилась сложная геополитическая ситуация, и российское руководство понимало, что при любой эскалации Россия будет обвинена в том, что она зажимает украинцев, — сказал Pravda. Ru Алексей Гривач, заместитель генерального директора Фонда национальной энергетической безопасности. — Поэтому было сделано все максимально публично, прозрачно — несколько отсрочек оплаты с вовлечением европейских клиентов, с письмами Европе, с предложениями повлиять на Украину и так далее.

Это была осознанная уступка. Перевод на предоплату состоялся после того, когда стало всем понятно, что Украина провалила переговоры. И нет никаких намеков на то, что в этом есть вина российской стороны".

Второй момент, по мнению эксперта, заключается в том, что это была "добрая воля Газпрома дать возможность Украине хоть как-то подготовиться к зиме, не доводя до ситуации, когда Украина начнет отбирать газ из транзитного потока, то есть до транзитной войны".

Читайте также: Бумеранг санкций: заплатит Европа

Итак, Россия снова предпочитает быть доброй к другим в ущерб себе? Но ведь ясно, что Яценюк от этой доброты совсем обнаглел, хочет перепродавать российский газ, Порошенко убивает российских журналистов, а Дещица прилюдно оскорбляет российского президента.

Не пора ли пользоваться нашим "преимуществом" (как называет природный газ Алексей Гривач) не для того, чтобы поддерживать имидж "матушки России", а в качестве стратегического оружия? Тем более, что Запад давно к этому готов. "Глава России считает энергетические богатства своей страны стратегическим оружием, которое будет использоваться по мере необходимости, чтобы продвигать интересы Родины", — пишет, например, Алекс Брумер (Аlex Brumer) в приложении This is money к британской Daily Mail.

Автор приводит любопытный пример применения такого оружия. "Так, Боб Дадли, исполнительный директор BP, в 2008 году, когда ТНК-ВР оказалась в споре с Москвой, не смог продлить себе визу и ему пришлось бежать из страны. В настоящее время, как миноритарный акционер "Роснефти", Дадли может свободно ездить в Россию, и ВР стал любимым партнером для реализации новых энергетических проектов в Сибири и Арктике", — замечает Брумер.

Согласимся все же с Брумером, а не с Гривачем в оценке значения природного газа для России, и предположим, что российский президент все же не "добрый дядя". Тогда вернемся к мотивам очевидного спонсирования экономики Украины газом. Владимир Путин продемонстрировал неумелое использование оружия "мягкой силы"? Или это был некий стратегический ход? С одной стороны, очевидно, что присутствует неумелость, иначе не было бы таких колебаний по цене — значительных уступок при грозной риторике. Не было бы сопутствующих проволочек в строительстве "Южного потока" в связи с требованием Евросоюза о выполнении норм "Третьего энергопакета".

Дело в том, что все договоры Газпрома двусторонние и заключены со странами участницами в 2008 году, когда "Третьего энергопакета" ЕС и в помине не было. Его нормы, в частности норма разделения владельца газа и трубы, были утверждены год спустя, а вступили в силу в 2011 году. Любая западная фирма давно бы решила вопрос в судебном порядке. Газпром же подал иск только в конце апреля этого года. Кроме того, зачем было выдвигать на тендер в Болгарии фирму Геннадия Тимченко, который уже был под санкциями США? "Стройгазмонтаж" тендер выиграл, американцы тут же пригрозили санкциями 100 болгарским фирмам, участвующим в работах, и премьер Пламен Орешарский приостановил строительство газопровода.

И только тогда, что называется, "зашевелились": министр иностранных дел Сергей Лавров поехал в Сербию и заявил о возобновлении работы по строительству "Южного потока" на территории этой страны. А Путин собирается по этому же вопросу в Австрию. А как же Болгария? Вероятно, придется все же заменить "Стройгазмонтаж" на другую компанию, Болгария не та страна, которая устоит перед угрозой американских санкций.

Читайте также: Это не провокации, это наглость фашистов

Однако просматриваются и стратегические действия. Переговоры затягивались для того, чтобы не возбуждать Европу, которая находится под постоянным давлением американцев на применение отраслевых санкций против России. Путин, вероятно, пытался показать партнерам в ЕС свое понимание их обеспокоенностью по поводу зависимости от российского газа (от 90 до 30 процентов в разных странах) и в ответ рассчитывал на особую позицию ЕС по санкциям.

"Ничего такого катастрофического сейчас я не наблюдаю, наоборот, два плюса имели место, — сказал Pravda. Ru Иван Грачев, председатель комитета Госдумы по энергетике. — Первое — это то, что еврокомиссия встала на нашу сторону, что очень важно. Второе, я думаю, это то, что теперь увеличиваются шансы на строительство "Южного потока", еврокомиссия не будет сильно возражать, шансы принципиально увеличились". Ближайшее время покажет, насколько это все верные предположения.

Имея хорошее оружие, нужно не только уметь им пользоваться, но и не бояться это делать. Вот здесь у России тоже проблема, судя даже по комментарию Алексея Гривача. Россия боится обвинений в шантаже, обвинений в том, что "русские идут". Об этом сейчас на Западе не пишет только ленивый. Да, идут. Cколько же можно отступать? Россия — мировая держава и должна требовать к себе соответствующего уважения. Что может сегодня противопоставить Запад в Европе энергетическому оружию России? Ничего в перспективе 10-15 лет. И то на строительство портов для СПГ или разработку сланцевых месторождений понадобятся колоссальные миллиардные вложения, а этих денег пока у Европы нет.

Читайте также: Болгарию наказали за "Южный поток"

С другой стороны, сами американцы не гнушаются демонстрацией силы. "Для Соединенных Штатов игра (в украинском конфликте) заключается не в массированном вооружении Польши, не в построении в Румынии мощного флота и не в изменении мирового нефтяного рынка. Все куда проще: Вашингтон хочет показать, что готов на это пойти. Эта демонстрация заставила русских пересмотреть свои намерения, до того, как эти угрозы стали реальностью. И не то чтобы Вашингтон блефует — просто там хотели бы достичь своих целей, не прилагая сверхусилий и, говоря откровенно, без торпедирования цены на нефть", — пишет Джордж Фридман на сайте Stratfor.

В заключение скажем, что сейчас в подземных хранилищах газа Украиной накоплено порядка 13,5 миллиарда кубов газа, однако для того, чтобы обеспечить бесперебойный транзит в страны Евросоюза, этот объем нужно довести до 19 миллиардов. То есть, начиная с июля, необходимо закачать еще 5,5-6 миллиардов кубов, иначе просто будет сорван транзит. И это то "оружие", которым надо воспользоваться, хотя бы для снятия проволочек по "Южному потоку".

Автор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить