Владимир Евсеев, заведующий отделом Кавказа Института стран СНГ, о выборах в Сирии и Украине

Выборы в Сирии с оглядкой на Украину

 

Президентские выборы в Сирии и на Украине, что в них общего? И те, и другие прошли в условиях фактической войны. На этом  всходство заканчивается и начинаются парадоксы. США и Запад, как известно, признали образцом демократии выборы Порошенко. И назвали фарсом голосование в Сирии. Почему? Об этом Pravda.Ru рассказал известный востоковед, заведующий отделом Кавказа Института стран СНГ Владимир Евсеев.

— Могут ли выборы президента повлиять на ход гражданской войны в Сирии?

— Я считаю, что эти выборы могут дать очень хороший толчок поиску компромисса и, может быть, даже мира. Потому что Башар Асад для многих сирийцев стал символом борьбы с терроризмом, символом борьбы с иностранными наемниками. Когда люди голосуют за Башара Асада, они голосуют за то, чтобы быть независимым государством, чтобы Сирия сохранилась единой, чтобы не пришел какой-то иностранный наемник, чтобы никто извне не стал навязывать сирийцам, как им жить. Сирийцы видят, что именно Асад — человек, который позволит победить и сохранить страну. В этом случае поддержка сирийцев говорит о том, что они хотят мира и стабильности. Сирийцы устали от этой бесконечной войны. Алеппо, например, разрушен почти полностью. Больно за многие другие сирийские города. Я думаю, что те сирийцы, которые проголосуют за Башара Асада, они проголосуют за мир и за светлое будущее.

Читайте также: Выборы в Сирии под обстрелом: эксклюзив Pravda.Ru с места событий

— В выборах реально участвуют только 3 кандидата. Башар Асад — в центре, справа от него идет Хасан ан-Нури, а слева — бывший член компартии, а сейчас член Партии народной воли Махер Хаджар. Все они имеют ярко выраженные политические позиции. Фаворитом вы считаете Башара. Кто проголосует за двух остальных?

— Во-первых, нужно заметить, что в этот раз впервые выборы идут на альтернативной основе. Раньше выбирали путем референдума. Это полностью соответствует демократическим принципам, которые действуют и ныне. Альтернативность выборов дает людям возможность проголосовать за либералов либо за представителя народной партии, если они поддерживают их позицию. То есть у людей есть выбор, и это уже хорошо. Другой вопрос, что, конечно, эти кандидаты не имеют такого авторитета, как у Башара Асада. Но на то и выборы. Это показывает, что в Сирии идут демократические процессы. Мы с вами видели, как проходили парламентские выборы в Сирии, сейчас мы будем следить за результатами президентских выборов.

Позиция Запада, который заранее не признал итоги выборов, это — позиция тупиковая. Потому что если люди придут и проголосуют, это значит, что сирийцы хотят проголосовать, и они могут выбрать. Почему-то Запад этого не хочет замечать. Он очень сконцентрирован на недостатках, например, что не дали участвовать в выборах каким-то оппозиционерам, которые за границей. При этом игнорируют, что есть соответствующий закон, который мешает им принять участие в избирательной кампании. Они очень акцентируют внимание на тех людях, которые являются беженцами, например, живут вне Сирии. Но я думаю, надо больше думать о сирийцах, которые внутри Сирии. А они имеют сейчас реальную возможность выбрать, и я считаю, что это — очень важный шаг на пути демократической Сирии.

Сейчас для сирийцев все-таки главное — мир. Но для того чтобы был мир, надо победить, потому что никто просто так сирийцам мирно жить не даст. Здесь имеются чрезвычайно мощные влияния иностранных государств. Сирии очень важно определиться, куда двигаться, каким образом развивать экономику. Сирия сейчас может развиваться, использую реально имеющуюся базу. Например, нефть. Посмотрите, кто контролирует сейчас нефть, и как изменился уровень добычи сирийской нефти. Он упал на порядок, в том числе потому, что зону добычи нефти контролируют радикалы.

Смотрим дальше, допустим, туризм. В условиях войны от туризма практически невозможно получать выгоду. Сельское хозяйство в условиях гражданской войны тоже не может приносить отдачу.

Читайте также: США отыграются за Украину в Сирии

Мы уже видим пример этого и на Украине. Там гражданская война ведется всего в двух областях — Донецкой и Луганской. Но до сих пор поля не засеяны на всей территории Украины. Поэтому, как и куда двигаться, конечно, большая проблема. Я не вижу сейчас реально базиса, на котором можно двигаться дальше, если не освободить Сирию от различного рода преступников и радикалов. Если они останутся внутри Сирии, то страна просто не может развиваться. Потому что, когда идут боевые действия, то для людей, самой важной является проблема просто выжить. Важно, чтобы было самое необходимое — вода, продукты питания, предметы первой необходимости. Поэтому сейчас нужно просто переломить ситуацию и победить.

— А выборы какое значение имеют для этого?

— У меня напрашиваются все время параллели с Украиной. Ведь тоже указывалось, что выборы там не могут быть демократичными, выражать мнение всех украинцев. Эти выборы нужно было перенести на декабрь. Но выборы были проведены. Это было сделано для легитимизации власти в лице Петра Порошенко. Для Сирии, я думаю, выборы могут быть использованы для объединения сирийцев вокруг действующей власти.

— Конечно, Асад — лидер и Сирии нужна консолидация. Но если большое количество людей проголосует за двух альтернативных кандидатов, как тогда возможно объединение народа? Что это значить?

— Тогда это будет очень тревожный звонок действующей власти. И из этого исходя надо будет корректировать внешнюю политику, корректировать те направления, которые были обозначены Башаром Асадом и его правительством. А в первую очередь, в этом случае нужно будет проводить корректировку направления социально-экономического развития страны.

— Надо заметить, что избирательная кампания в Сирии происходила очень четко, при абсолютно равных правах и возможностях участников. Оппозиционных кандидатов показывали по телевизионным каналам столько же, сколько и президента. Президента чуть-чуть больше из-за внешней политики. Но они тщательно это компенсировали. Было очень много агитации кандидатов. А большие портреты Башара, которые раньше висели повсюду в Сирии, на время выборов сняли.

— Я думаю, что сама избирательная кампания была хороша хотя бы потому, что эти точки зрения были высказаны. И этих точек зрения придерживается значительная часть интеллигенции. Люди, которые их высказывали, не являются сторонниками распада страны. Они думали о том, как Сирию сделать лучше. Важно, чтобы высказанные идеи могли быть использованы. Было бы очень здорово, если бы кандидаты заняли какие-то важные посты или хотя бы оказывали влияние на принятие решений. Это было бы очень полезно для самого Башара Асада, потому что любая власть, которая консервируется, не всегда способна к развитию. Хочется верить, что это в любом случае дойдет до действующей власти и люди, которые будут управлять страной, учтут позитивные идеи.

Сирия бесспорно является демократическим государством. Просто демократия везде разная. Когда американцы пытаются сделать демократию по шаблону, это как раз является диктатом и идет в разрез с демократическими нормами. И ведь у их друзей — Саудовской Аравии — абсолютная монархия, даже без парламента совсем. У меня создается впечатление, что американцы плохо видят и слышат.

— Вы сказали про параллели между Украиной и Сирией. В этом сравнении наглядно проявляются двойные стандарты, абсолютное лицемерие западной позиции. Когда побеждает тот, кто нравится американским банкирам — это для них демократия, если народ голосует не так, как им хочется — они это не принимают. Какие аналогии и различия вы видите между выборами в этих странах?

— Порошенко вообще чудовищное зло для Украины. Майдан, фашисты просто убили украинскую демократию. Украина была демократическим государством, но сейчас она им быть перестала, и люди взяли оружие, чтобы защищать свои права, возродить уничтоженную демократию. Это — совершенно очевидно.

Есть сходства. Украинские выборы не проводились на всей территории. На территории Сирии тоже не везде можно провести выборы, потому что некоторая часть контролируется радикалами. Но посмотрите, какие из этого делаются выводы. На Украине американцы этого не замечают. Хотя выборы, например, в Донецкой области проводятся в аэропорту среди военнослужащих, которые захватили аэропорт.

Читайте также: Барак Обама обнажил свой молоток

В Сирии же такого фарса не происходит, но западными странами априори было заявлено, что выборы нелегитимны. Ну, нужно было хотя бы дождаться их проведения. В Сирии действительно очень равные возможности у всех кандидатов. А на Украине этого не было даже близко. Доступ к СМИ был только у радикалов-националистов, например, того же Ляшко. Оппозиции же не только не давали высказаться, их кандидатам не давали высказаться и угрожали, их преследовали, избивали, чуть ли не убили. Демократии не было в принципе. И само проведение выборов. В Киеве, центральной и западной части Украины сделали показательную картинку на нескольких участках, куда приводили наблюдателей. Причем заметьте, каких наблюдателей. Большинство из них было из Соединенных Штатов Америки и дружественных им Канады и Великобритании. Им показали то, что хотели увидеть в Вашингтоне. И здесь самые равные права были у националистов. А остальная часть была чистейшей фальсификацией.

В день выборов 25 мая, неожиданно вечером пошел приток голосов по Юго-Востоку. Откуда он мог появиться? Я могу сказать только одно — просто шел вброс бюллетеней. Вот как это происходило на территории Украины. Но это не помешало Западу заявить, что выборы были демократичные и легитимные.

— Вообще там много подозрительного и непонятного. На Украине в день выборов было объявлено, что явка составила более 60 процентов. А потом избирком заявил, что чуть более 50 процентов. То есть шестая часть голосов была приписана. Куда они делись?

— Самое показательное, что цифры, которые показали, как победу Петра Порошенко, были известны уже давно, месяца за полтора до выборов. И установили их не в Киеве, а в Вашингтоне. Эти цифры были просто озвучены. Как вообще можно проводить выборы, если все сервера центральной комиссии не работали. Были уничтожены все базы данных. Рисовали, по сути, вручную те цифры, которые были нужны. Вот это — демократичные выборы — считают на Западе.

В Сирии — совершенно другая картина. Запад может поучиться, как нужно проводить выборы. А как фальсифицировать — это можем увидеть на примере Украины. Я вижу и много других параллелей между Украиной и Сирией. И все — с точностью до наоборот. И Запад опять же все переворачивает и перекрашивает.

На примере этих стран ярко проявляются просто чудовищные двойные стандарты. У нормального человека это просто не помещается в голове. Потому что нельзя выборы, которые проходят очень в близкое время, одни считать заведомо демократичными и легитимными, а о других заранее говорить, что они были недемократичными и нелегитимными. И при этом не хотят видеть позитивные отличия, напрочь игнорируют реальную альтернативность и состязательность. Не видят, потому что не хотят видеть. Просто США везде хотят иметь собственного ставленника, и заведомо заявят, что он является демократичным и легитимным. И под это дело все подтаскивают, настолько double-stand, что видно всем. К счастью, в Европе это уже начинают видеть, несмотря на все эти очки, которые американцы пытаются одеть на европейцев.

Читайте также: США надеются, что Россия предаст Сирию

—  Что делать Россиив этих условиях?

— Я думаю, что Россия должна удерживать курс, который она проводит. По Украине российский Президент Владимир Путин не сказал, что эти выборы нелегитимны и недемократичны. Было заявлено устами Пескова о том, что Россия уважает мнение украинского народа. Вот, что мешало, например, американцам сказать то же самое в отношении сирийцев? Сказать, что Вашингтон уважает мнение сирийского народа, которое будет высказано в ходе выборов. Ведь это очевидно правильней, чем заранее говорить, что выборы недемократичны и нелегитимны. Позиция России выверена, как никогда.

Мне было очень обидно за российскую позицию по Ливии. По Сирии Россия смогла выбрать правильную позицию. Она поддерживала Сирию, когда ей было плохо, когда ее хотели бомбить в сентябре прошлого года. Россия поддерживала Сирию все это время, и никогда не предавала сирийцев. Этому американцам надо учиться. Ведь если они предают, например, Мубарака, то следующий президент, который приходит в Египте, после смены радикалов, уже не будет им доверять. Американцы предают правящую элиту во многих государствах, когда им это нужно. Поэтому очень трудно надеяться даже на то, что элиты, которые прикармливаются американцами, им доверяют. Я думаю авторитет США будет падать, особенно учитывая, что их экономическое и военное могущество сокращается.

Автор Саид Гафуров
Саид Гафуров — политолог, руководитель направления "Восток", ведущий прямых эфиров Правды.Ру *
Обсудить